Древние доарийские R1a на Русской равнине, возможные предтечи там как ариев, так и предков русов
За занавесом истории сокрыт не один пласт жизни предков наших предков, о некоторых слоях которого приходится только догадываться по материальным остаткам.
Но так ли материальны эти остатки, чтобы точно оценить их сообразность предлагаемым археологическим версиям.
Из самого близкого, к признаваемым за очевидную реальность, фатьяновцам Русской равнины, нельзя не сказать о культуре ямочно-гребенчатой керамики (ЯГК). Кто там жил с точки зрения ДНК-генеалогии, по которой всякая речь о неких «финно-угорских» племенах на Восточно-Европейской равнине того времени отмечается подчистую? Но вот об известном противостоянии эрбинов (R1b) и эранов (R1a), возможно, уже можно вести речь.
Так получилось, что ископаемый образец представителя гаплогруппы R возрастом 24000 лет назад обнаружили в Южной Сибири. Этот образец являлся представителем древнейшего рода, который стал предковым для двух будущих ветвей, потомки которых играют главную роль в истории Евразии и сегодня – R1a и R1b.
Немаловажным фактором во взаимоотношении этих новых родов стал факт их появления на свете с заметным интервалом во времени – почти в 4 тысячи лет. И первыми появились на свет носители гаплогруппы R1a.
Так что, возможности всегда быть рядом и развиваться, как братья одного отца абсолютно никакой не было. Можно представить, как далеко могли оказаться носители R1a, прежде чем возникла гаплогруппа R1b. Поэтому не должны удивлять разные их пути миграции и абсолютно другой язык последней.
С учетом возможного точного места ее возникновения на Алтае, где ученые также предполагают возникновение прототюркского языка, не исключено, что именно там будущие эрбины (R1b) и обрели тот агглютинативный язык, который отличает и тюркские языки.
Все вместе взятое позволяет полагать, что никогда в прошлом носители гаплогрупп R1a и R1b не представляли собой дружную семью народов. Этому препятствовал как язык – важная субстанция в глубокой архаичности, так и менталитет, складывающийся у каждой из ветвей под влиянием исключительно разных обстоятельств.
В этой связи, можно было ожидать и в далеком прошлом больше столкновений и противостояний, чем братания. Единственное, что их могло объединять – это общее происхождение, отраженное в заметной европеоидной антропологии. Впрочем. В ряде случаев, определенное внешнее сходство могло больше раздражать, чем соединять. Получается, противостояние указанных гаплогрупп могло быть обусловлено еще далеким разным «воспитанием» в прошлом.
Впрочем, о далеком прошлом гаплогрупп говорить не приходится. Ощутимыми проявлениями людей прошлого являются древние археологические находки как материальных признаков присутствия людей, так и ископаемые костяки древних захоронений. Прежде, после антропологических исследований костяков, их как правило складировали в запасниках музеев. А что с ними еще было делать? Возможность же по ним сверять возраст захоронений, а также пути миграции древних людей, стала реальной с появлением методологии ДНК-генеалогии.
И если гаплогруппа R1a с датировкой 23 900 лет назад обнаружена в Южной Сибири, а уже далекий субклад этой же гаплогруппы R1a-M420-M459- M417-Z645 образовавшийся 5900 лет назад находим в Европе, то это говорит о дальней и долгой миграции носителей этой гаплогруппы на запад.
Также на запад после своего рождения отправились и носители гаплогруппы R1b.
Должны ли они были где-то столкнуться? И это столкновение не обязательно могло быть мирным. По данным ДНК-генеалогии R1b шли по северной дуге через Северный Казахстан, R1a – по южной, через Иранское нагорье и Малую Азию.
С другой стороны, конфигурация этих гаплогрупп в Европе, начиная с 10-11 тысячелетия назад, представляет собой очень интересную картину, которая показывает, что не всё гладко было в их взаимоотношениях не только в недавнем, но и в более далеком прошлом. По крайней мере, массового их слияния не наблюдалось. И территория Восточно-Европейской (Русской) равнины предстала ареалом обитания носителей гаплогруппы R1a, окраины же ее как восточная и южная, так и западная – занимали носители R1b.
Уже много сказано об эрбинах культуры колоколовидных кубков (R1b-L151), 4800 лет назад приступивших к уничтожению старого населения западной Европы. Но до возникновения этого субклада в Европе присутствовали и более древние родственники эрбинов, все – по периметру территории носителей гаплогруппы R1a.
Так, самые древние образцы R1b в Европе найдены:
в Сербии (V2219) - с датировками 10 835, 10 805 и 9500, 8763, 7901 лет назад,
в Румынии (V2219) - с датировками 8814 и 8704 лет назад,
в Италии (V2219) - с датировкой 7160 лет назад,
в Латвии (R1b-V13200) - с датировками 7946, 7689, 7649, 7447, 7027, 6135, лет назад,
и в Запорожской обл. (V2219) - с датировкой 9204 лет назад. (Вестник Академии ДНК-генеалогии, т. 17, №2, 2024 c. 162.)
Самые древние образцы R1a найдены:
- в Архангельской области (культура Веретье) с датировкой 10750 лет назад,
- в Запорожской области (R1a-М459) с датировкой 10 782 лет назад,
- в Карелии с датировкой 7200 лет назад,
- в Эстонии (Кудрюкула) (R1a-YP1272) с датировкой 5600 лет назад.
Как видим из рисунка, самые древние носители гаплогруппы R1b продвигались западнее от Балкан по северному Средиземноморью. Одна из древних ветвей R1b примерно через 2 тысячи лет оказалась много севернее (Литва) на границе культуры ямочно-гребенчатой керамики.
Присутствие древних R1a на Русской равнине еще до прихода туда шнуровиков-фатьяновцев 6-5 тысяч лет назад, может говорить о серьезном представительстве там древней R1a. Иначе, носители R1b продвинулись бы в ее восточную часть еще дальше.
Также носители R1b могли заполонить всю эту равнину с юга, со стороны хвалынской, ямной культур. Но предпочли резко свернуть на юг в сторону Кавказа, и, пройдя его, мигрировали в Месопотамию (Шумер). Тут могли играть роль как климатическая привлекательность юга, так и территориальная неуступчивость северных соседей эрбинов, прото-ариев.
О представителях уральской группы племен, носителей N1a1, которых еще зовут финно-уграми, в культуре ЯГК не может быть и речи. Они смогли пройти на свои нынешние территории в Европе (Финляндия, Балтия) только через 2500 лет после времени культуры гребенчатой керамики и только через территории арийской фатьяновской культуры.
Насколько показанная карта может быть наглядной сказать трудно? Но определённая отстраненность по территориальному признаку одних от других просматривается. Возможно, присутствие древних гаплогрупп R1b в Европе было не так значительно, но они там от 10 тысяч лет назад на Балканах уже присутствовали. И ближе к нашему времени, 4800 лет назад, там же могла образоваться ветвь R1b-L151, древние образцы которой обнаружились несколько севернее в Польше (4355, 4364 лет назад), Чехии (4500 лет назад).
Относительно же древнего субклада гаплогруппы R1a, считаться с ее ранним присутствием приходится. Можно, конечно, заметить, что по отдельным находкам древних R1a трудно судить, могло ли их древнее присутствие на Русской равнине быть массовым? Однако большой временной интервал от времени жизни носителя культуры Веретьё (10750 лет назад) до жителя с Онежского озера в 3500 тысячи лет, всего на расстоянии в каких-то 200 километров, позволяет заполнить это время не одним поколением носителей древней гаплогруппы R1a
Насколько реальна роль этого населения, хронологически коррелирующего со временем археологической культуры ямочно-гребенчатой керамики (ЯГК) этого региона, пока не известно. Но реальность такова, что в ареале этой культуры (7-5 тысяч лет назад) обнаружены пока только указанные редкие древние субклады гаплогруппы R1a (YP1272, YP1306). Из этого ряда несколько выделяется еще более древний образец культуры Веретьё у озера Лача. Но тем и велика его ценность, что позволяет осознавать важность раннего присутствия древних носителей гаплогруппы R1a на Русской равнине, возможной предтечи появления там же рода синдо-ариев, как предков русов.
https://dzen.ru/a/Zoe-ufkSWSpxkICh