Возможно, немного отходя от леймотива (больше озаряясь на название) заданного автором, скажу следующее. Прошу прощение за возможную скабрёзность объяснения.
В принципе, на данный момент мой вывод таков: Богу человек как таковой вообще не нужен (собственно, словосочетание "нужность Богу" умаляет самого же Бога, ведь оное обозначает, что у Бога имеет место человеческое по содержанию желание "нужды"). Что касается момента с предопределённостью, то ранее я и сам приходил к этакому "отрицательному августинизму", который даёт повод размахивать кулачком на небеса, ставя себя на позицию обделённого, где я просто игрушка в руках Бога, используемая в Его же интересах. Соответственно это привело меня к бунту в сторону Бога, где я, что само собой разумеется, был заранее проигравшим. Однако в целом момент малоинтересен, пожалуй, ведь относится скорее к моим поискам. Просто лично в авторе вижу: в споре Пелагия и Августина у автора темы бесспорно одерживает верх Августин, при чём в близкой к протестантской трактовке, но только автор скорее ведёт к тому, что предопределённость - негатив, соответственно креатор этого - Бог - против Которого нужен бунт, ведь он "Другой", ведь Он в таком амплуа является "отчуждением моего Я". Выход-то удобный, но собственно поверхностный, как по мне, ведущий к оправданию человека или пути к "безосновному бунту и стремлению к безосновной свободе без Бога" (сует сует - по факту), или к "титанизму", но титанов, могущих бросить духовный бунт против Бога, пожалуй, не существует, да и всё равно этот бунт Титана оборачивается в Самого же Бога и Татан здесь оказывается вновь в трагедии "изначально, но героически проигравшего". Помнится православие всё же исходит из того, что благодать действует совместно со свободной волей человека, как бы дополняя друг друга и не противореча. Но проблема такого вывода в том, что, в принципе, Бог в таком случае также оказывается холодным существом, который, в принципе, тебя предопределяет-то или не предопределяет к спасению и скорее даже первое, но ты сам оказываешься козлом отпущения, если отказываешься идти к спасению. Поэтому выход, и здесь я не оригинален, состоит в том, чтобы благодать и свободная воля находились в неразделении и воспринималась оная не опять же как в августинизме и далее в протестантизме, где человеке всё равно оказывается несвободен в плане того, что педалируется идея, что именно сама благодать избирает человека ко спасению, а воспринималась как внутренняя потенция человека к спасению, где и сама благодать предстаёт уже не внешним актом "за тебя всё решили", а внутренней автономной работой, в которой человек по своей воле преодолевает проблему предопределения на уровне личности.
|