"Вот что рассказал нам авва Палладий, а он сам слышал от одного из отцов, по имени Андрей, с которым и нам пришлось беседовать. "Когда я был молод, - рассказывал Андрей, я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки - и вот я, вместе с девятью другими, бежал в Палестину. Впрочем, один из них был человек трудолюбивый, а другой - еврей. В пустыне еврей ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил своих нес его на себе. Хотели мы донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти... Увидав, что мы собираемся уйти от него, он начал заклинать нас: - Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем... я желаю быть христианином... Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить жизнь и отойти ко Господу... - Брат, - сказали мы ему, - увы, нам этого сделать нельзя: мы - миряне, а это - дело епископов и священников. Да и воды здесь негде взять... Но он неотступно со слезами заклинал нас: - Христиане, не лишите меня этого дара... Мы были в величайшем затруднении. Тогда упомянутый выше трудолюбивый человек, как бы вдохновленный свыше, говорит нам: - Поднимите его и разденьте! С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Трудолюбец, наполнив свои руки песком, три раза посыпал еврею на голову, говоря: "Крещается раб Божий Феодор во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", а мы на каждое призывание Святой, Единосущной и поклоняемой Троицы возглашали: "аминь!". И - клянусь Господом, братие, - Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости. Напротив, он в добром здравии, с воспрянувшими силами, бодро пошел впереди нас по пустыне. Придя в Аскалон, мы рассказали все, что произошло с братом на пути, епскопу города блаженному Дионисию. Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением. Однако, собрав весь свой клир, предложил дело ему на обсуждение: следует ли считать действительным крещение, совершенное через обсыпание песком, или нет? Одни отвечали утвердительно, указывая на поразительное знамение. Другие утверждали противоположное. - Григорий Богослов, - говорили, - исчисляет все образы крещения, а именно: "Крещение Моисеево - в воде, а раньше - в облаке и в море, затем - крещение Иоанново, которое, впрочем, уже не было иудейским, потому что состояло не в одном погружении в воду, но сопровождалось покаянием, далее - крещение Иисуса Духом Святым, и это совершенный образ крещения. Знаю и четвертый образ крещения - исповедничеством и кровью. Есть еще и пятый - слезами..." Какой же образ крещения был совершен над юношей, чтобы мы могли утвердить его? В особенности, если вспомним слова Господа к Никодиму: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Небесное. - Так что ж? - возражали другие. - Ведь, не написано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в Царствие Небесное? - Нет! - отвечали на это. - Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих "Гипотипоз". Изъясняя слово апостола: "Благодарю Бога, что никого из вас не крестил", он говорит: "Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр - Андрея, Андрей - Иакова и Иоанна, а эти - остальных". Вот что и многое другое было высказано. Блаженный епископ Дионисий решил послать брата на св. Иордан и там крестить его. А того трудолюбца рукоположить во диакона" (Иоанн Мосх, "Луг Духовный", гл. 176). Вот такая история. Из нее неясно, какое окочательное решение было принято. Если крещение не признали, то зачем было отсылать человека на Иордан, а не крестить тут же - ведь благодать крещения не зависит от места совершения таинства? Скорее, решение епскопа выглядит как уступка непризнающим, и повторное крещение совершилось с проинесением слов "Аще не крещен", как и по сей день поступают в случае, если неизвестно, крестился ли человек, или нет.
|