Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am Сообщения: 38027 Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
|
Сергѣй писал(а): Владимир Н. писал(а): По проституткам не только дворяне ходили, разночинные революционные студенты были основной публикой, посещавшей бордели. А у них с моралью совсем плохо обстояли дела, о чём упоминалось в тех же "Вехах".
А что до "пойти 25-м", ну так примерно сегодня к обычным девкам ходят 25-м, вовсе не к проституткам, без сифилиса, правда, но в нравственном отношении на мой взгляд это ещё гаже. Ну если кто-то ходит 25-м... То что в том достойного?.. Это люди определенного сорта, так сказать... Тогда-то вроде как была православная монархия, да воспитание... А вот люди - не на высоте, к сожалению... И ничем не лучше нас... надо сказать... Вроде бы и трудно спорить с этой точкой зрения, но всё же никак не могу отделаться от мысли, что меня в ней что-то смущает. Поэтому я лишь приведу несколько примеров, иллюстрирующих дворянскую систему ценностей, и мы вместе сравним их с тем, как ведут себя люди сегодня. Вот, к примеру, статский советник и дипломат, автор "Горя от ума" Александр Грибоедов: "Разумеется, – заметил между прочим Грибоедов, – если бы я захотел, чтобы у меня был нос короче или длиннее, это было бы глупо потому, что невозможно. Но в нравственном отношении, которое бывает иногда обманчиво физическим для чувств, можно делать из себя все. Говорю так потому, что многое испытал над самим собою. Например, в последнюю Персидскую кампанию, во время одного сражения, мне случилось быть вместе с князем Суворовым. Ядро с неприятельской батареи ударилось подле князя, осыпало его землей, и в первый миг я подумал, что он убит. Это разлило во мне такое содрогание, что я задрожал. Князя только оконтузило, но я чувствовал невольный трепет и не мог прогнать гадкого чувства робости. Это ужасно оскорбило меня самого. Стало быть, я трус в душе? Мысль нестерпимая для порядочного человека, и я решился, чего бы то ни стоило, вылечить себя от робости, которую, пожалуй, припишите физическому составу, организму, врожденному чувству. Но я хотел не дрожать перед ядрами, в виду смерти, и при случае стал в таком месте, куда доставали выстрелы с неприятельской батареи. Там сосчитал я назначенное мною самим число выстрелов и потом, тихо поворотив лошадь, спокойно отъехал прочь. Знаете ли, что это прогнало мою робость? После я не робел ни от какой военной опасности. Но поддайся чувству страха, оно усилится и утвердится" Сегодня и в армии и в гражданской жизни, безусловно, немало храбрых людей. Но я слабо представляю себе подобное поведение в наши дни, наших современников, которые бы, с таким ревностным отношением рассуждая о том, что трусость - это стыдно, стали подвергать себя ненужной смертельной опасности. Можно назвать поведение Грибоедова ненормальным, но это с нашей, "здравомыслящей" точки зрения, тогда же трусость считалась более постыдной, чем смерть. И примеров подобного испытания своей смелости ведь было немало, я готов привести их ещё, если угодно. А вот вам пример из литературы, раз уж вы упомянули Бунина: – Ка-а-ак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель. Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала. – Зачем синяя шинель? Долой!.. Фельдфебель! Переодеть его... дря... Он не успел договорить. – Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить... – Поспешно сказал Долохов. – Во фронте не разговаривать!.. Не разговаривать, не разговаривать!.. – Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов. Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф. – Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он отходяЭто из "Войны и мира" Толстого. И снова могу заверить, что это не просто вымысел, а вполне нормальное поведение дворянина, отстаивающего свою честь даже перед начальством. Мне также трудно представить себе нынешнего офицера, который бы посмел, рискуя званием или должностью, подобным образом защищать свою честь перед командиром. Пойдём далее. Спросим себя: возможно ли такое наставление и объяснение со стороны матери ребёнку в сегодняшних семьях, находящихся на высокой ступени социальной лестницы? Могут ли так вести себя современные нувориши? Опять же цитата из Гарина-Михайловского ("Детство Тёмы"), после сцены, когда мясник спас мальчика от быка, а потом надрал уши за то, что тот полез куда не надо, а мальчик в отместку кинул в него камнем: - Зачем ты волю рукам даешь, негодный ты мальчик? Мясник грубый, но добрый человек, а ты грубый и злой!.. Иди, я не хочу такого сына! Тема приходил и снова уходил, пока наконец само-собой как-то не осветилось ему все: и его роль в этом деле, и его вина, и несознаваемая грубость мясника, и ответственность Темы за созданное положение дела. – Ты, всегда ты будешь виноват, потому что им ничего не дано, а тебе дано; с тебя и спросится.Я намеренно выделил эти слова, чтобы дать понять, на каких идеалах воспитывали русских дворян. Не в пример сегодняшним отпрыскам буржуазии, которые живут в своё удовольствие, дворянским детям с малых лет прививали сознание долга перед обществом, сознание того, что высокое положение обязывает к высокому поведению, что подтверждается множеством примеров из русской истории, когда дворянство проявляло себя и на военной и на гражданской службе, и в общественных делах. Здесь же уместна и другая цитата из того же Толстого, слова отца Болконского сыну, уходящему на войну: -Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!Не было у дворян и той спесивости, присущей нынешним нуворишам-выскочкам, о чём вспоминала, например, княгиня Мещерская: Рожденная в роскоши, слыша с детства со всех сторон разговоры о нашем богатстве, привыкшая к большому штату слуг, вежливых и предупредительных, не знаю почему, я не впитала в себя идей, приписываемых нашему привилегированному сословию, и ни у меня, ни у брата, ни у кого из моих сверстников не было в крови той иждивенческой психологии, которую я впоследствии встречала и сейчас иной раз встречаю у нашей молодежи.Её мать после революции устроилась поварихой, а когда дочка расплакалась от отчаянного положения, в которое они попали, матушка со спартанским спокойствием сказала: Я не знала, что у меня дочь такая плакса, – почти равнодушно сказала мать. – (...) Откуда такое малодушие?.. Чтобы я больше никогда не видела ни одной твоей слезыПосле этого вопреки запрету матери ещё несовершеннолетняя Катя пошла преподавать музыку своим сверстникам, объясняя так: Не сердитесь на меня, прошу вас! Вы все еще считаете меня ребенком, а я ведь все, все вижу! И ваши страданья. Ну поймите вы меня: я сама должна зарабатывать себе на хлеб!В советские годы произошёл на одной базе геологической экспедиции один случай. На базе был грязный туалет, а среди прибывших геологов был потомок старинного княжеского рода. Геологи шутили: "Мы-то привыкшие, а что же сделает Его Светлость?" Его Светлость взял тряпку, швабру и начисто вымыл туалет. Потому что понимал, что стыдно не убирать, а жить в грязи. Я могу рассказать ещё много таких случаев, но это будет уже утомительно для рамок форумного общения. Дворяне и правда не были идеальными людьми, безупречными с любой точки зрения, но в их воспитании и в их мировоззрении было очень много того, чему следовало бы и нам поучиться.
|
|