К сожалению, большая часть нашего народа ходит в храм раз в неделю по воскресеньям. Выходя из храма, эту веру там же и оставляет или убирает в «подполье сердца», а вытаскивает, становясь на утреннее или вечернее правило, о существовании которого многие, считающие себя православными, и не подозревают.
Все это ставит нас перед важным вопросом:
что значит быть православным христианином?Вера человека должна проявляться не просто в повседневной жизни, но во всем человеческом существовании. Неслучайно, когда мы просим нас простить, мы говорим: «Прости меня, если согрешил против тебя делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами». Эта формулировка является оценкой верующим человеком своего состояния: слов, поступков, мыслей и всех остальных, не всегда осознанных, проявлений личности.
Мы определяем религиозную самоидентификацию человека по тому, как он отвечает на ключевые вопросы жизни и смерти, какими законами нравственности руководствуется на протяжении всей своей жизни. Поиск таких ответов может продлиться для христианина всю жизнь, потому что это строительство начинается тогда, когда возникают первые вопросы человека самому себе о вере и смысле существования на земле, а заканчивается это борение разума вместе с последним вздохом человека.
Первейший принцип такого строительства самосознания есть необходимость сочетания слова и дела. Человека, который говорит одно, а поступает по-другому, сложно назвать верующим. Кто-то говорит: «Я православный!». Порой ответ такого человека на вопрос, когда он был в церкви на службе, заставляет усомниться в искренности самоопределения этого человека и понимания им самой сути слова «православный».
Проблема здесь глубже, чем может показаться на первый взгляд, и простым воцерковлением часто нельзя развеять устоявшиеся в сознании стереотипы о вере и Церкви.
Практически каждый человек проходит период религиозного пыла, когда он вдохновлен прочитанным, услышанным, когда сердце горит от первого опыта искренней молитвы и т.д. Очень часто в это время происходят попытки достаточно радикально изменить свою жизнь, и эти попытки содержательно правильные: люди делают это не потому, что так положено или указано, а потому, что действительно хочется что-то поменять.
Но проходит время, и проходит запал. Человек так устроен, что без постоянного напряжения ума и чувств он расслабляется, на этой почве возникают соблазны и гордыня, побуждая сердце к страшному самоопределению, которое не признается умом, но таится в глубине сознания, отдаваясь лишь надменным взглядом и показной набожностью: «Я-то, как "маститый" православный, понимаю, что не так уж и необходимо поститься по средам и пятницам, да и молиться не очень-то обязательно, ведь главное верить…». Речь, конечно, не только и не столько о посте, а об отношении к жизни вообще и к церковной жизни в частности. Опасна именно перемена состояния человеческого самосознания. Возникает дифференциация веры для простых людей - «бабулек» и новоначальных, и для таких, как «я» - современных, молодых и «продвинутых» в знаниях тонкостей православия. Поэтому и посещение церкви становится не приятной радостью и событием для семьи, а лишь обыденным делом, подобно походу в магазин, но уже «за благодатью».
Но дело не только в отношении в таинствам. Мы знаем из Священного Писания, что грешит каждый: «Несть человек, иже не согрешит» (2 Пар 6:36). Страшно, когда человек не понимает, что нужно делать. Ведь не менее важны действия человека после совершения греха. Самое страшно - это привыкание к греху. Вне зависимости от того, какого рода могут возникать оправдания – возрастные, бытовые или иные. Могут ли быть оправдания греху? Есть грехи и поступки, от которых можно отказаться довольно легко. Если сложно, допустим, не осуждать или не обижаться, что свойственно падшей человеческой природе, то обойтись без мата и выпивки вполне можно. Оправдания необдуманному поступку, неосторожному слову, эмоциональному проявлению находятся гораздо быстрее, чем покаяние.
Но первое, что должно приходить в голову – именно покаяние. Перечисление грехов перед Евангелием и Крестом еще не является гарантом покаяния и исправления. Отказаться от всего, что услаждает плоть и гордость, весьма сложно.
Совесть призвана убрать эти сомнения и борения души, «отшлифовать нравственность». Если же она безмолвствует, то может оказаться, по слову апостола Павла, что «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим 4:1,2).
Что такое совесть? Очередную трактовку, меткую и емкую, представил во время пастырского визита в Беларусь Патриарх Кирилл. Его Святейшество произнес очень важные слова: «Для того чтобы человек был счастливым, чтобы мог пройти жизнь, полную смысла, необходимо что-то очень важное иметь в себе; называю это «внутренним человеком»; «внутренний человек» — это наше самосознание, это мы, это наша душа».
Нужно слушать этого «внутреннего человека»: если вечером он засыпает спокойно, значит, день прошел созидательно — в мире и понимании. Если этот «человек в человеке» не дает покоя — нужно разбираться, копаться, познавать себя, в конце концов – начать искренне каяться. Если в груди «болит», это значит, что нравственное начало еще теплится в сердце.
Православные христиане призваны проповедовать истинную веру, но невозможно этого добиться, если знание Евангелия и основ веры остается лишь пустым звуком. Вера должна менять человека, преображать душу. Принцип христианской жизни неизменен, она полна скорбей и невзгод. Но у нас только два пути: ко Христу или от Него. Об этом важно помнить постоянно. Ф. М. Достоевский считал, что принять решение, если колеблешься, очень просто: надо подумать, что бы сделал в твоей ситуации Христос, или можно попробовать мысленно взять благословение. Формулировки типа «Благословите... напиться на вечеринке» или «Благословите... не придти на службу в воскресенье» режут слух, не воспринимаются...
Бывает и иначе, когда мы читаем умные христианские книги, рассуждаем о Библии, истории Русской Церкви, но в автобусе, когда нам наступают на ногу, отвечаем матом, дома кричим на жену и детей…. Наверное, ни Библия, ни душеполезные книги, еще нашим существом пока не овладели, оставшись лишь частью интеллектуальной жизни.
В Евангелии нам даны вещи подчас запредельные. Вспомним, например, заповеди блаженства. Это намного больше, чем просто призыв к человеку быть хорошим. Неслучайно, когда апостолы изумляются очередным словам Спасителя, Христос отвечает: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк 10:27). В этом вопросе, кажется, очень важно - постоянно пытаться хотя бы приблизиться к тому состоянию, которое в Ветхом Завете было названо «ходить пред лицем Моим…в чистоте сердца и в правоте» (3 Цар 9:4). Но люди, как и тысячи лет назад, все откладывают свой путь к Церкви и к Богу на время своей старости. Но природа человека неизменна. Мы всегда откладываем – и уроки, и работу, и обязанности, Бога. Но смерть к нам гораздо ближе, и далеко не все успевают исполнить запланированное.
Часто само присутствие в церкви для многих испытание. Возможно, потому что церковь заставляет задуматься о себе, потому что приходится признавать грехи. Легкость, одухотворенность, желание любить мир – вот что должно возникать после хорошей, а главное, качественной исповеди. Для этого нужно стремиться в повседневной жизни следить за собой, чтобы потом не нужно было выделять «тетрадь» для записи всех накопившихся грехов.
Не следует думать, что Бог ничего не дает нам взамен, ведь от Бога всегда придет помощь в преодолении соблазнов, грехов и даже лени - всего того, чем так обременен современный человек. Помощь эта приходит через молитву и труд над собой, через эти «жертвы» Богу на Земле.
От человека требуется совсем немного. Нужно лишь потратить сотую долю своей жизни на Бога, хотя бы присутствовать на литургии, исповедоваться, искренне молиться. Неужели для современных людей, всесторонне «продвинутых» и технически оснащенных, все это непреодолимое препятствие.
Господь не оставит жертву человека без награды. Но какой будет эта награда в Царствии Божием, зависит от каждого из нас. Всем нам суждено увидеть после смерти и рай, и ад, но где мы останемся в вечности - решать необходимо уже сейчас.
Статья опубликована в газете "Храм" (г. Боровичи Новгородской обл.), №1 за 2010 год.
Сергий Мороко
http://www.spbda.ru/student/a-12.html