В 2017-м Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (ныне Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ) инициировало размещение на сайтах госорганов - в том числе на официальных интернет-площадках Президента РФ - т.н. модернизированное изображение герба России. Минкомсвязи в то время возглавлял вундеркинд-цифролоббист Николай Никифоров из Казани, протеже Дмитрия Медведева (позднее ДАМ сильно охладел к нему) и Аркадия Дворковича, в прошлом заместитель премьер-министра — министр информатизации и связи Татарстана и автор идеи Иннополиса, а после увольнения (2018) председатель совета директоров зарегистрированного в Иннополисе ООО "Дигинавис".
Необходимость создания цифровой версии изображения государственного символа в ведомстве объяснили тем, что используемый ранее на сайтах образ герба исходно разрабатывался для печатных бумажных документов. "При размещении на экранах малых размеров он становится сложночитаемым и неразборчивым. Применив же к его начертанию специфичные для современного «веба» приёмы, можно нивелировать эти минусы. Символ страны получает дополнительный органичный образ для применения в электронной среде", - вещал замдиректора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Александр Павлович, экс-руководитель департамента дизайна и развития корпоративных порталов ОАО "Вымпелком". Цитируем "Известия": "В пресс-службе министерства уточнили, что использовать цифровое изображение герба было предложено всем госорганам в презентации единого дизайна госсайтов, которая ранее была направлена в правительство. Над новым изображением официального герба России работали три дизайнера — Артём Геллер, Сергей Шапиро и Михаил Жашков. <...> По словам дизайнеров, при создании изображения они убрали значительную часть мелких деталей, мешающих восприятию символа в целом. Новую версию герба было решено сделать с минимальным количеством деталей".
"Прежний рисунок герба делался для большого экрана, бумаги, флага. Если его уменьшить, то детали превращаются в кашу, и невозможно разобрать, что изображено", - заявил дизайнер Артём Геллер, сооснователь и управляющий партнёр дизайн-студии "СМЕНА" (группа AIC), создатель и идеолог общественного образовательного проекта "Дизайн-выходные" (Design Weekend), бывший преподаватель в Московском институте предпринимательства и права, Высшей школе экономики, Британской школе дизайна и журфаке МГУ, экс-руководитель комиссии по развитию "Электронного правительства" Института развития интернета, лектор Российского общества "Знание", IT-консультант АП и кабмина, разработчик новой версии президентского сайта Kremlin.ru, сайтов Правительства РФ, Совета Федерации и др., главный разработчик цифрового герба России для госсайтов. Из интервью Геллера Smashing Magazine: "Государственный заказчик такой же, как коммерческий, иногда даже лучше. Администрация Президента доверяла нам как проектировщикам и дизайнерам. <...> Создавая новый сайт, мы держали в уме весь российский e-government. Не люблю термин «правительственные сайты». Мы хотели создать эталон. Мы постоянно были в прямом контакте с пресс-службой Президента. <...> Мне всегда нравились компетентные люди, которые умеют принимать решения. Именно с такой командой на стороне заказчика нам пришлось работать. Редкий клиент. <...> Вполне естественно, что сайт Президента должен соответствовать всем потребностям времени. <...> Да, с нами сложно. Да, есть проблемы бюрократии и понимания процессов. В конечном итоге то, что есть сейчас, создавалось именно дизайнерами и разработчиками, которые не смогли, не захотели, не доказали правильность решений и не направили клиента в сторону человекоориентированности. <...> Стоимость обновлённого сайта президента составила 20 млн рублей (около $330 тысяч). <...> Сделали отдельную версию герба, который соответствует законодательству и выглядит просто отлично. Это было необходимо, поскольку до этого момента не существовало специальной версии, разработанной для экрана. Важно было вписать герб в правильную простую форму, чего не было сделано ранее. <...> Администрация Президента видела всё".
По словам другого сооснователя и партнёра группы AIC Сергея Попкова (гендиректор образовательного холдинга Skillbox, входящего в VK), "дизайнеры замучились со штатным гербом, который при маленьких размерах размазывался". А графический дизайнер Сергей Шапиро (руководитель "Дизайн мастерской Шапиро, разработчик логотипов) поделился, что "главное было — наметить пятно, которое отдалённо будет напоминать св. Георгия".
"Своё решение эти дизайнеры оправдывали тем, что кресты будут незаметны в малом формате. Однако дизайнеры издания Readovka убедительно доказали, что кресты прекрасно видны. Да и Минспорта не так давно убрало ромбики с герба на своём сайте и разместило, как положено, православные кресты. <...> Впрочем, чего хотеть от дизайнера Шапиро, который святого Георгия Победоносца называет «мужиком на сёрфинге»?", - замечает "Царьград". Соведущий программы "КонсерВатники" на "Радио России" Роман Антоновский: "Два года назад они оправдывались, что кресты в малых форматах на интернет-сайтах пикселят, поэтому они их заменили на ромбики. Однако дизайнеры Readovka убедительно доказали, что кресты не пикселят, и вполне можно ставить на сайты гербы России небольшого размера с отчётливо видимыми крестами. А дизайнер Шапиро даже сначала признался в комментах, что его задачей было «сделать пятно, отдалённо напоминающее Георгия Победоносца» и что «мужик на серфинге» вместо Святого на гербе России — это ок. Потом же Шапиро перепугался реакции православной общественности и неделю постил у себя в канале посты на православную тематику, корча из себя воцерковлённого христианина). <...> Создание брендбука официальных символов России напрашивается уже давно. В стране полно талантливых православных дизайнеров и креативщиков. <...> Почему нельзя было за всё это время составить руководство по использованию государственных и национальных символов России, где Кресты и Святые будут на месте, а крестопады начнут караться штрафом? И зачем вообще брендинг государства и его регионов отдавать безбожным ШапироГеллерам и АртемоЛебедевым? Тут должны работать не только профессионалы брендинга и дизайна, но и люди, чётко понимающие какую идеологию мы вкладываем в символы России и её городов". "Крестопад" упомянул на XIII Петербургском международном юридическом форуме и председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Он показал изображения герба России с двуглавыми орлами в коронах с крестами и с ромбами, и назвал последнее "цыплёнком табака".
Начальник военно-политического управления 88-й разведывательно-диверсионной бригады "Эспаньола" Алексей Живов: "Цифровой герб, которым заменили государственный герб России, подаётся как образец прогрессивного дизайна. В чём же заключается прогресс? Оказывается, прогресс, это: устранение крестов, лишение орла глаз, и потешное изображение Георгия Победоносца. Всё это глумление над государственными символами 1000-летней христианской России вышло якобы из-под руки дизайнера Артёма Геллера. Сегодня внезапно российскому орлу вернули короны и кресты. Христос Воскресе! Вторым шагом приведите Святого Георгия Победоносца к облику, установленному законом". Ведущий телеканала "СПАС" Роман Голованов: "Кресты вернули на герб России. Даже стыдно о таком писать. Потому что заменить кресты в православной стране на непонятные ромбики — это надо было умудриться. Когда кто-то из блогеров покрутит задницей на фоне храма, он получает уголовку. А тут банда дизайнеров срубила кресты в масштабе целой страны. Экстремизм? Оскорбление чувств верующих? Надругательство над государственной символикой? И хоть бы что. Поставили позорные ромбики вместо крестов. Мне даже страшно сказать, сколько программ за эти годы мы записали на тему крестопада. Но вы думаете, кому-то до этого было дело? Авторы герба с ромбиками вместо крестов — Артём Геллер и Сергей Шапиро. Вот Шапиро прямо смеялся всем в лицо. Для него крест — это визуальный шум, а не распятие: «Ромбики в коронах как раз и делались в виде ромбиков — формы со сплошной заливкой, чтобы при таком маленьком размере напоминать крест, так как крест как раз вписывается в фигуру ромба. Крест бы, — впрочем, как и множество других деталей герба, — создавал бы при таком размере визуальный шум». Так вот это не ромбики, крестики-нолики и визуальный шум. Крест — это ключ от Царствия Небесного. На крест взошёл добровольно Наш Господь Иисус Христос. Пролил кровь. Сказал Он на Кресте всего семь слов. И открыл для нас путь Домой. Крест — это наша Лестница в Небо. Не думаю, что дизайнер Сергей Шапиро сможет что-то такое вместить. Потому что дальше он прошёлся по святому Георгию Победоносцу. Оказывается, его задача: «сделать пятно, отдалённо напоминающее Георгия Победоносца». Потом он весело шутил в комментариях про «мужика на доске». Так вот святой Георгий — это покровитель Москвы и Кавказа. Это покровитель нашей победы. Когда кресты вернули на сайт главы государства, всем ведомствам и губернаторам необходимо в срочном порядке пролистать свои странички. Пройтись по местам вашего крестопада. И всё вернуть на свои места. Все проблемы можно списать на «девочку-дизайнера», как в случае с Шапиро. Он там что-то рассказывал про мужские менопаузы, когда читал возмущения про крестопад".
Военкор Дмитрий Стешин: "Вот и нашли девочек-дизайнеров, устроивших «крестопад». Зовут «девочек» почему-то ожидаемо — Шапиро и Геллер, а окормляются они, тоже ожидаемо, в шайке синевласого Артемия Татьяновича. <...> Чтобы понять хтоническое скотство этой истории, нужно её отзеркалить. Представьте себе, как в государстве Израиль (не обязательно, применимо к Англии или Греции или Бельгии) некие Вася Иванов и Петя Кузнецов пилят для общего употребления и за большие бабки исторические госсимволы страны, выкидывая детали, которые им, как кажется, являются лишними и ненужными. И когда дизайнерам за это упрощение предъявляют и обвиняют в святотатстве, включают антикризисного-дурака: типа «я не я и лошадь не моя»".
Геллер:
image uploadШапиро:


"Пока, навскидку, двухголовая ощипанная курица осталась красоваться только в Министерстве образования и Центральном банке. Начиная с Президента России, у всех двухглавых орлов короны и кресты, всё, как положено", - сообщил писатель Дмитрий Конаныхин.