|
Произраильский лоббизм в США: основные представители и инструменты достижения их политических целей
В исследованиях, посвященных роли этнокультурных, этноконфессиональных общин и / или диаспор в международных отношениях, большое внимание традиционно уделяется лоббистским структурам, создаваемым их представителями с целью оказания влияния на внешнюю политику страны проживания – в первую очередь по отношению к «стране происхождения». Основной импульс к созданию таких структур исходит от групп защиты интересов, или просто групп интересов, если использовать термин, введенный в научный оборот американским политологом А. Бентли в начале прошлого века. Под этим термином понимается «группа людей, у которых наличествуют общие интересы и которые создают ее для удовлетворения данных интересов в отношениях с государством, обществом и прочими группами интересов». Политологи по обе стороны Атлантики до сих пор спорят о содержательных границах данного понятия. Группа давления (термин предложен американским ученым Д. Трумэном) отличается от группы защиты интересов тем, что у нее есть определенная политическая цель и стратегия. С целью оказания прямого политического воздействия группа интересов трансформируется в группу давления, в том числе на некоторый период. Группы давления представляют лоббисты, являясь их инструментом в попытках повлиять на политический процесс. Иногда лоббисты нацелены «на сторонников, иногда на противников, а иногда на неопределившихся». Лоббистам легче работать с теми политиками или представителями власти, которые изначально ближе им по идейным убеждениям, однако их деятельность может быть распространена и на не определившихся политиков, чтобы «переманить» их на свою сторону. Наконец, можно попробовать дискредитировать «неугодного политика» или активно поддержать его / ее оппонента на выборах.
В качестве хрестоматийного примера таких структур часто приводятся организации, действующие в США – в государстве, где сложилась, возможно, наиболее известная модель лоббизма и где лоббистская деятельность является неотъемлемой частью функционирования политической системы. В США лоббистская деятельность регламентируется рядом нормативно-правовых актов, в том числе законом «О лоббистской деятельности» (1995) и законом «О честном лидерстве и открытом правительстве» (2007). Важную роль играют и президентские указы, которые призваны регулировать и дерегулировать деятельность американских лоббистов*.
*Президент Д. Трамп в 2017 г. выпустил приказ, в соответствии с которым политикам в течение пяти лет запрещалось заниматься лоббистской деятельностью, а после своего поражения на выборах 2020 г. отменил его. Президент Дж. Байден (2021–2025) принял новые указы, однако они были отменены Д. Трампом, вернувшимся к власти.
Среди всех американских лоббистских структур наибольшим вниманием пользуются организации, созданные американскими евреями. С конца XIX в. последние стали медленно, но уверенно наращивать активность с целью оказания воздействия на лиц, принимающих решения в вопросе создания еврейского национального очага в Палестине. Впоследствии на этой основе была организована полномасштабная лоббистская деятельность в стране, уже произраильская. Ряд ученых утверждают, что политически активная и располагающая большими финансовыми ресурсами еврейская община в США является одним из «мягких» факторов сохранения «особых» отношений государства с Израилем. Когда летом 2025 г. произошла эскалация ирано-израильских отношений, переросшая в открытый военный конфликт не только между сторонами, но и с непосредственным участием США, то в интернет-поисковике Google резко возросли запросы, включающие название одной из самых известных произраильских лоббистских структур – Американо-израильский комитет по общественным связям (АИКОС).
Американский внутриполитический дискурс, где лоббизм занимает особое место, а также характер американо-израильских отношений стимулируют интерес к произраильскому лоббизму. При этом вокруг произраильских лоббистов существует множество мифов и домыслов в отношении того:
1) Каким термином правильно их характеризовать?
2) Насколько консолидировано данное «сообщество» и насколько единым фронтом оно выступает?
3) Насколько инструменты, используемые данными организациями, уникальны?
4) Насколько эти организации «всесильны»?
Понятие произраильского лоббизма и его основные представители
Исследователи часто относят произраильский лоббизм к этническому лоббизму, однако в основе этой деятельности лежит политическая повестка. Как справедливо отмечает российский исследователь И.А. Лошкарев, этнические лобби следует отличать от этнических сообществ (в том числе диаспор). В исследовании феномена произраильского лоббизма существует и терминологическая путаница. Термин «произраильский лоббизм» наиболее корректно отражает цель и саму деятельность организаций, которые лоббируют принятие тех или иных политических решений органами законодательной или исполнительной власти. Фокус их усилий направлен на сохранение «особых» американо-израильских отношений, а также на обеспечение безопасности Израиля как ближайшего союзника США. Ранее часто использовавшийся термин «израильское лобби» может вводить в заблуждение из-за ложного восприятия их деятельности как прямого вмешательства израильского правительства или его представителей в принятие политических решений в США через американских лоббистов. Попытки израильского истеблишмента оказывать воздействие на правящие элиты США должны стать предметом отдельного исследования. Наконец, использование термина «еврейское лобби» в отношении произраильских лоббистских организаций в США также не представляется корректным, поскольку не отражает их основную цель и состав представителей, среди которых наибольшую активность в последние годы проявляют христиане-евангелисты. Более того, использование термина «еврейское лобби» может провоцировать «сползание» дискуссии в русло конспирологических теорий и подкреплять весьма распространенный миф о всесильности и непобедимости произраильских лоббистов, которые якобы «обладают правом вето» при формировании политики США на Ближнем Востоке. Как будет показано ниже, это является большим заблуждением.
В настоящем исследовании автор фокусируется исключительно на формальной и легальной лоббистской деятельности, т.е. деятельности тех некоммерческих организаций, которые освобождаются от уплаты налогов в соответствии со ст. 501 (с) 4 Налогового кодекса США и которые могут участвовать в политике и заниматься лоббированием, будучи зарегистрированными и подотчетными властям. Размытость формулировок и наличие «серых зон» в американском законодательстве затрудняют понимание границ деятельности лоббистов, к которым исследователи могут автоматически причислять и благотворительные организации, активно отстаивающие свои интересы, но законодательно ограниченные в реализации всего спектра лоббистских практик*.
*Под лоббизмом могут понимать и некоммерческие организации, подпадающие под совсем другую статью Налогового кодекса США – 501 (с) (3), – не имеющие права заниматься лоббированием напрямую: «мозговые центры», определенные произраильские СМИ и др.
Основу произраильских лоббистских структур составляют организации, освобождаемые от уплаты налогов на основании статьи Налогового кодекса США 501 (с) (4), которые могут заниматься лоббированием, а не только адвокацией*: Американо-израильский комитет по общественным связям, Конференция президентов ведущих американских еврейских организаций, Объединенные христиане за Израиль, «Джей стрит», Республиканская еврейская коалиция и Демократическое большинство за Израиль.
*Под адвокацией, или общественной кампанией, понимается продвижение и защита общественных интересов определенных социальных групп.
Наибольшей известностью среди перечисленных структур пользуется АИКОС (до 1959 г. организация называлась «Американский сионистский совет по общественным связям» – The American Zionist Committee for Public Affairs), созданный в 1954 г. с целью взаимодействия с Конгрессом США И.Л. Киннаном (1905– 1988), который до того несколько лет руководил «Американским сионистским советом»*. И.Л. Киннан был рожден и воспитывался в еврейской семье в Канаде, с детства был вхож в сионистские круги. Позже стал журналистом, занимался представительской деятельностью через Еврейское агентство (Сохнут). В США он был зарегистрирован как иностранный агент, представляющий интересы израильского правительства в Нью-Йорке; так было до 1951 года. В дальнейшем он действовал исключительно как лоббист в США и не подпадал под закон «О регистрации иностранных агентов» (1938). Благодаря нему АИКОС успешно стал использовать методы адвокации (информирование, мобилизация сторонников и др.), а позже и лоббирования. Комитет сразу стал развивать связи с другими еврейскими организациями, что придало легитимность его деятельности как пользующейся широкой поддержкой американских евреев. Как указывает исследователь американской еврейской истории Дж. Вертхаймер, члены АИКОС регистрируются как лоббисты и «привлекаются для лоббирования на местном уровне и, когда необходимо, для поездок в Вашингтон для встречи со своими представителями». Так, для продвижения своей повестки среди членов Конгресса АИКОС выпускал еженедельный бюллетень «Отчет о Ближнем Востоке» (Near East Report).
*Американский сионистский совет (АСС) был создан в 1949 г. с целью содействовать расширению масштабов поддержки Израиля в американском обществе, среди сионистов и не-сионистов, а также в Конгрессе США. Уже в начале 1950-х гг. стали распространяться угрозы расследования финансирования деятельности АСС, поскольку были основания полагать, что средства поступали из-за рубежа. В 1962 г. организация была признана иностранным агентом, что привело к ее расформированию.
Активная лоббистская деятельность АИКОС привлекала к себе внимание и не раз побуждала проверять ее статус на соответствие американскому законодательству. Одно из самых крупных расследований финансирования АИКОС было инициировано сенатором от штата Арканзас Дж. У. Фулбрайтом в 1962 г., прежде всего из-за несбалансированного, как он считал, подхода США к ближневосточным государствам на фоне увеличивающихся объемов американской внешней помощи Израилю. Статус иностранного агента Комитет не получил, однако Дж. У. Фулбрайт продолжил выражать беспокойство относительно диспропорционального влияния АИКОС на политику США на Ближнем Востоке.
В 1980-х гг. под руководством Т. Дина АИКОС стал расширять свое взаимодействие с Конгрессом США, Госдепартаментом, Министерством обороны, а также с другими органами государственной власти. Бюджет АИКОС, как и число членов организации, на порядок вырос (с 1,2 млн долл. США до 15 млн долл. США). Именно тогда АИКОС превратился в высоко организованную и слаженно работающую лоббистскую структуру, способную воздействовать на политический процесс в США. Частично эта репутация была создана самим Комитетом. Известны слова Т. Дина после того, как сенатор от Иллинойса Ч.Х. Перси, бывший глава Комитета Сената США по международным отношениям, не смог переизбраться: «Все евреи Америки, от побережья до побережья, собрались, чтобы вытеснить Ч. Перси. И американские политики – те, кто сейчас занимает государственные должности, и те, кто стремится – получили это сообщение»1. Впрочем, в этот же период АИКОС потерпел ряд неудач в попытках пролоббировать определенные решения. Так, Комитет не смог остановить продажу администрацией Р. Рейгана (1980–1988) Авиационного комплекса радиообнаружения и наведения (AWACS) Саудовской Аравии в 1982 году. Схожим образом закончилась и другая история, когда администрация Дж. Буша-старшего (1989– 1993) решила заморозить гарантии по займам, которые собиралась выделить Израилю на размещение советских евреев, в размере 10 млрд долл. из-за нежелания израильского правительства идти на компромисс по участию в Мадридской конференции в 1991 году.
Тем не менее ряд исследователей считают АИКОС «моделью» для других американских лоббистов из-за его развитой инфраструктуры, больших финансовых возможностей, высокого уровня мобилизации, а также наработанных связей с политиками и общественными организациями. Комитет не позиционирует себя еврейской организацией, хотя входит в Конференцию президентов ведущих американских еврейских организаций. АИКОС стал обращаться и к другим группам вне общины, включая христиан-евангелистов и афроамериканцев. Формально АИКОС остается внепартийной организацией, однако в 2010-х гг. его представители стали все больше склоняться к правым взглядам и сближаться с Республиканской партией США на фоне роста критического восприятия Израиля среди демократов.
Первый импульс к формированию Конференции президентов (сокращенное название Конференции президентов ведущих американских еврейских организаций) придал советник Государственного секретаря США Дж. Фостера Даллеса в 1956 г., когда он заявил о том, что еврейской общине в США необходим «единый голос». Конференция появилась благодаря лидеру Еврейского агентства Н. Гольдману, американскому бизнесмену и государственному деятелю Ф. Клуцнику, а также послу Израиля в США А. Эвану. Конференция президентов является зонтичной организацией, куда входят 53 представителя различных еврейских групп в США, включая Еврейские федерации Северной Америки, Антидиффамационную лигу, АИКОС. Ассоциация обладает особым авторитетом, поскольку формирует и транслирует консенсусное мнение всей общины. В сферу деятельности Конференции входит решение внутриобщинных проблем, таких как борьба с антисемитизмом, и укрепление американо-израильских отношений. Организация взаимодействует напрямую с исполнительной властью США, старается сохранять внепартийность, работает со всеми администрациями и встречается со всеми израильскими лидерами вне зависимости от их идеологических убеждений.
В 2006 г. была создана самая крупная произраильская структура «Объединенные христиане за Израиль» (численность – 10 млн человек), которая стала представлять позицию христиан-евангелистов, с которыми Израиль стал развивать отношения еще в 1970-е годы. Лидером организации является пастор Дж. Хэги. Американские христиане-евангелисты составляют примерно 23–25% населения страны. Их политическая активность, в том числе электоральная, привлекла к себе особое внимание в годы президентства Д. Трампа: они проявили себя самыми лояльными сторонниками Республиканской партии США, для которых Израиль важен с диспенсационалистской точки зрения, что предопределяет их горячую и безусловную поддержку еврейского государства, а также масштабные пожертвования на его нужды. В 2021 г. Р. Дермер, израильский посол в США (2013–2021), заявил, что основу поддержки Израиля в Соединенных Штатах составляют христиане-евангелисты из-за их количества, а также из-за их «страстной и безоговорочной поддержки Израиля». Евангелисты, подчеркивал Р. Дермер, очень редко критикуют политику Израиля, в то время как американские евреи «непропорционально» критически относятся к еврейскому государству. «Джей стрит» – произраильская леволиберальная структура, выступающая за мир между Израилем и Палестиной – была создана в 2008 году. Ее появление стало отражением усиливающейся в еврейской общине тенденции к пересмотру отношения к Израилю – от безусловной поддержки к более критическому восприятию его политики. Создателем организации стал Дж. Бен-Ами, бывший советник президента У. Клинтона (1993–2001) по внутренней политике.
«Джей стрит» представляет взгляды молодых американцев, выступающих с либеральных позиций, готовых открыто высказывать более критический взгляд на политику Израиля. Так, она бросила вызов флагману произраильского лоббизма в США – АИКОС. «Джей стрит» не принята в Конференцию президентов в связи с ее позицией по палестино-израильскому конфликту (при этом еврейские организации, выступающие за мир между Израилем и Палестиной, в частности «Американцы за мир сейчас», вошли в ее состав еще в начале 1990-х годов). «Джей стрит» активно работает с еврейской леволиберальной молодежью (J street U) и запустила свои поездки в Израиль «Позволь нашему народу знать» (Let Our People Know) (это «анти-Таглит»). Если изначально она пыталась остаться внепартийной, то с середины 2010-х гг. «Джей стрит» стала больше сотрудничать с Демократической партией США (особенно с прогрессивными демократами; звездой конференции «Джей стрит» в 2019 г. был сенатор Б. Сандерс), что ограничило ее лоббистские возможности (как сказал один американский эксперт автору данной статьи в 2019 г., деятельность «Джей стрит» еще больше подталкивает АИКОС к Республиканской партии США).
Наконец, Республиканская еврейская коалиция (ранее называлась «Национальная еврейская коалиция») появилась в 1985 г. и является организацией, приближенной к Республиканской партии США. Ее основной целью является укрепление связей между еврейской общиной в США и Республиканской партией. В совет директоров входят бывший посол США в Израиле (2017–2021) Д. Фридман, бывший советник Д. Трампа (2017–2019) Дж. Гринблатт и др. Если «Джей стрит» является леволиберальной организацией, то Республиканская еврейская коалиция олицетворяет собой правоконсервативные взгляды, в том числе и на политику Израиля. В последнее десятилетие данная организация стала фокусироваться на всеобъемлющей критике Демократической партии США и произраильских групп, ее поддерживающих. В 2024 г. глава Республиканской еврейской коалиции М. Брукс выступил на Национальном съезде Республиканской партии в поддержку кандидатуры Д. Трампа на выборах президента. В 2019 г. была учреждена лоббистская структура «Демократическое большинство за Израиль», нацеленная на поддержку произраильских демократов на выборах. Ее создателем является М. Меллман – американский политический консультант, ранее работавший в АИКОС, а также в качестве советника израильского политика Я. Лапида. Демократическое большинство за Израиль придерживается преимущественно левоцентристских взглядов, но определяет себя как прогрессивную организацию. При этом по ряду вопросов, связанных с Израилем, организация придерживается более традиционного подхода, согласно которому демократы должны продолжать поддерживать еврейское государство. В этом плане организация пыталась объединить тех демократов, кто выступает против чрезмерно критической в отношении Израиля «Джей стрит» и слишком произраильского АИКОС. Республиканская еврейская коалиция и Демократическое большинство за Израиль напрямую связаны с ведущими партиями США, что отражается на их идейных установках и сужает возможности взаимодействия с приверженцами иных политических взглядов.
Характеризуя произраильское лобби на современном этапе его развития, профессор Д. Уаксман условно разделил его на левых, правых и центристов. «Джей стрит», по его мнению, представляет левых произраильских лоббистов, к центристам он причисляет АИКОС, хотя и указывает, что он идеологически сдвинулся вправо за последнее время, а к правым – Сионистскую организацию Америки и Республиканскую еврейскую коалицию. Как представляется, в 2020-е гг. сообщество произраильских организаций стало еще более фрагментированным
|