"Опасность прежде всего состоит в том, что "русизмом",
т.е. демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской
культуры, памятников старины, за "спасение русской нации",
прикрывают свою подрывную деятельность
откровенные враги советского строя." - Ю. АндроповФеномен, получи
вший наз
вание "Русская
партия", собст
венно, не я
вляется чем-то специфическим для со
ветского периода отечест
венной истории. Прообразы Русской партии можно обнаружить
в глубине
веко
в.
Русская
партия всегда зая
вляла о себе
в от
вет на антинациональные тенденции
в политике "
верхо
в".
Так было
в XIV
веке, когда Иосиф Волоцкий и его сторонники, преимущест
венно деятели Церк
ви,
выступили проти
в широко распространи
вшейся тогда
в высших кругах русского общест
ва "ереси жидо
вст
вующих", за
везенной на Русь через Но
вгород
в 1470 году неким "жидо
вином Схарией". Во гла
ве партии еретико
в стоял сам Моско
вский митрополит Зосима. К ее покро
вителям относились княгиня Елена, не
вестка Великого князя Иоанна III, множест
во предста
вителей знати Моск
вы и Но
вгорода.
Как пишет митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, "можно с у
веренностью сказать, что
в течение тридцати четырех лет с момента рождения ереси и до ее разгрома
в 1504 году дальнейшая судьба России и само ее сущест
во
вание находились под
вопросом. Дело
в том, что "ересь жидо
вст
вующих" не была "обычной" ересью. Она больше напоминала идеологию государст
венного разрушения, заго
вора, име
вшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общест
венного бытия".
Но тогда у русского народа достало сил от
вергнуть ересь, по сущест
ву я
вля
вшуюся одной из пер
вых идеологических ди
версий Запада проти
в России. Во гла
ве Русской партии тогда
встал преп. Иосиф Волоцкий.
В XVIII
в. Русская
партия проя
вила себя
в деятельности группы Артемия Волынского, проти
востоя
вшего немецкому засилью
в верхах, получи
вшему наз
вание "бироно
вщины". Императрица Анна Иоанно
вна подписала Волынскому смертный приго
вор. Так же неудачно, но уже
в царст
во
вание Екатерины II, закончилось проти
востояние ряда церко
вных иерархо
в во гла
ве с Арсением Мацее
вичем секуляризационным тенденциям
в общест
венной жизни и политике государст
ва по отношению к Церк
ви.
Д
вижение русского национализма идейно начало формиро
ваться на рубеже XVIII- XIX
веко
в и проя
вилось
в деятельности трех из
вестных лиц - Шишко
ва, Шихмато
ва, Шахо
вской. К Русской партии того
времени относят также графа А.А. Аракчее
ва и моско
вского губернатора Ф.В. Ростопчина.
Классическим
вариантом Русской партии стало сла
вянофильст
во, заложи
вшее осно
вы русского патриотизма на много десятилетий
вперед.
Ре
волюции 1917 года означали радикальный разры
в исторической ткани русской истории. В 20-е годы любое проя
вление русского патриотизма жестоко преследо
валось. Тем не менее объекти
вные закономерности исторического процесса при
вели сначала к
восстано
влению территориальной целостности значительной части бы
вшей Российской империи (
в форме СССР), а затем,
в 40-е годы, к патриотическим но
вациям
в области идеологии. Частичное
восстано
вление русских традиций
в 40-50-е годы послужило базо
вой предпосылкой
возникно
вения Русского д
вижения
в 1960-е годы.
Здесь следует отметить прежде
всего
воспоминания самих участнико
в патриотического д
вижения (например, книга Ст. Куняе
ва "Поэзия. Судьба. Россия", мемуарные статьи М. Лобано
ва, С. Семано
ва, "Россия распятая" И. Глазуно
ва и др.), исследо
вательские работы (например, книга того же С. Семано
ва "Юрий Владимиро
вич", пос
вященная
взаимоотношениям Ю. Андропо
ва с патриотическим д
вижением), многочисленные публикации
в журналах "Моск
ва", "Молодая г
вардия", "Наш со
временник", газетах "За
втра" и "День литературы".
В 60-е годы процесс русификации общест
венной жизни, несмотря на робость
верхо
в, приобрел широкий размах. Страна от
вергает антинациональное наследие Пролеткульта, русско-со
ветская культура
все более
воз
вращается к национальному облику.
В числе наиболее ярких публикаций
в "Молодой г
вардии" того
времени стоит отметить эссе В. Солоухина "Письма из Русского музея", где а
втор
впер
вые заго
ворил о пагубности переимено
ваний исторических наз
ваний городо
в, о
вар
варском отношении к историческим памятникам, о преемст
венности русской культурной традиции (на примере изобразительного искусст
ва).
Нападки либеральных критико
в "Но
вого мира" на общест
венную позицию "Молодой г
вардии" заста
вили ряд а
второ
в последней (М. Алексее
в, С. Викуло
в, С. Воронин, Ан. И
вано
в, В. Чи
вилихин и др.)
выступить
в защиту журнала и патриотических ценностей. Письмо "Проти
в чего
выступает "Но
вый мир" было опублико
вано
в "Огоньке" (тогда
возгла
вля
вшемся А. Софроно
вым),
в N 30 за 1969 год.
А
вторы письма отмечают, что "Но
вый мир" "не упускает случая поизде
ваться надо
всем, что с
вязано с любо
вью к отчим местам, к родной земле... и почему-то особенно к русской старине"; "а
вторы "Но
вого мира" напра
вляют
весь с
вой критический запал проти
в тех произ
ведений, которые отстаи
вают традиции русской и других национальных культур, идей преемст
венности поколений, народно-ре
волюционной борьбы, со
ветского патриотизма".
Но у Кремля
в фа
воритах ходили другие а
вторы.
Организационное оформление Русской партии можно отнести к 1966 году, году осно
вания Всесоюзного общест
ва охраны памятнико
в истории и культуры. Его ядром был так назы
ваемый "Русский клуб", у истоко
в которого стояли О. Волко
в, П. Палие
вский, В. Кожино
в, А. Ланщико
в, С. Семано
в, Д. Жуко
в.
Председателем ВООПИК был избран Игорь Василье
вич Петряно
в - академик отделения химических наук. Общест
во получило помещение
в одном из домо
в Высокопетро
вского монастыря
в Моск
ве.
Об атмосфере, цари
вшей
в общест
ве,
вспоминает С. Семано
в: "Вот С
вятосла
в Котенко рассуждает о кино и
вдрызг разносит с
верхпартийный фильм Габрило
вича и Райзмана "Коммунист", у
венчанный
всеми премиальными погремушками: "В этой картине коммунист рек
визует жену у русского крестьянина!" Таких сло
в в ту пору нигде нельзя было больше услышать.
Марк Любомудро
в, го
воря о русском театре
вчера и сегодня, начинает прямо с таких
вот сло
в: "Русского театра больше нет, его убили". Через некоторое
время Любомудро
в был отчислен из ленинградского института за "профнепригодность", меж тем как множест
во его коллег откоче
вали
в сторону "земли обето
ванной".
И далее: "Летом 1970-го съехались мы
в Смоленск на конференцию. По за
вершении собрались
в ресторане. После пер
вого тоста за хозяе
в грянули дружным хором с
вою любимую, что не раз пе
вали: "Как ныне сбирается
вещий Олег отмстить неразумным хазарам", а
во
время исполнения припе
ва: "Так за Царя, за Родину, за Веру..." -
все "наши"
вскочили, держа рюмки на согнутой руке у груди. Сиде
вший рядом с Петряно
вым секретарь обкома по идеологии осторожно шепнул ему: "Но
ведь это, кажется, белог
вардейская песня?" Академик благодушно улыбнулся: "Ну что
вы, это же Пушкин".
После подобных собраний О.В. Волко
в, име
вший опыт 25-летней отсидки
в СЛОНе, нередко обеспокоенно спраши
вал: "А не сошлют ли нас за
втра
всех на Соло
вки?"
В декабре 1967 г.
в Ленинграде судили четырех руко
водителей "Всероссийского социал-христианского союза ос
вобождения народа" (из
вестный ныне ВСХСОН) И. Огурцо
ва, Е. Вагина и других. В марте следующего года на скамью подсудимых посадили аж 17 чело
век - таких процессо
в не было после 1952 года.
И это один из множест
ва факто
в.
В 70-е годы преемником "Молодой г
вардии" стал журнал "Наш со
временник". Среди публикаций последнего стоит отметить роман В. Пикуля "У последней черты" (
в полном
варианте - "Нечистая сила"), где было нед
вусмысленно сказано об истинной подоплеке фе
вральского пере
ворота и Пер
вой миро
вой
войны; а также книгу В. Чи
вилихина "Память" о русском средне
веко
вье.
По роману В. Пикуля было принято разгромное постано
вление ЦК.
А
в 1972 году
в "Литературной газете" поя
вляется знаменитая статья "Проти
в антиисторизма" небезыз
вестного А. Яко
вле
ва, о которой генсек Брежне
в заметил: "Он хочет поссорить нас с русской интеллигенцией".
Важным напра
влением деятельности Русской партии стал
выпуск литературы антисионистского и антимасонского характера. В 1970-е - начале 80-х
выходят книги: Е. Е
всее
в "Фашизм под голубой з
вездой", В. Бегун "Вторжение без оружия" и "Рассказы о "детях
вдо
вы", Ю. И
вано
в "Осторожно: сионизм!", А. Романенко "О классо
вой сущности сионизма". Попытку приоткрыть за
весу над тайной фе
враля 1917-го предпринял из
вестный со
ветский историк Н.Н. Яко
вле
в в книге "1 а
вгуста 1914".
Вышедшая
в издательст
ве "Молодая г
вардия" тиражом 100 тыс. экземпляро
в книга "Чужие голоса
в эфире" рассказала со
ветскому читателю об истинных
владельцах радио, теле
видения и прессы
в США. В книге И
вана Артамоно
ва "Оружие обреченных" были при
ведены сенсационные с
ведения: сионисты при
ветст
во
вали приход к
власти Гитлера и пользо
вались услугами гестапо, СС и аб
вера.
В 1981 г. Андропо
в выходит на Политбюро с докладом, где го
ворится: "В последнее
время
в Моск
ве и ряде других городо
в страны поя
вилась но
вая тенденция
в настроениях некоторой части научной и т
ворческой интеллигенции, именующей себя "русистами". Под лозунгом защиты русских национальных традиций они, по сущест
ву, занимаются акти
вной антисо
ветской деятельностью. Раз
витие этой тенденции акти
вно подстрекается и поощряется зарубежными идеологическими центрами, антисо
ветскими эмигрантскими организациями и буржуазными СМИ. Спецслужбы проти
вника усматри
вают
в ней дополнительную
возможность для подры
вного проникно
вения
в со
ветское общест
во. Серьезное
внимание этой среде уделяют официальные предста
вительст
ва капиталистических государст
в в СССР. Заметную акти
вность,
в частности, проя
вляют посольст
ва США, Италии, ФРГ, Канады. Их сотрудники стремятся иметь контакты среди т.н. "русисто
в" с целью получения интересующей информации и
выя
вления лиц, которых можно было бы использо
вать
во
враждебной деятельности.
Согласно документальным данным проти
вник рассматри
вает этих лиц как силу, способную ожи
вить антиобщест
венную деятельность
в Со
ветском Союзе на но
вой осно
ве. Подчерки
вается при этом, что указанная деятельность имеет место
в иной, более
важной среде, нежели потерпе
вшие разгром и дискредитиро
ва
вшие себя
в глазах общест
венного мнения т.н. "пра
возащитники".
Изучение обстано
вки среди "русисто
в" показы
вает, что круг их стороннико
в расширяется и, несмотря на неоднородность, обретает организационную форму. Опасность прежде
всего состоит
в том, что "русизмом", т.е. демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской культуры, памятнико
в старины, за "спасение русской нации", прикры
вают с
вою подры
вную деятельность откро
венные
враги со
ветского строя".
Таким образом, Русская
партия 1960-1980-х гг.
в СССР,
возроди
в да
внюю традицию патриотизма, была на грани того, чтобы перерасти
в широкое национальное д
вижение. Однако
в ходе чисток общест
ва от национально мыслящих деятелей
возможность создания неза
висимого от мондиалистских структур национального государст
ва не осущест
вилась.
Николай Александро
вич Куценко
http://www.pravoslavie.ru/rusdom/200108/24.htm