|
Кто мы – армяне или арамейцы?
Как известно самые древние сведения об армянах Хоренаци заимствоал у Мар Аба Катина. Возможно, Map Аба Катина почерпнул сведения об армянах и эпонимах их — Араманеак, Арамаис, Арам, Хайк и т.д. — из книги Берососа, а также из устных преданий. Во всяком случае у М.Хоренаци читаем: "Именем которого (т.е. Арама) и нашу страну назы¬вают все народы, как греки - аrmen, а персы и сирийцы - armenik -k'" (Хоренци М., кн. 1, гл. 12). Хоренаци долго говорит об Араме, приписывает ему многочисленные подвиги, которые он совершал во имя своего народа и родины. Но известно, что Арама считают своим родоначальником и арамейцы, исчезнувший вроде бы народ. Из этого имени Арам выводятся этнические аrama -"арамейцы", что, конечно, явно персонифицировано. На арамейском языке общались жители Ближнего Востока и Месопотамии. На этом же языке, как известно, записано несколько книг Библии (из Ветхого Завета - Даниэля, Неемии, Эзры и ряд книг Нового завета). Может быть Беросос или Мар Аба Катина под армянами разумел арамейцев и передал их историю М.Хоренаци? Ведь в определенные исторические эпохи армян не различали от арамейцев даже сами армяне, хотя арамейцы семиты, а армяне именуют себя индоевропейским народом. Так чью же историю мы продолжаем – армян, первые упоминания о которых относятся к 24-23 веку до н.э. (см. помещенную здесь же статью «Армения в 3-ем тысячелетии» о времени самого древнего упоминания страны Армана (Арману) в текстах аккадского царя Нарам Сина и его отца Саргона) или арамейцев, чье появление в истории датируется 12 веком до н.э. и связано с Арамом? Изложим более подробно факты, заимствованные нами из книги Н.Мкртчяна «Семитские языки и армянский», Ереван, 2005.
Очень много внимания Хоренаци уделяет Араму, прославляя его имя и называя армян сынами Арама. Но арамейцы семиты. Сам Гайк также пришел из Вавилона. В современной литературе под именем Арам обычно подразумеваются арамейские племена, которые сыграли немаловажную роль в формировании армянского народа и его языка. Не случайно, что Арам, любимый эпический герой М.Хоренаци, в эпических рассказах гусанов выступает не только в роли вождя армянского народа, но и эпонима. Поэтому эпитет « арамазнеан» (= из рода Арама) становится равнозначным эпитету «айказнеан» (= из рода Айка). Давая определение армянскому этносу, М.Хоренаци употребляет оба эти эпитеты. Арам одновременно обобщенный образ арамейцев в эпических рассказах гусанов. Немаловажен и тот факт, на который указывает Н. Мкртчян ( с.66), что все без исключения персонажи эпических сказаний (древнейших и средневекового эпоса «Давид Сасунский») носят семитские имена, или их имена включают семитские компоненты. У историка Корюна армянский народ называется «асканазеан», т.е. из рода Асканаза. Специалистами установлено, что имя Асканаз - отклик киммерийских нашествий, когда в Армении появились племена Ашкенази, обосновавшиеся затем в Армянском Нагорье.(Н.М., с.68) Получается что все современные ашкенази также могут считаться армянами. Или считались армянами в то время. Судя по клинописным источникам, арамейские племена (aramaia) распространяются по северной Месопотамии и Армянскому нагорью в се¬редине XIV века до н.э. Одно из арамейских племен - ахламу - прочно оседает в районе к югу от Алалаха. Ахламейские племена вместе с племе¬нами суту и яури вступают в союз для борьбы против ассирийского царя Арикденлу (1307-1296). Эти же племена в конце XIV века до н.э. обитали на юго-западных границах Армянского нагорья, в Кадмухи. Из анналов Ашшурвелкалы - в одном из городов страны Шубре в районе Сасунских гор. Видимо, появление семитских топонимов в Бассейне рек Евфрат -Арацани и Тигр начинается именно с этого времени, хотя появление семитских топонимов в данном ареале Армянского нагорья могло произойти и раньше, еще при аккадских факториях. В начале XII века до н.э. с политической арены сходит хеттское государство, а также начинается падение ассирийского государства. Занимаемый арамеями ареал как бы остается вне их надзора: между Ассирией и Каргамисом Образуется политический вакуум. По текстам Тиглатпаласара I (1115-1077) и преемников, а также по вавилонским текстам XII века, можно предполагать, что арамеи (aramia) прочно окружили Ассирию с трех сторон. Их проникновение происходит не военной силой, а мирной инфильтрацией. Они жили в степях Сирии, на юго-западе от среднего течения Евфрата. В последующих веках уже упоминают арамеев, имеющих свою страну, с детерминативом KUR "страна" или beyt "дом". Например, Ашшурдан II (в 934-932) упоминает KUR Aramu, Ашшурвелкала - KUR Агате, а урартский царь Сардури (755-730) - Arime. Топонимы, гидронимы, названия местностей - неопровержимые доказательства живущих в этих краях народов, которые по признаку дали окружающему миру имена на своем языке. Постепенно разговорный арамейский (сирийский) начинает вытеснить из быта аккадский язык и становится главным средством общения также в южных и юго-западных районах Армянского нагорья. Как отмечают специалисты, к началу I тысячелетия до н.э. арамеи почти полностью поглотили более старое хурритское население Сирии и Северной Месопотамии. Особенно интенсивно этот процесс развивается после падения Ассирийского царства в 616-605пг. до н.э. и Вавилонского царства в 539-538гг. до н.э. "Ассирийцы и семитизированные суварейцы постепенно сливаются в один народ", - пишет В.В.Струве (История Древнего Вос¬тока, 301-302). Иными словами, армяне арамеизировались, а арамейцы арменизировались. Но тогда армяне могли бы иметь и другой язык и другую страну. Известно, арамеоязычных или арменоязычных стран было много и назывались они по-разному. В БИБЛИИ страна арамейцев (т.е. Арама) простиралась от арабских пустынь до Таврских гор на севере. Бывшая территория государства Митанни именуется в БИБЛИИ Aram Naharaim, при этом имеется в виду страна у среднего течения реки Евфрат. (Кстати, возможный перевод с армянского «Арам первый занял это место»). См. первый выпуск нашего портала. "В течение VI-VII BB. ДО Н.Э. ассирийские цари, завоевавшие всю Переднюю Азию, вели политику насильственной перетасовки покоренных народов с целью заново заселить разоренные их предшественниками районы Месопотамии и западные склоны Иранских гор, а также затруднить взаимопонимание своих подданных и тем воспрепятствовать мятежам. Результатом явилось широкое распространение арамейского в качестве второго разговорного языка (lingua franca) по всей Передней Азии. Уже с конца VIII - начала VII BB. ДО Н.Э. староарамейскпй стал применяться в самих ассирийских канцеляриях"(Дьяконов, ЯДПА). Началом армяно-арамейских контактов Г.Джаукян считает VI B. ДО Н.Э., ЧТО ОШИБОЧНО. Ведь мощный поток арамейских племен давно поглотил местное население - хурритов, хеттов, армян, которые общались на разговорном арамейском языке. С этой поры арамейский стал письменным языком (Джаукян Г., ПАЯ, 476). Арамеизация Месопотамии и прилегающих к ней стран продолжалась быстрыми темпами, особенно после падения Ассирии. Но так как на этих территориях не выло сильного единого арамейского государства, в последующие годы арамейский язык не имел статуса государственного официального языка и постепенно был вытеснен местными территориальными койнэ (ПОДОБНО сиро-арабскому). Арамейское влияние распространилось и на Армению. Канцелярские и придворные переписки велись на арамейском языке. В Армении найдено более 10 надписей на арамейском языке. Употребление "государственного арамейского" в качестве официального (или канцелярского) языка Месопотамии, Закавказья (Армения, Грузия) в Малой Азии продолжается несколько веков. В эпоху Ахеменидов (VI-IVBB. ДО Н.Э.) арамейский язык служит официальным языком Персидского государства (империи), особенно в его западной части и в Малой Азии, на Кавказе и на Среднем Востоке. Арамеи и прочие арамеизированные народности продвигаются на север по долинам Евфрата - Тигра (Пуратту - Идиглат), по долине Арацани (Арсания). По соседству с армянами они живут очень долго. При таких тесных контактах в течение нескольких столетий арамеизмы проникали в БЫТ армян, помимо канцелярско-административных терминов в армянский язык проникли также самые обыкновенные слова повседневной жизни, вытесняя из употребления армянские эквиваленты. Не удивительно, что слияние арамеоязычного населения с армянами привело к образованию в лексике армян мощного арамейского пласта. Сближение армян и арамейцев достигло такой степени, что между ними стираются всякие барьеры. Арамеи сливаются с армянами. Армяне стали называть себя либо "арамазнеан" - "из рода Ара¬ма, из поколения Арама", либо "айказнеан" - "из рода Айка". Это указывает на то, что арамеизация армян носила не только языковый, но и этнический характер. Часто подчеркивается происхождение армян из рода Айка и Арама по всякому поводу. Ученик Вкайасера, Киракос, в памятнике перевода "Толкования Златоуста" (XII век) говорит: "Так как сирийский язык искаженный, не соответствует нашему языку - арамейскому и айкскому ..." ("Толкование Златоуста", с. 965). Н.Адонц, обсуждая историю образования армянского народа, подчеркивает важность географического расположения Армении, спо-собствовавшего ассимиляции множества племен и рас: "Находясь на перепутье великих народных движений, она (Армения) удерживала и впитывала в свою почву много расовых течений и племенных струй" (Адонц И., АЭЮ, с. 392). Касаясь вопроса ОБ этнических пластах Армении древнего периода, Н.Адонц подчеркивает скудность дошедших до нас материалов, что не лает возможности сделать окончательные заключения по этому поводу: "Раскапывать этнические пласты до первых заселений Армении пока нет возможности. Ограничиваясь доступным нам полем исторического зрения, находим, что армянская национальность сформировалась из разных не только племенных, но и расовых элементов ', - заключает он (курсив наш - Н.М.) (Адонц Н„ АЭЮ, 293). В то же время, специалисты установили, что и антропологический тип шумеров –также арменоид, круглочерепный, с большим крупным вогнутым носом и средним сложением тела. Хурритский тип также полностью соответствует армянам. (Н. Мкртчян, с.35). В армянском сохранились шумерские слова, которые являются результатом прямых контактов, имевших место в 3-4 тысячелетии до н.э. до аккадского влияния. Население Армянского нагорья и по этническому составу, и по языку в этот период не могло еще быть однородным, как утверждает Страбон. Ссылаясь на Страбона, Н.Адонц заключает: "От равнин Месопотамии до Черного моря, таким образом, расстилалась когда-то родственная зона (курсив наш - Н.М.), согласно свидетельству Страбона о том, что в древности имя сирийцев простиралось до Вавилонии, вплоть до Евксинского моря" (Страбон, IV I, 737-1027; Адонц Н., АЭЮ, 396). На этом же основании Н.Адонц называет "сирийский или семитский мир - арамейским'. Видимо, для этого имеются некоторые основания, но трудно согласиться с тем, что все население Армении стало говорить по-арамейски. При этом он не сомневается, что население Армении до прихода киммеров и скифов было семитским, т.е. арамейским, или говорило по-арамейски и стало индоевропейским позднее (т.е. стало говорить на армянском языке позже). При отсутствии достоверных данных для доказательства своей теории Н.Адонц все надежды связывает с армянским языком, подчеркивая важную, неоценимую роль анализа армянского языка: "Правдивость того и другого положения (фригийского или арамейского происхождения ар¬мян - Н.М.) может БЫТЬ доказана лишь анализом армянского языка, этого замечательного по сложности памятника" (Адонц Н., АЭЮ, 397). Известно, что на юге Армении, при Тукульти-Нинуртс II (889-884) арамеи образовали ряд мелких государств, носивших традиционное название Ханигальват (т.е, Митанни) (Дьяконов И., ПАН, 138-139). Эти государства назывались Арам, их было много: Арам Нахараим, Арам Дамаск¬ский, Арам Сова, Арам Бет-рехов и т.д. Это время совпадает с гос¬подством Урарту (Биайнилп), что не могло препятствовать распространению арамейского влияния на всю территорию Армянского нагорья. Поэтому сообщение Страбона "о выработке единого языка при Зариадре и Артаксне" (Страбон, XI, 528-743) мы должны принять с некоторыми оговорками. Возможно, что он и другие историки не располагали надежными сведениями, иначе Геродот не принял бы армян за выходцев из Фригии, а Страбон не включил бы их в семитский мир, вслед за Посейдоном: "Ведь армянский, сирийский и арабский народы обнаруживают большое племенное родство по языку, образу жизни и по чертам лица, особенно же в тех местах, где они живут по соседству. Известно, что Месопотамия состоит из этих трех народностей (курсив наш ~ Н.М.), и здесь-то нагляднее выступает их сходство. Если из-за климатических условий имеется некото¬рая разница, в особенности между северянами и южанами, а также ими и теми, кто живет посередине них, то общие черты все-таки преобладают. Ассирийцы и арианы также БЛИЗКИ К названным народам и друг к другу. Кажется, что и названия этих народов сходны между собой: кого мы называем сирийцами, они у самих сирийцев называются армянами и арамеями: на это имя похоже имя армян, арабов и арамеев" (Стравон, I, I, 53 = Теи. 41), (ср. с. 81 араб. в 784-1094, см. также с. 81). Иногда под термином "арабы" понимали жителей пограничных с Сирией и Месопотамией стран, не отличавшихся по именам собственным от синхронных арамейских имен. В Вавилонских текстах ахеменидского периода арабы упомянуты арамейскими именами. На этом основании существует мнение, что в действительности "арабы" раннего периода - арамеи или арабы, говорящие по-арамейски. В современной Сирии наряду с армянами-униатами есть армяне, которые называют себя сурьяни. Они принадлежат как и собственно сурьяни (арамеи-христиане) к сирийской ортодоксальной Церкви (яковитской). То есть в современном армянстве есть субэтнос, на примере которого можно проследить непосредственно родство армян и арамеев (арамеев-христиан, сирийцев). И действительно, присутствие в Армении семитов, в том числе и арамеев, оставило свои следы в армянском языке в виде многочисленных семитских слов и топонимов (ОБ ЭТОМ СМ. "Семитские топонимы"). Г.Капанцян считает, что формирование армянского языка и армянского народа происходило под сильным семитским влиянием. К такому заключению приводит его анализ топонимов доурартской Армении и анализ собственных имен арменизированных правителей: например, по его мнению, имя царя ХIIIв. до н.э. страны Яруватга (= Яруванда - Н.М.) -семитского происхождения (Капанцян Г., ИЛР, 2, 187, прим. 2). Согласно Г.Капанцяну, этнический состав долины Арацани до равнины Муша также мог быть семитского происхождения (ИЛР, 2, 98-99). Топонимы Армянского нагорья также подтверждают этот факт (см. Топонимы). В то же время подчеркивается важная роль армянского языка не только при изучении этногенеза армянского народа, но и истории соседних народов: "Ведь армянский язык с его огромным накоплением из разных этноязыковых источников, как живое детище культурного субстрата аборигенов древнего Ближнего Востока, его азианического мира, таит в себе сотни и тысячи таких лексических этимологий и влияний..." (Капанцян Г., ИЛР, 2, 304). Иными словами, армянский язык, как и армянская нация находятся на стыке трех и более языковых и расовых семей, как минимум, семитской, индоевропейской, кавказской.http://novarm.narod.ru/arch092006/aram.htm
|
|