А вот обещанный отчет о попытках срыва эвакуации немецких войск из Крыма в 1944 году....Хочу отметить - мы наступаем, превосходства в воздухе у немцев уже нет...
Цитата:
Кначала операции флагманский командный пункт (ФКП) ЧФ находился в Новороссийске, ФКП ВВС - в Геленджике. Штабы бригад кораблей, за' исключением 2-й БТКА, находились также в достаточно удаленных районах: 1 -й БТКА в Новороссийске, БПЛ в Поти. Единственным отклонением от классической системы обмена приказами и информацией «сверху-вниз» стало планировавшееся взаимодействие между разведывательными самолетами, штабом 30-го рап и ПЛ. По замыслу лодки должны были получать сообщения о конвоях противника непосредственно от разведчиков в подводном положении, используя антенны «ВАН-ПЗ». На практике данное решение, несмотря на то, что оно вошло во все учебники отечественного военно-морского искусства, оказалось мертворожденным. Во-первых, сами антенны не отличались высоким ТТХ (дальность приема не превышала 110 миль) и надежностью; во-вторых, погрешность самолетов в определении координат обнаруженных конвоев была столь высока, что пользоваться их данными для целенаведения становилось практически бесполезно. Забегая вперед отметим: за время операции самолеты-разведчики передали в эфир 425 радиограмм с информацией об обнаруженных судах противника. Из этого числа лодки приняли лишь 125, в результате чего предприняли 33 попытки выйти на перехват. Еще 320 донесений получено при приеме сообщений с соседних субмарин (19 попыток перехвата). Подавляющее же большинство радиограмм на лодках приняли от штаба БПЛ, который собирал и репетовал данные всех источников - 1287. Впрочем, лишь 424 из них содержали свежую информацию.
....
На решение о том, каким именно маршрутом двигаться, немалое влияние оказывала выявленная немецкой радиоразведкой текущая дислокация наших подлодок. Последние широко использовались для сбора метеоданных в интересах ВВС. Имели место с нашей стороны и отдельные случаи подлинного радиохулиганства. Например, командир «М-62» капитан-лейтенант Н.И. Малышев уже после выхода в море благодарил Туапсинскую ВМБ за хорошее обеспечение. Спустя несколько дней он же поздравлял все подводные лодки, находящиеся на позициях, с праздником 1 Мая!
....
Противодействие эвакуации советская сторона впервые оказала 12 апреля. В этот день две группы из 10 А-20 и Пе-2 безуспешно бомбардировали румынские эсминцы «Мария» и «Марасе-шти», встречавшие конвой из Севастополя. На следующий день счет атак открыли подводные лодки. «С-31» (капитан-лейтенант Н.П. Белоруков), выпустив веером 4 торпеды с «пистолетной» дистанции в 4,5 каб, промахнулась по транспорту «Ардял», входившему в состав первого крупного конвоя с эвакуируемым.
....
С 11 по 20 апреля включительно в Крым прибыло 17 конвоев (66 транспортных судов), в Констанцу и Сулину 19 конвоев (86 судов). Атакам подверглось 10 конвоев (один - ВВС и ПЛ, три - только ПЛ и шесть - только ВВС). По ним были совершены четыре торпедные атаки из под воды (выпущено 12 торпед) и 18 групповых вылетов авиации (109 самолето-вылетов ударных машин, в которых имели место контакты с противником). Не трудно посчитать, что находившиеся на позициях лодки имели 0,06 атаки в сутки (лодка совершала одну атаку в 16,5 дней)Но ведь речь идет не об Атлантике, а о довольно ограниченном районе закрытого моря. Причем нарезка позиций непосредственно соответствовала трассам вражеских конвоев, а сами лодки постоянно получали разведданные от штабов, самолетов и друг друга!
....
Внимание штаба ЧФ тем временем приковал к себе обратный конвой -транспорт «Ардял», шедший в охранении эсминца «Марасешти». Сначала в 11:41 пароход подвергся атаке ПЛ «М-62», которая выпустила две торпеды с дистанции в 16 каб без всякой надежды на успех. Затем по транспорту безуспешно отбомбилась с горизонтального полета «бостоны». В то же время торпедоносные «илы» отказались от атаки, поскольку сами подверглись нападению шести истребителей. В 18:15 в упор выпускает две торпеды «М-111» - снова мимо. Наконец, в 20:17, уже почти у самой Констанцы «Ардял» настигают три торпедоносца - и этот удар прошел мимо цели. Любопытный факт: с учетом событий 12 апреля «Ардял» в ходе Крымской операции подвергся трем атакам ПЛ ЧФ и двум ударам авиации. Данный пароход явно жил в предоставленный Черноморским флотом своеобразный кредит, особенно с учетом того, что 11 июня 1942 г. он уже топился подводной лод-
кой «А-5», но был поднят и восстановлен. После этого рейса 22 апреля «Ардял» встал на ремонт энергетической установки и больше в эвакуационных перевозках не участвовал.
....
28 апреля в море находилось уже шесть конвоев в составе 44 судов по сравнению с 2 и 11 соответственно в предыдущие сутки. Кроме торпедных катеров, отпор противнику могли дать подводные лодки. Но после массовых стрельб 22-23 апреля, когда свой боекомплект израсходовали сразу четыре малые ПЛ, количество находящихся в море субмарин заметно сократилось. К концу месяца на позициях находилось лишь три большие и средние лодки - «Л-4», «Щ-201» (капитан-лейтенант П.И. Парамошкин) и «Щ-202» (капитан-лейтенант М.В. Леонов). Они занимали позиции №6 и 9 чуть севернее и южнее трассы конвоев в центральной части коммуникации. Остальными были лодки типа «М», совершившие уже по несколько боевых_ выходов. Встречи с конвоями стали происходить реже, чем раньше, но это было единственное, что мы могли противопоставить врагу в период ухудшения погоды. Очередная атака состоялась 28 апреля, когда «Щ-202-с дистанции 11,5 каб неудачно атаковала транспорт «Лола» (вторая атака советской лодки по данному судну за время операции).
....
Впору подвести итоги второго периода боев. …
Подводные лодки совершили 8 торпедных атак (израсходовано 22 торпеды), хотя провели на позициях в общей сложности 80 суток. Потерь среди субмарин, к счастью, не было, лишь «М-111» после атаки 22 апреля получила легкие повреждения, не отразившиеся на ее боеспособности.
....
В 13:50 топмачтовики атаковали конвой «Паппель» (буксир «Лобау» в паре с поврежденным теплоходом «Будапешт», четыре БДБ, тральщик, два малых охотника). Утопить никого не удалось, но «R 197» и «F 471» получили повреждения достаточно серьезные, чтобы выйти из строя до конца операции. В 17:04 и 17:57 «Щ-202», которая занимала позицию на весьма оживленной точке маршрута, дважды выходила в атаку на конвой (дистанция 8 каб; две и одна торпеды соответственно), но оба раза промазала. Ввиду израсходования боекомплекта, вечером «щука» убыла в базу.
....
На оживленном перекрестке в районе 44 градусов северной широты и 31 градуса восточной долготы находились подлодки «Щ-201» и «А-5». Каждая из них совершила в этот день по две атаки. Первой в 08:59 торпеды выпустила «Щ-201». Ее целью оказался буксируемый тральщиком транспорт «Тисса». Приходится констатировать, что, даже стреляя по такой «мишени» с дистанции 4 каб, командир лодки капитан-лейтенант Парамошкин не сумел добиться попадания. Спустя два часа в атаку вышла находившаяся неподалеку «А-5». С дистанции 6 каб она промахнулась по транспорту «Касса», шедшему в восточном направлении. Спустя три часа командир лодки капитан-лейтенант Матвеев выстрелил одиночную торпеду по охотнику «Uj 318», который принял за парусную шхуну. В 21:12 «Щ-201» по донесению торпедировала быстроходную баржу, которой могла быть «F 568», в чем, впрочем, нет уверенности. Наконец в 02:16 13 мая «А-5» безрезультатно выпустила оставшуюся торпеду с дистанции 15 каб по двум крупным транспортам. Единственный реальный успех подводников в этот день был достигнут подлодкой «С-33», находившейся в стороне от караванных маршрутов и вовсе не торпедным оружием.
В 08:27 с дистанции 30 каб при очередном осмотре горизонта вахтенный обнаружил какое-то судно. Лодка начала сближение. Спустя час цель была опознана как БДБ, не имеющая хода. В 10:32 «С-33» всплыла и открыла огонь из 45-мм полуавтомата. Убедившись после девяти выстрелов, что баржа не отвечает командир лодки Алексеев решил подойти ближе. В 10:58 обстрел был продолжен уже с дистанции 2,5 каб. Не успели комендоры выпустить еще пять снарядов, как пришлось срочно погружаться, уклоняясь от возможной атаки пролетавшего самолета. Повторно субмарина всплыла только в 11:44. На этот раз Алексеев действовал увереннее и решил осмотреть вражеский корабль. На палубу БДБ был высажен матрос, который срезал кормовой флаг, кроме которого прихватил автомат и шинель. Даже короткий осмотр показал, что баржа битком набита телами вражеских солдат, причем некоторые еще подавали признаки жизни. В конкретной обстановке командиру лодки ничего не оставалось, как потопить свой «приз». В 12:16 после выпуска в упор четырнадцати 100-мм снарядов горящая баржа срылась под водой.
Гордится особо нечем....
