ЛЬГОТЫ
Осенью 1913 г. городская дума обсуждала петиции рабочих и служащих, сведенные в 18 пунктов, – “Об улучшении материального положения…”. Были приняты следующие решения:
- все работники системы городских железных дорог получат пособия на обучение, содержание детей;
- ведомственная амбулаторная медпомощь работникам и членам их семей бесплатная; всем заболевшим бесплатно выдаются лекарства, имеющиеся в амбулатории, сложные рецепты в городских аптеках идут с 25%-ной скидкой, а при предъявлении “особого удостоверения” бесплатно; больничный лист выдается ведомственным врачом сразу на весь срок лечения;
- полный оклад во время болезни (до 45 дней в году) выплачивается всем работникам по решению ведомственного медперсонала; амбулаторный прием проходил по месту работы 4 раза в неделю;
- ежегодный отпуск шел из расчета 2 недели за 1 год службы, но максимально 28 дней.
Cтоит упомянуть, что машинист паровоза городской железной дороги получал оклад в 900 рублей, но эту же зарплату имела и учительница первого года работы в начальных классах городской (не частной) школы. Каждый год она могла путешествовать по Германии вторым классом поезда, так как путевка на 24 дня стоила 66 рублей. Максимальный оклад учителя городской школы доходил до 1240 рублей.
“Деловой Петербург» № 27 (1859) от 17.02.2005

ДОПОЛНЕНИЕ О КВАРТИРНОМ ВОПРОСЕ В МОСКВЕ И В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ДО 1917г
(По данным историков Н.Петровой и А.Кокорина \25.3.2010, тв “365″ “Квартирный вопрос в России (до 1917г) и в СССР”\)
Быстрый рост жилищного строительства (строительный бум) в Москве начался с 1880-х годов и продолжался без перерывов почти 35 лет, вплоть до начала ПМВ – но и в ходе ПМВ, хотя темпы строительства жилья упали, но не до нуля, жилье все же строилось даже в ПМВ.
При этом, темпы строительства жилья постоянно превышали темпы рождаемости (и прироста населения), хотя по темпам прироста населения (3.5% в год, включая рождаемость) Москва и Петербург занимали 3-4 места в мире (!).
Очевидно, это значит, что жилищные условия в Москве и Петербурге непрерывно улучшались – вплоть до 1916\17гг.

Кто и что строили?
1. Городские муниципальные службы строили жилье в основном для рабочих казеных заводов, а также вместе с владельцами предприятий – для частных заводов и фабрик. Отдельные квартиры в этих муниципальных домах были очень дешевыми, по карману любому рабочему (кроме начинающих и сезонных).
2. Многоквартирные дома с маленькой арендной платой строили также многие благотворители. Эти дома так и назывались – “дома дешевых квартир”. Примерно с первых годов 20-го века и далее как муниципалы так и благотворители строили для рабочих уже в основном дома с отдельными квартирами, более всего с однокомнатными квартирами (средняя площадь 23 кв.м, с отдельной кухней, с высокими потолками), благоустроенные, с центральным отоплением. В этих домах были также детские комнаты (типа детсадов), прачечные, иногда и библиотеки.
3. Конечно, строились во множестве и обыкновенные “доходные дома”, в основном с многокомнатными отдельными квартирами, а также и частные дома, в том числе с помощью банковских ссуд (типа ипотеки), причем ссудный процент был невелик.
Очень много московских и петербургских семей среднего достатка съезжали со своих арендованных квартир на все лето на дачи (с мая по август-сентябрь) – выезжали на дачи со всем домашним скарбом, а по возвращении искали и быстро находили себе новое жилье – выбор жилья был большой, и на любой карман.

Как сообщили историки Н.Петрова и А.Кокорев, в 1910-е годы в Москве среди горожан среднего и более высокого достатка получила распространение новая мода – “работать в городе, жить за городом”, и в подмосковье началось было массовое строительство таких поселков, с высоким качеством жилья, для небедных горожан. Эта тенденция была прервана в ПМВ.
Возвращаясь к жилью рабочих, напомню, что более половины рабочих (квалифицированные, со стажем) не ждали муниципального жилья, а сами арендовали подходящие квартиры – одно, двух, и трехкомнатные (а летом многие и отправляли семьи на дачи, или в деревню к родичам) Более всего в Москве и Петербурге было четырехкомнатных квартир. Их аренда стоила около 90р в месяц – конечно, только немногие рабочие могли арендовать их. Но однокомнатная квартира обходилась менее 10р в месяц, двухкомнатная – гораздо менее 20р, в “дешевых домах” – и гораздо меньше этого. Напомню, что около 30% рабочих получали з\п не менее 50р в месяц и могли сами выбирать себе квартиру в аренду.

Конечно, были и подвалы,и чердаки, и коечно-каморочные общежития (там платили 2-5 коп. в месяц) и типа коммуналок – но там ютились или сезонные рабочие, или только что приехавшие из деревни и не имеющие покровителей в землячествах, или спивающиеся бессемейные. Таких среди рабочих было не более 20%. Конечно, были и ночлежки, и приюты – как во всех крупных городах мира того времени.
Интересно еще, что с началом ПМВ, когда началась заметная инфляция, Могордума запретила домовладельцам повышать плату за аренду квартир, и запретила выселять семьи солдат за неуплату. Этот указ был отменен Временным правительством в марте 1917г.
СРАВНЕНИЕ С СССР:
Теперь посмотрим, каковы были жилищные условия рабочих Ленинграда в СССР.
***
ЛЕНИНГРАД, 1936г
По данным выборочного исследования рабочих семей, данных в справочнике 1936 года, в Ленинграде в старом фонде 10,8% рабочих семей жили в отдельной квартире или в нескольких комнатах, 46,5% – в отдельной комнате, 25,6% занимали часть комнаты, 5,2% – жили в кухнях и других подсобных помещениях, 11,9% – в домах коридорного типа; в новом фонде 16,2% – в отдельных квартирах или нескольких комнатах, 69,5% – в комнате, 14,3% в части комнаты. Даже если принять во внимание, что несмотря на провозглашенную политику улучшения жилищных условий трудящихся, обеспеченность рабочих жилплощадью оставалась на самом низком уровне среди других слоев населения, как показывали статистические обследования 20-х годов, эти цифры говорят о широком распространении такого типа жилья, как коммунальная квартира.
Итак, в старом фонде всего 10.8% рабочих семей живут в отдельных квартирах или нескольких комнатах в коммунальной, в новом фонде таких чуть больше, но всего 16.2%.
Поскольку нового жилья в Ленинграде к 1936г было построено не более 10% от всего жил.фонда, то можно принять, что лишь примерно 11% рабочих семей в 1936г жили в отдельных квартирах или нескольких комнатах в коммунальных.
Сколько семей жили в Ленинграде именно в отдельных квартирах, неизвестно – по Ленинграду в открытой печати эти данные после 1930-х годов не публиковались аж до 1988 года!

ЛЕНИГРАД, 1953\56\60гг
Если предположить, что 5% рабочих семей жили в 1936г в Ленинграде в отдельных квартирах, то вряд ли больше их было и в 1953г, т.к. жилой фонд Ленинграда после ВОВ был почти восстановлен только к 1956г.
Итак, наиболее вероятно, что еще и в 1956г в Ленинграде в отдельных квартирах жили не более 5-10% рабочих семей. При этом, если у петербургского рабочего в 1913г (вообще до 1917г) со средней и высшей оплатой труда (а таких было не менее 80-85%) был выбор – семья могла арендовать или одно, или двух (или, высокооплачиваемые, даже трех-) комнатную отдельную квартиру, или несколько комнат, или комнату (если хотели сэкономить деньги на жилье), причем рабочая семья могла этот выбор делать в любое время, то в СССР, и в Ленинграде в 1956г, например, те 90-95% рабочих семей, которые жили в коммуналках, должны были ждать еще минимум 15-20 лет, чтобы получить отдельную квартиру. И то в 1988г в Ленинграде еще 60% в комуналках жили!
По данным на 1960 г., старый фонд все еще составлял большую часть жилищного фонда Ленинграда (65-70%), и большинство квартир в нем были заселены коммунально. До 1959 г. и в новостройках только около 10% ленинградских семей получили квартиры, остальным давали по 1-2 комнаты.

ЛЕНИНГРАД, 1988 год.
По результатам социологического опроса ИСАН СССР (1988 г.), в коммунальных квартирах жили 59,2% рабочих, 37,4% служащих со средним и высшим образованием, 23,6% руководителей:
По данным на 1990 год, по городу в условиях коммунального расселения проживало 45% семей или 34% населения, а в центральных районах 80% и 72% соответственно. Это больше, чем в любом другом городе СССР, что давало повод называть Ленинград “городом коммуналок”.
Итак, еще и в 1988 году (!) в коммунальных квартирах проживали почти 60% рабочих!
Таким образом, по жилищным условиям (по типу жилья) уровень жизни 1913г был достигнут в Ленинграде только через… 75 лет (!), к концу 1980х годов!

Академик РАЕН В.П.Полеванов, исследуя покупательную способность средних зарплат трудящихся в царской России (1913г.) и в СССР, пришел к выводу, что уровень 1913 года после провала в Гражданскую войну достиг максимума в конце НЭПа (в 1927г.), но затем неуклонно снижался, и в 1940 г. покупательная способность средней зарплаты в СССР была уже в 1.5 раза ниже, чем в 1913 г., достигнув в 1947 г. абсолютного минимума (в 2.5 раза ниже, чем в 1913 г.). Уровень 1913 года был вновь достигнут только в 1950-е годы
Сравнивая калорийность питания рабочего до 1917 года и в СССР, американская исследовательница Элизабет Брейнер пришла к выводу, что уровень питания в калориях до революции 1917 года был вновь достигнут в СССР только в конце 50-х – начале 60-х годов.
Тогда же (к концу 1950-х годов, при Н.Хрущеве), был проведен и пенсионный закон (сталинские пенсии для большинства людей были нищенскими), и началось массовой жилищное строительство – а до начала 1960-х годов и жилищные условия советских рабочих были гораздо хуже, чем рабочих в царской России до 1917 года.
***
Цитируется по
http://forum-history.ru,
http://forum-history.ru,
http://proza.ru/2011/11/08/1319http://kryaker.dwg.ru/?p=11721