Александр Робертович писал(а):
3. Не заметил кризиса образование при Брежневе. Я учился сам при нем и сам преподавал.
А я вот увидел. Это началось вскоре после закрепления в брежневской конституции обязательности полного среднего образования. До этого обязательной была семилетка.
Нет, переход в ПТУ или техникум не возбранялся, это тоже считалось средним, но раньше то можно было после 7 и просто на завод идти, нигде более не учиться.
Вот везде был определенный процент трудных подростков, которых как-то дотягивали до седьмого, потом выпроваживали, и в ПТУ даже не брали. Ну типа не хочет ничему учиться - пусть подсобным рабочим работает, а ежели когда образумится, то в школу рабочей молодежи пойдет.
Теперь надо тянуть всех до десятого.
Причем это требование наложилось на другой процесс: последовательная гуманизация и демократизация жизни, проводимая при Брежневе.
Понимаете, нет другой системы воспитания и обучения трудных подростков, кроме авторитарной. Но авториторизм в школе теперь (теперь, в смысле вот в это время при Брежневе) запрещен, и теперь нельзя даже пугать родителей, что дескать выгонят их чад из школы, в ПТУ даже не примут, потому как обязательное образование, обязаны учить, не должно быть двоишников и второгодников, надо выпустить с отметками, чтобы в ПТУ приняли.
Педагогика к этому не была готова, но партия сказала надо.
Очень быстро поняли и дети и родители, что такого, чтобы не перевели в другой класс, не будет. Это сильно повлияло и на нормальных учеников. Ну зачем шибко стараться, почему не побезобразить, не поотвлекаться на уроках. Ну не думают дети, что вот им типа потом куда-нибудь еще поступать надо будет, что знания надо получать, за исключением узкого круга т.н. ботаников. А отчетность со школ требовали, соцсоревнование по успеваемости было.
Руководство школ решало вопрос просто. Нет плохих учеников - есть плохие учителя.
Ну как тут быть учителям. Большинство пошли по пути имитации успеваемости.
Те, кто предлагали методики, способные и в этих условиях нормально работать - оставляли на уровне интересных экспериментов (как Шаталова, например), но универсальных методик и не было, все такие авторские методики во-первых под личность автора, во-вторых, под особые условия в школе.
Вот тут и возникла проблема, прежде всего методики, которая до сих пор не решена.