Ваула Прокионов писал(а):
Елена*** писал(а):
Несколько дней назад дочитала Сенкевича "Огнём и мечом". Про политику - конечно, полный бред. Ну автор поляк, что с поляка взять? Но романтический сюжет... Красота. У Сенкевича на романтику талант есть, тут не отнимешь.
Романтический сюжет там — стандартная вальтер-скоттовщина (см. Айвенго, Квентин Дорвард, Талисман): 1) фоном идут исторические конвульсии (Крестовый поход, Карл Смелый против Луя Одиннадцатого, хмельниччина), чтоб было где развернуться приключениям; 2) нежная героиня, которую вечно надо спасать-выручать, непременно с богатым приданым (об Сонечке Мармеладовой пусть переживает Достоевский, а нам давай прынцессу); 3) рыцарь-герой без страха-упрёка, уделывает всех врагов (кони скачут, мечи звенят, искры летят, всё как нам нравится) и — кто бы сомневался — таки спасает героиню; 4) коварный злодей, всю дорогу умыкает героиню и вообще гад, но облом ему. Если совсем плохой, то секир-башка, а если злодей благородный, хотел без обмана жениться (Богун у Сенкевича, де Браси у Айвенго), тогда ладно уж, пусть удаляется посрамлённый. Герой с героиней честным пирком да за свадебку, сказке конец.
У Сенкевича во всей его Трилогии - Огнём и мечом, Потоп, Пан Володыевский - основа сюжетной линии примерно одинаковая - храбрый герой-патриот, бьющийся с врагами Польши, прекрасная героиня, которую герой любит всем сердцем, и она отвечает ему тем же, и супостат героя, коварный злодей, воюющий против Польши, и параллельно безумно влюблённый в героиню, и всю книгу за ней гоняющийся. Причём градус злодейства разный - Азья Тугайбеевич исключительный злодей, практически полное чудовище, Богуслав Радизвилл просто явный злодей, Юрко Богуну повезло больше всех - Сенкевич довёл его до антизлодея, эдакого благородного злодея. И очень похоже, что Сенкевич явно ему симпатизирует - иначе был он так не писал.
Что до романтики - это, конечно, очень эмоциональные личные впечатления, но такой книги я ещё не встречала. Обычно в книгах чувства злодея проявляются не благородным образом - он добивается объекта своей страсти всякими безчестными методами, вплоть до преступлений, стремится из ревности убить соперника, а то саму героиню. Бывают книги, где злодей - полное чудовище, любовь в какой-то очень извращённой форме, и выражается в желании утолить свою плотскую страсть, то есть изнасиловать героиню, и как следует её помучить, унизить, поистязать за то, что она его отвегла.
Что касается "Огнём и мечом" - наверно, первый раз в жизни я встретила книгу, где любовь отрицательного персонажа проявляется не в форме злобной низменной стати и похоти, а в форме очень сильных и глубоких чувств, способных и на страстнось, и на ласку, и на нежность. Сравниваешь то, иногда в других книгах, а в "Огнём и мечем" - ну настолько там человеческие чувства - лишь бы улыбнулась, слово доброе сказала - что не похож Богун на злодея. В финале ему и похищение Елены простили, и отпустили на все четыре стороны.
В польском фильме 1999 года есть драматическая сцена в финале - в книге её нет, но содержанию книги соответствует - когда Скшетуский лично отпускает Богуна, тот обменивается очень выразительными прощальными взглядами с Еленой, поднимает коня на дыбы и уезжает в закат. Говорят, после этого фильма толпа юных полячек была влюблена в Богуна, а предприимчевые поляки бизнес сделали на популярности Домогарова - выпустили марку пива "Богун" и фотографией Домогарова на этикетке.
Морис де Браси вообще не злодей. Он антизлодей, да и то с натяжкой, и по современным меркам. В его времена вели себя куда хуже. В конце книги он ведёт себя как совсем порядочный человек.
А что плохого в Вальтере Скотте? Пушкин называл его "шотландским чародеем". Скотт сам положил начало такого литературного жанра, как исторический роман.