Трудно на сие отвечать по каждой мысли, потому как мысли здесь переплетаются. Попробую так. 1. Я говорю о законах материи. Вот сколько раз это повторить. Я говорю о законах материи. Я говорю о законах материи. ................................................... 2. Наиболее фундаментальные законы материи это уравнения теоретической физики. Они не содержат коэффициентов влияния души. Потому, когда душа управляет телом, логически возможно только две гипотезы: либо она нарушает законы материи, либо она управляет через то, что не входит в сами уравнения, но определяет начальные и граничные условия, которые конкретизируют решение уравнений (сами по себе эти уравнения имеют бесчисленное множество решений). Первое означало бы способность человека к пересотворению мира, да и наука, когда исследует материальные явления той материи, которая находится под властью души, не обнаруживает, чтобы уравнения движения этой материи были бы иными, чем вне этой власти. Потому остается только второе, что однако научно неисследуемо, и тем самым, все-равно сверхъестественно, хоть это и не пересотворение мира и не приостановка законов. 3. Науке в областии психологии и психиатрии доступно только следующее. Во-первых, опытное исследование взаимодействия души и тела, и собственно наукой это бывает только тогда, когда удается описать формулами, например есть основной психофизический закон Вебера-Фехнера (величина ощущаемого перегрузка пропорциональна действующей нагрузке). Во-вторых, исследование тех материальных процессов в нервной системе, которые как-то (неведомо как) связаны с деятельностью души. Например, по биотокам мозга можно точно поставить диагноз эпилепсии, или установить, что ее нет. 4. По Фрэйду, если есть желание, можно побеседовать отдельно. 5. В материальном мире именно законы физики определяют то, чем этот материальный мир является. Вот, например у электрона есть масса и заряд и т.н. спин (и то и другое строго определенного значения). Но масса и спин, вообще говоря, это не что иное как коэффициенты в уравнениях движения, а заряд, это не что иное, как коэффициент в уравнениях электродинамики. Если изменятся или отменятся уравнения движения или электродинамики, или и то и другое, то не будет этих величин, а значит не будет и электронов, или они окажутся чем-то совсем другим, что это как не пересотворение если не всего мира, то хотябы некоторой его части. 6. Собственно понятие законов природы, в современном смысле, появилось где-то в районе 17 века и далеко не сразу стало известным за пределами узкого круга ученых. До этого устройство мира представлялось другим, использовались античные понятия естественных свойств, стихий, сущности вещей и т.п. Потому у древних отцов и нет непосредственных высказваний по этому поводу. Идея о том, что Бог временно приостанавливает законы природы, когда творит чудеса, принадлежит западному богословию. Я не могу утверждать, кто ее первый выссказал, но по моему исследованию, вроде как раньше Беркли, ее никто не выссказывал. У Беркли же она естественно вписывается в его концепцию, согласно которой материального мира как такового и нет, а это Бог нам как бы такое кино показывает. В то же время, вплоть до начала 20 века, научное представление о законах природы было таким, что действительно трудно было богословам иначе согласовать науку и веру, чем либо деизмом (но тогда отказаться от чудес), либо вот этой вот идеей об их приостановке. Тем знаменательнее слова наших святых отцов 19 века (имеющих и знания о мирской мудрости), которые безусловно верили в чудеса, признавая, вместе с тем, неизменность законов природы (что я приводил). Тоже некоторые апофатика и антиномичность: не верно ни одно из двух западных предположений. Очень существенный пересмотр физики, который произошел в начале 20 века в связи с более глубинными исследованиями материи, привел к иной, по сравнению с классической, трактовке самого понятия фундаментальных законов. Вот не обратил собеседник внимания на приводимые мной слова, о том, что с точки зрения современной физики ничего невозможного (в смысле наблюдаемых явлений, а не изменений фундаментальных законов) нет, хотя не всем в существующих условиях мы можем управлять. Те явления, которые нам представляются невозможными можно разделить на два типа: явления, которые допустимы по законам, но в существующих именно условиях очень маловероятны, и явления, которые могли бы происходить в соответствии с законами, но по неизвестным причинам не происходят. Потому вот и следует разделять: то что не может быть объяснено естественной цепочкой причин и следствий, и то, что противоречило бы законам. Такие знания о фундаментальных законах, если к тому же учесть, что мы знаем их лишь с некоторым приближением, снимают какую либо необходимость предполагать приостановку законов, когда Бог творит чудеса. 7. Феофан Затворник четко связывает необходимость чудес с возможностью разумных тварей влиять на материю в соответствии со своей свободой воли. Также четко он говорит о том, что такая возможность дана наряду с неизменными законами природы, а не нарушает их. Именно поэтому, согласно Феофану Затворнику, Бог заложил в само устройство мира возможность и Своих действий без нарушения неизменных законов. То же прослеживается и у Святителя Игнатия: естественная цепочка причин и следствий вместе с тем реализует волю Божию. Иоанн Кронштадтский не только верил в чудеса, но и по его молитвам происходило множество чудесных исцелений. И вот и он всегда говорит о законах природы как о неизменных. Можно только удивляться прозорливости наших святых отцов 19 века, которые, в то время, когда наука представляла устройство мира в виде жесткого механизма, удержались как от отрицания науки, так и от богословских гипотез запада, умаляющих ради согласования с наукой всемогущество Божие (а таковы как идея деизма, так и идея приостановки законов).
|