Понятие о христианских догматах
«Каждый православный христианин, желающий себе вечного спасения, дарованного через Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа, обязан употребить все свои усилия к ос-новательному усвоению себе догматов веры». Каждый христианский догмат имеет три необходимые черты. Догмат есть: – истина откровенная, то есть содержится в Св. Писании и Св. Предании; – истина, преподаваемая Церковью. Этим догматы отличаются от: а) частных мнений, которые могут составлять сами верующие, но какие навсегда останутся только мнениями, если не будут определены и преподаваемы для всех Церковью. б) догматов неправославных, догматов нечестия, догматов развращённых и ерети-ческих, которых держаться частные церкви и общества, отделившие себя от истин-ной Церкви Христовой; – истина, преподаваемая Церковью в качестве непререкаемого неизменного правила спасительной веры. Таким образом, догматами называются только те из истин веры, изложенных в Божественном Откровении, которые, относясь к самому существу христианской рели-гии как восстановленного союза между Богом и человеком, содержат в себе собственно учение о Боге и Его отношении к миру, в особенности к человеку, определяя, во что имен-но и как должен веровать человек, чтобы спастись, и которые преподаются Церковью, как правила спасительной веры, непререкаемые и неизменные. Для доказательства этой мысли достаточно указать: а) на краткие изложения православных догматов или символы веры, где заключаются действительно, только истины о Боге и Его отношении к миру и, в особенности к человеку и на изъяснение символов Церковью в катихизисах, где видим то же самое; б) на то, что с самого начала православная Церковь всегда отлучала от себя, следова-тельно, и от участия в вечном спасении тех людей, которые осмеливались отвергать или искажать её догматы. в) на прямое учение Церкви о непререкаемости и неприкосновенности её догматов. «Аще же кто либо из всех не содержит, не приемлет вышереченных догматов благочес-тия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми св. блаженными отцами, и от сословия христианскаго, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, ниже прибавляти что либо, ниже убавляти, и не могли никоим образом» (1 Правило VI Вселенского собора).
|