Догматы о промысле Божием и о верховной власти Помазанников Божиих – царей
«Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости, бла-гости Божией, которым Он сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим це-лям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресе-кает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Промысел Божий, объемлющий собой весь видимый мир, без всякого сомнения, про-стирается и на человека, как на обитателя этого мира. Но превознесши человека пред все-ми видимыми существами ещё при сотворении его, даровав только ему одному душу ра-зумную и свободную, почтив его Своим образом, поставив царём над всею природою, вы-сочайше премудрый и всеблагий Творец благоволит являть особенное промышление о че-ловеке. О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте?» (Мф. 6: 26). В частности, попечение Божие о человеке выражается в том, что Он промышляет о царствах и народах. Святое Писание излагает это учение следующим образом: 1. Что Бог есть верховный Царь по всей земли (Пс. 46: 3; 94: 3), что Он воцарися над языки, то есть над народами (Пс. 46: 9), обладает языки (Пс. 21: 29) и призирает на языки (Пс.65, 7), наставляет языки (Пс. 66: 5). 2. Он: а) Сам поставляет царей над народами: владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет даст е (Дан. 4: 22, 29; Сир. 10: 4)); той поставляет цари и преставляет (Дан. 2: 21); и комуждо языку устроил вожда (Сир. 17: 14; Прем. 6: 1-3); б) поставляет как видимых наместников своих в каждом царстве: Аз рех: бози есте говорит Он им, и сынове Вышняго еси (Пс. 81: 1-6; Исх. 22: 28); в) с этой целью дарует им от себя державу и силу (Прем. 6: 4), венчает их славою и честию (Пс. 8: 6), елеем святым Своим помазует их (Пс. 88: 21; 1Цар. 12: 3-6; 16: 3; 19: 16; 24: 7; Исайи 41: 1), так что от того дне носится над ними Дух Господень (1Цар. 16: 11-13); г) Сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною царствуют, говорит Он, царие, и сильнии пишут правду (Прит. 8: 15). Якоже устремление воды, при-совокупляет Пророк, тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обрати-ти, тамо уклонит е (Прит. 21: 1). 3. Он: а) поставляет через Помазанников Своих и всякие прочие, низшие власти: всяка ду-ша властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога: сущие же власти от Бога учинены суть (Рим. 13: 1); повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради; аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным (1Петр. 2: 13,14); б) поставляет как слуг Своих для устроения счастья человеческих обществ: князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши не боятися власти, благое твори, и име-ти будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть тебе во благое. Аще злое твориши, бой-ся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злоетворящему. Тем же потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающее (Рим. 13: 3-6). Св. Отцы и учители Церкви, начиная от Апостолов, также часто повторяли, что Бог управляет царствами человеческими, посылает им царей и прочие власти, учили, как нуж-но относиться к самодержавной царской власти, в особенности к той, которая основана на христианских началах. 84-е Апостольское правило: «Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного». В настоящем 84-м правиле назначается отлучение мирянину и извержение из духов-ного сана клирику, оскорбившему (ύβρίσοι) царя (βασιλέα), или же народного старейшину (άρχοντα). Под словом "оскорбить" (ύβρίζειν), соответственно греческому значению слова, следует разуметь дурные слова, брань и т.п. Объясняя так это правило, архимандрит Ио-анн говорит, что содержание этого правила отвечает тем высоким наставлениям о покор-ности и уважении к царствующей государственной власти, какие вообще давали Апосто-лы в своих посланиях. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся вла-сти, противится Божию установлению" – пишет апостол Павел Римлянам (13:1-2). Он же умоляет Тимофея "прошу совершать молитвы, моления, прошения и благода-рения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих" (1Тим. 2:1-2). Апостол Петр в своем первом послании говорит: "царя чтите" (2:17). За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность, уважение по отноше-нию к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священ-нейшей обязанностью своих членов. Следует также заметить, что как послания Апосто-лов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан. Таким образом, если власть и величество та-ких царей были святы для христиан, и церковные правила своими строгими предписания-ми имели в виду охранять эту власть и величество от всяких оскорблений, то какова же должна быть покорность и уважение по отношению к христианским царям, которые суть сыны и главные охранители христианской Церкви? Свт. Ириней Лионский: «От Бога установлены земные царства для блага народов (а не от дьявола, который никогда не бывает спокоен сам и не хочет оставить в покое наро-ды), чтоб боясь царствия человеческого, люди не истребляли друг друга по подобию рыб, но, подчиняясь законам, отлагали многообразное нечестие языческое… По чьему повеле-нию рождаются люди, по повелению Того же поставляются цари, приспособленные к тем, над кем они царствуют». Свт. Григорий Богослов: «Цари! Познайте, сколь важно вверенное вам и сколь ве-ликое в рассуждение вас совершается таинство. Весь мир под вашею рукою, сдерживае-мый небольшим венцом и короткой мантией. Горнее принадлежит единому Богу, а доль-нее и вам. Сказано (и мы веруем), сердце царёво в руце Божией» (Прит. 21: 1). Свт. Иоанн Златоуст: «Здравие их (царей) рождает наше спокойствие… Ибо Бог установил власти для блага общего. Итак, дело это (молитва за царей) не есть угодничест-во, но совершается по закону справедливости». Протоиерей Иоанн Кронштадтский: «Через посредство державных лиц Господь блюдет благо мира Церкви своей, не допуская безбожным учениям, ересям, расколам обу-ревать её, и величайший злодей мира, который явится в последние времена - антихрист, не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей беззакон-ное шатание и нелепое учение безбожников». «Монарх – отец отечества. Законно. Един Бог и Отец всех (Еф. 4: 6) – один и отец подданных… Едины судии. Цари…» Свт. Феофан Затворник : «Под удерживающим отступление (2Сол. 2: 7) можно разуметь царскую самодержавную власть. Она, имея в руках своих способы удерживать народные движения и сама, держась христианских начал, не попустит народу явно укло-ниться от них, будет сдерживать его. Когда же царская власть падет, и народы всюду за-ведут выборное самоуправление, тогда антихристу действовать будет просторно. Некому будет сдерживать это самовластие». Свт. Филарет Московский (Дроздов) : «Христос учил: воздадите кесарева кеса-реви (Мф. 22: 21). Апостолы учили: царя чтите(1Пет.2: 7). Кто учит не тому, чему поучал Христос и Его Апостолы – тот не последователь, а враг Христов. Есть иного рода полити-ческие раскольники: они хотят, к соблазну народов, иметь «царя», не освящённого Царём царствующих, закон человеческий без закона Божия, власть земную без власти небесной, присягу без имени Божия. Знаете, что делают сии неугомонные мудрователи? Они хотят выколоть у правды правое око. Можно ли основать закон и власть только на зыбком песке мнений людских? Как может стоять земля без неба? Братия! Да стоим твёрдо во всецелой истине и правде. Боящиеся Бога! Царя чтите. Чтущие Царя! Бога бойтеся (1Пет. 2: 17)». Протоиерей Григорий Дьяченко : «После Бога мы должны более всего любить и чтить царя, нашего отца земного, любить так, что если потребовалось, не щадить живота своего за него. Умереть за царя и Отечество, если бы потребовалось, каждый подданный должен считать святой жертвой Богу». Христианское учение о царской власти, таким образом, можно разделить на ниже-следующие основные положения или догматы царского и государственного права , ос-нованные на слове Божием, утверждённые властью Царя царствующих и Господа господ-ствующих, запечатленные печатью клятвы Его: 1) что Бог «посаждает» царя на престоле, или, иначе говоря, царская власть есть Бо-жественное учреждение; 2) что Бог «посаждает» на престоле царевом от плода чрева царя, то есть наследст-венность царской власти есть также Божественное установление; 3) что царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Господом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвой, а так же и другое Боже-ственное изречение: «Вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88: 20); 4) что царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий. Благость Божия безпристрастна, премудрость Божия всеобъемлюща; а потому, ес-ли Бог даёт царю дар, от которого должна зависеть судьба народа, то без сомнения, Он сей дар даёт, провидя и предустрояя тем благо всего народа.
|