Скопцы отличаются необыкновенно сильным прозелитизмом. Их задача — стараться всеми мерами о возможно большем распространении своего учения, или, точнее, об увеличении числа оскопленных. Живучесть скопчества поразительна. Средства, которыми поддерживается существование и облегчается распространение скопчества, двоякого рода: одно заключается в самом учениископцов а другое — в организации их как общества. Совращение часто происходит путем обольщения материальными выгодами, втягивания бедняков в долговые обязательства, найма в услужение мальчиков .Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, является ее ученье о необходимости оскопления, но и его скопцы умеют подкрепить доказательствами, против которых трудно устоять. Во-первых, тексты из Библии имеющими именно тот смысл, какой находит в них скопцы. Кроме книг Св. Писания, скопцы и в книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, подыскивают выражения и целые фразы, по-видимому, прямо говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции и преследованию со стороны правительства скопцы стараются и успевают придать строго религиозный характер. Наконец, для слабых верою скопцы. делают снисхождение, дозволяя отлагать на неопределенное время принятие оскопления и, во всяком случае, не обязывая к нему сразу по вступлении к ним. Как отдельное общество, скопцы представляют собой довольно стройное целое, с правильно устроенными путями взаимных сношений и со значительными капиталами. Общины, на которые разделяются скопцы., называются кораблями. Каждый корабль управляется "кормщиком", власть которого в отношении к подчиненным безгранична. Второе место в иерархии скопчества. занимает кормщица, или богородица. Богослужения, совершаемые скопцами., называются "радениями". Радения совершаются четырьмя способами:
1) "корабликом": радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом;
2) "стеночкой": становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (т. е. по солнцу, слева направо), прыжком;
3) "крестиком": 4—8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга;
4) в "одиночку": несколько человек выходят на середину и под такт скороговорчатых "распевцев" начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса. Эта пляска, которой скопцы. предаются до одурения, естественно должна истощать силы, т. е., по взгляду скопцов., ослаблять "злую лепость"; с другой стороны, действуя на радеющих как бы наркотически, она доставляет им особого рода вожделение. В первое время существования в России скопчества операция оскопления у скопцов. состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек ("удесных близнят") с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом.Отсюда мистическое название: "огненное крещение". Впоследствии скопцы для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо — лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском и другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практикуемый в начале 20 века время, называется "малая печать", "первая печать", "первое убеление", "сесть на пегого коня", "первая чистота". Однако такая операция, не лишая скоцов. вожделения и даже возможности полового соития, показалась недостаточною, и они решились на отнятие детородного члена. Эта операция, называемая ими "второю", или "царскою печатью", "второю чистотою", "вторым убелением", "сесть на белого коня".Она делается или вместе с отнятием яичек, или впоследствии. Сама операция происходит следующим способом:в отверстие мочеиспускательного канала ставят оловянные или свинцовые шпеньки. Рана затягивается при операции в один прием одним рубцом, во втором же случае — двумя рубцами. По присутствию рубца можно решить, было ли совершено оскопление, а по форме или очертанию его и направлению определить, каким образом была произведена операция оскопления. По наружному виду, цвету и плотности рубцов можно приблизительно определить время оскопления или, по крайней мере, свежее, недавнее или давнишнее его происхождение. Рубец никогда не изглаживается совершенно и остается у оскопленного на всю жизнь, вследствие чего судмедэксперт всегда может опровергнуть показание скопца., что отсутствие яичек составляет у него будто бы природный его недостаток или что они уничтожены болезнью. Равным образом и при полуоскоплении (отнятии одного яичка) по присутствию характерного рубца всегда можно заключить о произведенной операции оскопления. . Существуют еще особенные способы оскопления; так, наприсер, мальчикам производят искусственную гипоспадию (путем искусственной перевязки члена). По Надеждину, существует (в Тамбовской губернии.) особый род скопцов — перевертыши, — которые не лишают себя никаких частей тела, но, вероятно, еще c детства перекручивают себе семенные канатики. В секте проколышей, основанной Куткиным, употреблялось оскопление посредством прорезывания или прокалывания семенных канатиков.
|