Ну что тут сказать... Разные же совершенно источники для опер... Вот, возьмем к примеру "Турандот" - чего там хорошего-то в содержании?.. Вдуматься, так весьма оно мерзкое, особенно мне там девушку было жалко, которая совсем ни за что погибла... А принцесса эта - ну совсем симпатий не вызывает ведь, ее бы саму прибить по-хорошему, но однако же для нее все в итоге замечательно... Однако же вот арию Калафа из данной оперы знают практически все... А вот спросите меня, что там запоминающегося в "Борисе Годунове" поют - я сейчас вряд ли вспомню... Поэтому дать мне сейчас 2 билета на выбор - думаю, что скорее на первую пойду... Или там взять "Так поступают все женщины" - ну что, глубокое там содержание?.. Совершенно нет, да и кроме того, мужья почему-то еще и жен своих не в состоянии узнать, что вообще трудно вообразить... А вот музыку Моцарт великолепную написал на сей сюжет... Все же, тут в опере-то определяющей является музыка, а содержание - оно дело десятой в общем-то... Все равно все будут слушать этого Калафа, как бы к нему ни относиться, будут эту Лючию слушать, как она мужа зарезала да с ума сошла, и все прочее в том же духе... Да и наших взять - ну вот "Евгения Онегина" Чайковский написал по Пушкину, замечательно... Но он же и иное писал - "Чародейку", "Иоланту" и т.д. - это уже совсем не по Пушкину, но что с того?.. Хуже-то они от этого не стали... Или вот ставили тут в Большом "Катерину Измайлову"... я ее не смотрел, но судя по исходному произведению - надо думать, главная героиня не многим лучше Чикатилы... Так что, смысл когда в опере есть - это хорошо, но хорошая музыка покрывает его отсутствие... Будут слушать люди и содержательные арии Сусанина, Князя Игоря, Ленского, Гремина и т.д., будут и итальянские причитания слушать, где смысла на 5-7 слов от силы, лишь бы были они красиво написаны...
Ну а про современные постановки - разные они бывают... Ну вот последний раз был недавно в Большом на "Роделинде" - ну да, современная постановка, однако же вполне достойно поставлена, без какой-либо пошлости и искажения смысла... Так что если действие в наши времена перенесено - это не всегда так уж катастрофично, бывают достойные режиссерские работы... А вот на таких, где совершенно искажается авторский замысел, и все опошлено по самое немогу - почему-то не посчастливилось мне побывать за все время... Хотел вот специально на "Волшебную Флейту" сходить, да так и не успел, убрали эту похабщину довольно быстро из репертуара... В общем, не везет мне что-то, похабных переложений классики не видел до сих пор... В Германии, в Швеции - говорят, большинство таких постановок сейчас, но там не приходилось быть...
|