Чудо...Ранним утром 7 сентября 2010 года в аэропорту «Полярный» г. Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета, ТУ-154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву. Скажем сразу: все останутся живы. Позднее специалисты назовут это чудом, ведь шансов выжить у них был один на тысячу, а может и того меньше.
ЧП на высоте 10.600 метров Самолет находился в воздухе уже более трех часов, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Но какое-то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется.
Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером: «У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром». Ответа Новоселов не услышал – радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи.
Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса «умирали» один за другим. Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы. «Завалились» не только оба авиагоризонта, но и третий – резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда!
Куда садиться? Без навигационного оборудования экипаж нем, глух и слеп. Это все равно что вести автомобиль в надетом на голову мешке. Ситуация, даже не требующая обдумывания – только посадка, и посадка срочная: отключились насосы, перекачивающие горючее из крыльевых баков в двигатели, а это значит, что максимум через 30 минут двигатели остановятся и самолет начнет просто падать.
Самолет снизился до 3.000 метров, внизу холмы, тайга, садиться на которые – чистое самоубийство. Блеснула серебристая полоса – река Ижма, Ту пошел вдоль нее. Показался стоящий на берегу реки поселок Ижма. Командир и экипаж высматривали подходящее для посадки место. Если такое не будет найдено – сажать самолет они будут на воду, прямо напротив поселка, чтобы жители Ижмы оказали помощь тем, кто уцелеет. И тут штурман крикнул: «Командир, полоса!»
Если бы у летчиков было время на обдумывание, они бы прежде всего удивились: откуда здесь не числящийся ни в каких реестрах, не отмеченный ни на каких картах аэродром? Его просто не должно быть! Это или галлюцинация или… чудо. Ту-154 развернулся и пошел в сторону полосы.
Плач по малой авиации Россия – огромная страна, в ней более тысячи городов и десятки тысяч поселков. Железные и шоссейные дороги связывают их между собой. Но есть населенные пункты, куда ни поездом не добраться, ни машиной не проехать. С Большой землей их связывает малая авиация. Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2, ИЛ-14 и вертолеты в советское время для жителей горных аулов и таежных поселков были привычным средством передвижения, как для нас сегодня маршрутные такси.
В 1978 году в п. Ижма открыли аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно-посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии. В аэропорту работали 126 человек.
В 90-х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта. Людей сокращали, многие уходили сами. Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.
В 1998 году аэропорт перепрофилировали в вертолетную площадку и в «Комиавиатранс» решили, что для площадки, работающей три дня в неделю, и двух человек много и оставили одного - Сергея Михайловича Сотникова.Сотников работал в Ижемском аэропорту с первого дня его существования. В 1978 году 20-летним выпускником подмосковного Егорьевского авиационно-технического училища, прибыл он по распределению на работу в Ижму и остался здесь навсегда. Заправлял самолеты, был техником, начальником службы ГСМ. В 1997 году стал начальником аэропорта, а через год – начальником вертолетной площадки.
По мере того, как сокращался обслуживающий персонал, Сергей Михайлович брал на себя дополнительные функции. И вот настал день, когда он остался один: и начальник, и дворник, и диспетчер, и кассир, и сторож, и уборщик, и слесарь-ремонтник, и электрик, и прочая, и прочая, и прочая…
Каждый день в любую погоду на своем уазике он приезжал в аэропорт, чтобы где-то что-то подлатать, где-то что-то починить, потому что площадка должна быть готова принять вертолет в любой день, а не только в понедельник, среду и пятницу – мало ли что может случиться, беда всегда приходит не по расписанию.
Незабытая полоса И все 12 лет Сотников содержал в порядке кроме посадочного квадрата для МИ-8 и взлетно-посадочную полосу, которая была вычеркнута из всех реестров и не значилась ни на одной карте, на которую многие годы не садились и не взлетали самолеты. Он регулярно чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы, убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал кустарники и деревца, пробивавшиеся в зазорах плит. И так 12 лет.
Местные жители неоднократно пытались использовать полосу как место складирования дров, приезжавшие грибники - как автостоянку. Сотников воевал со всеми и на их возмущенно-недоуменное «Ну почему?!» не желая вступать в споры, коротко отвечал: «Потому!»
Зачем? Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос. Ответ его поражает простотой: «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно? Если я эксплуатирую перрон, где находится посадочный квадрат для МИ-8 и МИ-2, то вот рядом - взлетная полоса в таком тоскливом состоянии, царапает ведь за сердце. Пойдешь, да что-то сделаешь».
В то время как одни резали станки на металлолом, реализовывали по сходной цене уникальные корабли, и искали, чтобы еще продать за границу, другие пытались хоть что-то сохранить и сберечь, веря, что настанет день, и снова понадобятся и станки, и корабли, и взлетно-посадочная полоса. Окажись 7 сентября на «взлетке» бревно или автомобиль, окажись она заросшей кустарником (а за 12 лет мог и лес вырасти!) – и жертвы считали бы десятками.
Аварийная посадка Ту пролетел на аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500. Аварийная гидросистема не подвела - самолет выпустил шасси. Но из-за отказа электропривода не вышли закрылки. Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270км/ч, садиться предстояло на 380км/ч, с отключенными навигационными системами, без связи с наземным диспетчером, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.
Бортпроводница вышла в салон: «Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение».
Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо – экипажу не удавалось попасть в начало полосы. Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди, завывая сиренами, мчались пожарные машины и кареты скорой помощи…
Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое… Царица Небесная, помоги!
«Пострадавших нет» Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар. Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380км/ч, 350, 300, 250, 200…
Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту-154 остановился. Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил: «Самолет Ту-154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет».
Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом. Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно-посадочную полосу. Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного – это «чудо» сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой человек, из числа тех, на которых и держится Россия.
Сергей Сотников задал Владимиру Путину вопрос по малой авиации– В Коми раньше было много аэропортов для малой авиации. Самолеты АН-2 летали практически в каждую деревню. АН-24 и ЯК-40 летали в большие населенные пункты. Сейчас какие-то аэропорты ликвидировались, какие-то получили статус вертолетной площадки, как у нас. Есть ли какая-то перспектива малой авиации на Севере? – спросил авиатор.
– Сергей Михайлович, во-первых, я хочу выразить восхищение тем, как вы относились к своему долгу, – ответил Путин. – Но вы же понимали, что аэропорт не подлежит использованию. Вы зачем его поддерживали в работоспособном состоянии?
– Я надеялся, что возродится малая авиация, – пояснил Сергей Сотников.
– Вы были правы. Считаю, что малая авиация будет востребована – вы были правы, так и будет. Сегодня очевидно, что есть огромная проблема с малой авиацией, инфраструктурой аэропортов. Мы только что приняли целую программу по развитию малой авиации. Чтобы сегодня обеспечить перевозки, мы сократили до минимума ввозные таможенные пошлины на самолеты до 50 посадочных мест. Самолеты малой авиации наши предприятия, к сожалению, сейчас не выпускают. «Аннушки» ушли в прошлое. Надеюсь, что новые самолеты будут. Также мы приняли решение, что возьмем на федеральный уровень финансирования небольшие аэропорты в регионах Севера и Дальнего Востока. А субъекты Федерации возьмут на себя субсидирование местных авиакомпаний. Если что, мы окажем поддержку местным бюджетам. Речь идет о 50 взлетно-посадочных полосах, – раскрыл перспективы развития малой авиации в России Владимир Путин.
Перспективы остались лишь перспективамиЧерез три года после памятных событий вертолетная площадка "Ижма" была окончательно ликвидирована, и её электропитание было отключено. Сотников был вынужден уволиться 1 ноября 2013 года.Начальника посадочной площадки «Ижма» Сергея Сотникова, во многом благодаря которому в сентябре 2010 года благополучно приземлился самолет ТУ-154М ЗАО «Мирнинское авиапредприятие «Алроса», на борту которого произошла полная потеря электропитания, вынудили уволиться.
В крохотном аэропорту, где в свое время нашли приют 72 спасшихся пассажира и члены экипажа, и где продолжают регулярно приземляться вертолеты, отключили электроэнергию.
Сергей Сотников 33 года прослужил в авиации, все 12 лет с момента закрытия аэродрома, надеялся на возрождение малой авиации. Теперь его вынуждают покинуть свой пост.
Мы связались с Сергеем Сотниковым.
- Да, сидим без электричества! Были долги, 21 июня «Комиэнерго» отключило нам подачу электроэнергии. У нас стоят же конвекторы, отопление на электричестве. Сейчас надо заключать договор, а его заключать не с кем. Хозяина вертолетной площадки нет. Раньше как — то договаривались, энергетическая компания терпела, терпела. Теперь сказали: «Хватит, ребята, определяйтесь!» Пусть вертолетную площадку берет на баланс или «Комиавиатранс», или администрация, или республика.
- Кто, по — вашему, должен взять вертолетную площадку на баланс?
- По идеи, как было в советское время, кто летает, кто обслуживает — тот и содержит — то есть «Комиавиатранс». Они говорят, что в лихие 90 — е годы объекты были переданы в муниципалитет, но они как — то не были зарегистрировали, не поставлены на учет. Получилось, что сейчас все это хозяйство ничейное.
- Какая у вас сейчас температура воздуха?
- Уже давно минусовая. Что на улице, что в здании вокзала. Люди мерзнут, и мы мерзнем. Электростанцию прислали 2 — киловаттную. Что двумя киловаттами можно согреть? Тут же Север, это на югах два киловатта может потянуть.
- Решили уволиться?
- С первого ноября увольняюсь, здесь невыносимо уже работать. Сижу в кабинете, пишу в унтах и шубе. Третью неделю дубею, у меня все суставы болят! Я недавно был у руководителя администрации Ижемского района Игоря Викторовича Норкина. Он связывался с «Минтрансом», Сергей Олегович Иванов сказал, что надо потерпеть до Нового года. Как можно выдержать в кирпично — бетонном здании температуру до 30 градусов мороза? Поэтому я и написал заявление об уходе. Доработаю до 1 ноября, сдам все хозяйство и уйду со спокойной совестью. Благо, пенсия есть. Писать, скандалить — это не по мне.
- Если вы уйдете, кто же будет присматривать за вертолетной площадкой?
- Директор аэропорта Печоры мне сказал, что коммерческий директор «Комиавиатранса» Роман Сергеевич Титов нашел какую — то женщину, которая вроде соглашается.
- То есть она готова в шубе и пимах сидеть здесь и работать?
- Не знаю, мне не включают электричество, может быть этой женщине включат.
- Сколько вертолетов принимаете за неделю?
- Бывает по четыре, пять рейсов в неделю. Летают спецрейсы, по транспортной схеме. Всех надо обилетить, все зарегистрировать, взвесить ручную кладь, почту проверить.
- Планировали, что ваш аэродром будете принимать 19 - местный универсальный двухмоторный самолет для местных воздушных линий Let L-410 «Turbolet».
- Планировали, но что — то не получилось с дотацией. Теперь говорят, что на следующий год L-410 будут летать.
- Какая у вас заработная плата?
- Была 11 тысяч рублей. После того, как совершил экстренную посадку самолет Ту-154М ЗАО «Мирнинского авиапредприятия «Алроса», я получаю 18 тысяч на руки.
- Это же для Севера совсем небольшие деньги.
- Конечно, деньги смешные. Достаточно посмотреть на наши цены в наших магазинах.
- «Комиавиатранс» сообщало, что вам выделена значительная денежная премия.
- Да, 26 тысяч рублей вручили, при этом сообщили, что это была какая — то задолженность.
- Говорят, что блогеры собрали для вас деньги?
- Не деньги, они привезли и подарили мне снегоход «Ямаха Викинг». Отличный агрегат, японский. Спасибо им большое.
- В свое время ФГУП «Комиавиатранс» сообщило, что оформляет для Министерства транспорта России наградные материалы и ходатайство о присвоении вам звания «Почетный работник транспорта России».
- Да, звание присвоили, «за добросовестное и принципиальное исполнение своих обязанностей» наградили почетной грамотой Федерального агентства воздушного транспорта, а теперь отключили электроэнергию.