Сергѣй писал(а):
1. Ну вот давайте на один только пункт посмотрим... Григорий Палама... От него же ни одного (!) автографа не осталось, как известно... Отсюда - вопрос, как его изучать?.. Те сочинения, что ему принадлежат - они во-первых, подвергались коррекции. А во-вторых, отнюдь не все на русском доступны (отдельный вопрос в качестве перевода). Далее - по его богословию собственно - имеется масса вопросов. Во-первых, оно не догматизировано, имеются только поместные соборы в Константинополе, но они общеобязательного значения не имеют. Во-вторых, его полемика с Варлаамом и Акиндином - там чтобы разобраться кто прав и кто виноват - нужно не образование, а степень иметь по данному вопросу... Как его учение о разделении на сущность и эгнергии, а также видении нетварного света - соотносится с догматическим богословием - тут тоже куча вопросов... Которые пока что внятного ответа не получили, как известно... У ученых, а не в семинарских учебниках... Что касается исследований на русском, то это - книги середины прошлого века, Киприана Керна и нечто подобное... иных на русском нету... Чтобы западные читать - надо хотя бы языки знать... Ну и так далее, прождолжать можно долго и упорно...
2. А уж Добротолюбие как источник богословских догматических знаний... ну, помолчу тут... не для того эта книга писалась...
3. И почему сейчас не рабортать в науках-то? Тот же вот Палама - по нему куча вопросов, от перевода трактатов на русский до богословского анализа их... там работы - непочатый край...
4. Про светскую филологию историю и прочее - уж молчу, там тоже дел хватает, не меньше чем в физике из всяко...
Короче, странные рассуждения...
1. В действительности, ничего странного и так сказать проблемного в учении Григория Паламы нет.
Но тут вот каверза такая. С одной стороны, я против вашей фетишизации знания языков. С другой стороны, тут действительно языковой вопрос сработал. Если в прежних переводах святых отцов греческое слово "энергия" переводилось, как "действие", то в переводах Григория Паламы так и остается слово "энергия". Но не только человек 20 и 21 веков слово энергия воспринимает не иначе как физически или оккультно, но и человек дореволюционный в России так же воспринимал. Потому и всяческие проблемы у тех, кто этого не понимает.
Я первый раз узнал об учении Григория Паламы, когда еще делал так сказать первые шаги в вере, по изданным конспектам лекций МДА. И вот там было сказано, что Божественная энергия есть прородительница всех физических энергий, и якобы, что это Григорий Палама утверждал. У меня такое конечно вызвало протест. Это же пантеизм какой-то.
Но вот когда приобрел Омилии Григория Паламы, там в двух омилиях все очень ясно и просто изложено, и руским по белому сказано, что Божественные энергии
нетварны (тем самым никак не прородительницы физических энергий, которые тварны). Смысл же понятия "энергия" в этих омилиях тоже становится ясным, там говорится и об энергиях человека (что есть пять чувств, плюс шестая энергия - мышление). Ну а когда посмотрел, смысл слова на греческом языке: действие, способность к определенному действию, то для меня все встало на свои места. Но тут дело не в том, чтобы знать греческий язык, а в том, чтобы те кто знает и переводит, переводили бы с учетом нынешнего русского языка, и ходячих представлений на русском языке.
И вообще-то, никакого нового учения нет. Есть просто отповедь еретикам по этим вопросам. Вот откройте Точное изложение Православной веры Иоанна Дамаскина, и замените везде, где встречается слово "действие", на слово "энергия", тогда увидите, что у Иоанна Дамаскина уже содержится учение Григория Паламы. А сам Иоанн Дамаскин говорил в предисловии, что он ничего от себя не добавляет, только известное от прежних отцов систематизирует. Так что, то, что называется учением Григория Паламы, всегда исповедовалось Церковью.
Но я же не только про догматическое, но и про нравственное богословие говорю. И это вот очень доступно изложено в тех же омилиях Григория Паламы.
2. Что вы хотите сказать ? Что Добротолюбие не для мирян ? Конечно, но кое что можно и использовать, например, совет противопоставлять одни страсти другим. Это вот и Святитель Игнатий сказал, что монастырь это лаборатория экспериментальной психологии. Так что же не использовать, в меру наших возможностей, то, что в этих лабораторных исследованиях открыто. Мирская психология и не сравнится со всеми средствами, открытыми и используемыми монахами подвижниками.
3. См. пункт 1.
4. Еще раз, если речь об истории (хоть философии, хоть филологии, хоть еще чего) это нужно изучать. А вот научной новизны в этих науках как таковых быть не может. Потому что предмет гуманитарных наук - человек, а человек, имея свободу воли, и в то же время, будучи подверженным промыслу Божию, никак чисто научными методами изучаться не может, только на основе истинной веры с догматическим и нравственным богословием.