Герб

Список статей


По материалам А.К. Горшкова

(Кавказская Голгофа)

Кавказская  Голгофа

Новомученики Российские

…За околицей станицы Орджоникидзевской недалеко от храма выросли первые городки беженцев из Чечни. Их единственным пропитанием была так называемая «гуманитарная помощь» в виде просроченных импортных «деликатесов» и кусков хлеба, которым делились с несчастными людьми местные жители. Обозлённые беженцы из Чечни вымещали свою злобу на оставшейся части Русского населения, видя в них главную причину бед и страданий.

Доставалось не только живым: разъярённые чеченцы время от времени приходили на местное кладбище и оскверняли там христианские могилы. Таблички с именами усопших и их фотографии превращались в мишени, по которым с удовольствием стреляла молодёжь, памятники и кресты разбивали и кидали на землю, а на них корявой рукой - для приходящих родственников - было написано: «То же самое ждёт и вас».

Разумеется, ни одна газета об этом не написала. Ни одного репортажа по телевидению тоже не было: это ведь оскверняли Русские Православные могилы, а не еврейские кладбища…

Верующим станичникам доставалось больше других: возле церкви пришлось выставлять даже милицейскую охрану, но и это не давало гарантии безопасности, ибо беженцев (боевиков) было во много раз больше, чем милиционеров, а во-вторых сами ингушские милиционеры тоже не являлись образцами достойного несения службы. Однажды во время крестного хода на Пасху через соседние дворы прямо в головы верующих полетели камни, а рядом раздались выстрелы. А через несколько месяцев - перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, - было совершено покушение на жизнь местного протоиерея Петра Сухоносова.

Местные органы власти располагали данными, что на настоятеля Русской Православной церкви готовится нападение. Но «вычислить» бандитов в разношёрстной массе местного населения и беженцев было не так просто, а может, не очень-то и хотелось. На местном базаре, по улицам станицы, возле магазинов ежедневно толкались десятки молодых кавказцев, внешне ничем не выдающих себя за боевиков. Они курили, оживлённо о чём-то разговаривали, садились в свои машины, куда-то ехали и откуда-то вновь приезжали. Однажды такая машина остановились недалеко от Покровской церкви, не вызвав поначалу ничего подозрительного: мало ли кто мог приехать к священнику?

 «Я с сестричками Дарьей и Светланой находилась в церковной гостинице, - вспоминает Татьяна Гапотченко. - Выйдя оттуда, мы пошли проведать моих родителей, которые жили в батюшкином доме. Возле церкви, прямо у ворот, мы встретились с батюшкой. Он открыл калитку и вышел на улицу, чтобы благословить нас. При этом он, как всегда, приветливо улыбнулся. Сестрички побежали к родителям, а я осталась с батюшкой. Узнав, что я собралась проведать родителей, он тоже захотел пойти к ним в гости». 

И когда отец Пётр вышел за церковную ограду, неожиданно сзади почти бесшумно подъехала белая легковая машина. Оттуда выскочили два бандита, схватили настоятеля под локти и поволокли за собой.

«Я крепко вцепилась в батюшку, - рассказывает далее Татьяна, - но бандиты меня толкнули так, что я упала на землю. Вскочив на ноги, я снова ухватилась за отца Петра, но те люди меня снова с силой отпихнули. Тогда я обхватила нашего батюшку обеими руками и громко закричала».

На крик выбежал её отец Иван Иванович Сапрыкин, а из церкви, услышав крик о помощи, выскочил Владимир Кучин, живший вместе с матерью тут же, в церковном дворе. Не испугавшись вооружённых боевиков, они бросились им навстречу и стали вытаскивать отца Петра из машины, куда его уже почти затолкали похитители. Один из них, разъярённый от такой неожиданной храбрости прихожан, сильно ударил Владимира прикладом автомата по голове. Ручьём потекла кровь, но этого никто не замечал, так как машина тронулась с места. Владимир с Иваном Ивановичем продолжал держать батюшкины ноги и не отпускали их. Один из бандитов старался влезть в машину, но это ему никак не удавалось. На шум и крики из соседних дворов выбежали местные женщины-ингушки и тоже побежали к машине выручать из беды Русского священника. Поняв, что план похищения сорвался, бандиты выбросили батюшку из машины, забрали своего сообщника и попытались скрыться из Орджоникидзевской. Поднятая по тревоге местная милиция организовала преследование. Завязалась перестрелка, по милиционерам был открыт автоматный огонь. Как потом рассказывали свидетели, вся милицейская машина была изрешечена пулями похитителей, но милиционерам тогда всё же удалось обезвредить часть нападавшей банды. Сам же отец Пётр Сухоносов, вспоминая об этом случае, в своей простоте говорил:

- А я думал, что они меня попросят где-то панихиду отслужить».

К ужасу, следующая попытка бандитов была более удачной: за несколько дней до похищения, во время отпевания одной из своих стареньких прихожанок, отец Пётр неожиданно печально обронил: «Счастливые люди, что их отпевают. А мои косточки птицы разнесут...»

28 марта 1999 года стало страшным днём для станицы.

Рассказывает Татьяна Гапотченко: «Батюшка только что закончил службу и разоблачился. На нем был только подрясник с крестом. Один милиционер, что охранял церковь, уехал с прихожанами, второй милиционер ушёл на воскресный базар. Остался лишь один охранник, да и тот читал газету. Все как-то расслабились в этот день, даже церковную калитку забыли закрыть. Мужчин тоже никого не было в храме. Ворвались сразу несколько бандитов. Один из них быстро справился с охранником и забрал у него автомат. Остальные бегали по двору и всюду искали батюшку. Не найдя нигде, они ринулись в алтарь. В этот момент в церкви было лишь несколько женщин и бабушек, да и те были не местные, слепцовские, а из соседней станицы Ассинской, а одна женщина приехала даже со Ставропольского края.

Бандиты ворвались в алтарь прямо через царские врата, и через них же поволокли нашего батюшку по полу. При этом они били его ногами и прикладами автоматов куда попало. Тётя Надя упала на батюшку, обхватила его ноги и стала кричать и плакать: „Не отдам! Не отдам батюшку родненького!» Бандиты стали и её избивать, но она всё кричала: «Батюшка родненький, куда они вас увозят!» До машины они тащили его и беспощадно избивали. Когда я выбежала, то увидала, как один из них надел на голову маску-чулок и запрыгнул в кузов, где уже лежал наш батюшка. Мама, тётя Надя и другие женщины бежали за машиной, кричали и просили бандитов пожалеть и вернуть отца Петра. Один из бандитов с ухмылкой крикнул:

- Вернем мы вашего батюшку!

Несколько раз они из автомата выстрелили в тётю Надю, но не

 попали. Действовали бандиты нагло, средь белого дня, никого не боялись и лишь угрожали перестрелять всех, кто будет им мешать».

о.Пётр

Замученный чеченцами отец Пётр Сухоносов

О судьбе протоиерея Петра Сухоносова ходили разные слухи. Одни говорили, что похитители потребовали за него крупную сумму. Иные утверждали, что освобождение батюшки должно произойти со дня на день: этим вопросом занимались органы российского управления ФСБ и лично Президент Ингушетии Руслан Аушев. Кто-то, якобы, сам видел отца Петра живым.

Точно неведомо, как проходила жизнь отца Петра в чеченском плену. Одно можно сказать достоверно: его сильно пытали и держали на цепи. Точно можно сказать и то, что его практически не кормили, тело его, увиденное многими по телевизору, было измождённое и исхудавшее до предела.

23 октября в вечернем информационном выпуске «Вестей» Российской телерадиокомпании был показан репортаж корреспондента Петра Коровяковского. Было снято бездыханное тело отца Петра. Батюшка лежал на спине с полуоткрытыми глазами: на его лице застыла печать предсмертных страданий... Палачи, заморившие священника пытками и голодом - тело священника было сильно измождённым - сорвали с него всю одежду, бросив на дно холодного и сырого подземелья, лишённого какого бы то ни было источника света и притока свежего воздуха. Правая нога его была прикована стальной цепью к полу. То, что это был протоиерей Пётр Сухоносов, сомнений не вызывало... Трудно судить, сколько времени пролежал мученик: неделю, месяц или больше. Среди сырости, грязи и мерзости тело страстотерпца лежало абсолютно нетленным. 

После того, как наши войска освободили Чечню от бандитов, многих пленников удалось спасти, многих замученных насмерть захоронить на родине. Но тело отца Петра найти так и не удалось, и его хоронили «символически»: в конце 2000 года был совершен чин погребения протоиерея Петра Сухоносова. Погребению преданы некоторые его личные вещи и его священнические ризы. По благословению Патриарха вместе с отцoм Петром был погребен настоятель Грозненского Михайло-Архангельского храма протоиерей Анатолий Чистоусов, так же принявший жуткую смерть от чеченских бандитов. Более ста служителей Церкви в присутствии огромного числа верующих совершили прощальную службу в кафедральном Свято-Андреевском соборе Ставрополя - том самом храме, из которого начался священнический путь отца Петра. Оттуда гроб кавказского мученика был привезён в станицу Рагули, где имя батюшки близко и дорого сотням людей. Все вышли проститься с ним...

Имя сего убиенного за Христову веру ещё не прославлено Православной Церковью; будем молиться и надеяться, что это произойдёт в будущем, если будет на то воля Божия. Но, бесспорно, имя отца Петра Сухоносова прославлено благодарной памятью многих православных христиан, которые близко знали мужественного пастыря, принявшего смерть за веру Христову. Выкраденный похитителями прямо из алтаря святого храма, где он прослужил настоятелем почти сорок лет, брошенный в холодное подземелье, батюшка был замучен там зверскими пытками и голодом и оттуда он и ушёл в блаженную вечность.