Оглавление №34


Что имеем не храним, потерявши - плачем...


Вряд ли найдётся в современной России хоть одна жизненно важная сфера, которая не подверглась бы разрушению за годы демократии.

Разрушению подвергся и Отечественный кинематограф, некогда - лучший в мире, некогда - с лучшей актёрской школой, прекрасным режиссёрами, операторами, а главное - со своей жизненной правдой (исключая сугубо партийные заказы) и основным отличием от западного кинематографа - с нравственностью и Русской Добротой.

Кино вошло в нашу жизнь так прочно и естественно, что действительно стало для нас «важнейшим из искусств». Ради кино школьники прогуливали школу, студенты - лекции, посещение кинотеатров и клубов стало воистину всенародным увлечением. Те, кто постарше, помнят, что в больших городах вывешивались киноафиши с подробнейшей информацией о том - какой фильм в какое время и в каком кинотеатре можно посмотреть. Сейчас ничего этого и близко нет. Кинотеатры превратились в склады, магазины, офисы, и лишь в немногих из них до сих пор показывают фильмы, но почти всегда - оглушающе бездарные американские боевики или в лучшем случае - бесстыжую михалковскую халтуру.

С американскими боевиками вошли в моду и американские обычаи в кино. Наши обезьяны быстро наводнили оставшиеся кинотеатры поп-корном, и теперь зрители, глядя на экран, чавкают кукурузой… Отчасти это объяснимо: большинство современных фильмов заслуживают именно чавкающего зрителя. Человек же, который смотрел «В бой идут одни старики», «Москва слезам не верит», «Андрей Рублев», «33», «Мама вышла замуж», «Баллада о солдате», «Батальоны просят огня» и тысячи иных прекрасных картин, не смог бы жевать в зале, если, конечно, данный зритель - не законченный хам или циник.

Никогда не сможет даже талантливый «их» режиссёр при всём уважении к талантам некоторых, поставить «Калину красную», «Летят журавли» или даже наивную и прекрасную «Большую перемену». Добрые, милые, трогательные советские фильмы можно смотреть бесконечно, вроде бы, и каждый кадр, каждую фразу помнишь, каждую песню знаешь наизусть, двадцатый раз глядя «Девчат», «Доживём до понедельника» или «Девушку без адреса». Жесты, интонации, взгляды, построение сцены, - всё правдиво, убедительно, талантливо, ярко. Даже наивные фильмы 50-х благодаря актёрскому мастерству, искромётному юмору и душевности можно смело отнести к шедеврам мирового кино.

Всё меньше и меньше остаётся актёров старой школы. Давно ушло поколение Грибова и Яншина, давно уже стали старичками их ученики - Лановой, старший Соломин, Зайцева и Баталов, намного раньше «положенного срока» умерли великие Василий Шукшин, Майя Булгакова, Георгий Бурков, нет с нами Нонны Мордюковой... перечислить всех невозможно... Кто за ними? В основном те, кто за день съёмок бездарных сериалов получает от ста пятидесяти до шестисот тысяч рублей. Одинаково скучные, примитивные, оглупляющие сериалы - такие же безликие как играющие в них актёры. О сценаристах, продюссерах, режиссёрах скромно умолчим.

Есть, конечно и сейчас есть таланты… Но во-первых, проявить себя им крайне непросто в современных коммерческих условиях, а во-вторых, мы действительно теряем великую Русскую Актёрскую Школу.

Нельзя сказать, что сейчас совсем нет кинематографических успехов, нечестно было бы их обойти. Но это - редкие бриллиантики среди бесконечной мутной, тягомотной жвачки для глаз.

При всей неоднозначности романа, экранизация «Мастера и Маргариты» режиссера Бортко - несомненно кинематографический шедевр с прекрасным набором исполнителей - в основном опять же старого поколения. На одном эпизоде фильма остановимся отдельно, но для начала давайте вспомним - как «великий Голливуд» изображает на экране нечистую силу… Страшные морды, разлагающиеся тела, тёмная отвратительная слизь на мерзкой харе, монстр корчит рожи, скалит разложившиеся грязные зубы, тянет к зрителям прокрытые лохмотьями кровавые лапы с длиннющими когтями, рычит диким голосом и кривляется, пытаясь навести ужас не только на положительного героя, которого обещает задушить сию же минуту, но и на зрителя, жрущего поп-корн. Но эффект достигается редко. Как правило, молодёжь с поп-корном над такой нечистой силой ржёт, а культурная публика, если и наткнётся на подобный кадр, нетерпеливо щёлкая пультом, убегая от телерекламы на другом канале, лишь брезгливо или презрительно улыбнётся.

Но вот мы видим изображение нечистого в «Мастере». Помните появление Воланда в театре «Варьете»? Сцена, Воланд сидит на стуле и смотрит в зал. Смотрит так, что становится жутко. Артист не корчит рожи, не скалит зубы, не рычит, не бросается в зал с желанием покусать зрителей, нет, он просто молча сидит и смотрит. И всё. И мы понимаем, что это - не простой человек. Даже не гипнотезёр. На сцене сидит сам сатана. Мы почувствовали это не видя спецэффектов и разложившихся трупов, не слыша воплей и угроз. Лицо артиста, свет, декорации, и всё, и зритель понимает - кто перед ним...

Вот так артист Басилашвили*, режиссёр Бортко, операторы Мюльгаут и Масс вместе с художниками Светозаровым и Николаевой на одном только мелком эпизоде показали всем нам (и Голливуду в первую очередь) - как надо снимать настоящее кино.

Уверен, что нашим киномастерам с помощью Государства удалость бы исправить современную удручающую ситуацию. Пока ещё не поздно. Но… Но для этого нам нужно Русское Государство, которое будет заинтересовано в том, чтобы Русское кино было нравственным, духовным и талантливым. А пока... Пока мы вынуждены смотреть то, чем нас кормят демократические власти. Или - выключать телевизор...

… Собственно говоря, толчком к написанию этой статьи послужил показ на День Пограничника фильма по сценарию Эдуарда Тополя (Топельберга), известного не только своей бездарностью, но крайней сексуальной озабоченностью. Его фильм, снятый постановщиком Рауфом Кубаевым, «На краю стою», как типичный современный «героический фильм», можно сказать, героически-сексуальный эпос, заслуживает, на мой взгляд, особого рассказа…

Впрочем, давайте сейчас вместе с вами посмотрим это замечательное кино… Показанного ко Дню Пограничника...



"Полюбила Митьку я"

... Жил да был на границе Пограничник-Герой - честный-пречестный. С наркомафией боролся со усердием. Находил он в тайниках-схоронах тонны героиновые, во тюрьму сажал за дурман-траву отравителей коварных. И порешили отравители коварные со свету извести Героя честного. Поймали, арестовали Героя, аки цыплёнка жареного! Велели паспорт показывать заграничный. Отвезли его на пустынь-реку, а потом и сказывают: «Паспорта нет - снимай штаны!» И - сказать срамно: … отрезали Герою то, что именуют люди пошлые ... достоинством мужеским. Отрезали - и скинули в реку - не достоинство в смысле, а его самого - пограничника-героического.


Автор сценария Эдуард Топельберг-Тополь (справа)


Раз тринадцать он тонул, погибал среди окуней-плотвы и собрался было уже совсем идти на дно речное, как вспомнил, что есть у него жена-красавица сексуальная. Вспомнил он под водою речною среди рыб диковинных про ласки её горячие - и выплыл на берег Пограничник-Герой. Выплыл - и плачет-горюет от горя-боли. И никак не может подняться. И слеталися тут со вершины да со крутой злые коршуны-грифы окаянные! Посидели-посидели, обсудили свои заботы-хлопоты птичьи, и ну - клевать ноги Героя нашего! И - склевали!

А в это время самое ехал-то по дороженьке автобус да со детишками со узбекскими. Посмотрела девочка добрая в окошечко, глядь-поглядь: дядю клюют злые коршуны-грифы окаянные. Закричала девочка голосом человеческим, встал автобус, аки вкопанный. И побежали дети спасать-выручать дядю бедного. И учительница - Зульфия Премудрая впереди всех побежала...

Привезли Героя домой, оказался он живой. Но - без ног и без... ну, понятно в общем. И назвали дети в школе их класс именем Героя-Пограничника.

А прознали-то про то жители мирные, родители обывательские. Прознали и сугубо возмутилися. Пришли на собрание родительское, негодуют:
- Где это видано, где это слыхано?! Какой же он Герой, если у него нет... ну, сами понимаете, чего!

А учительница - из местных таджико-узбеков - Зульфия Премудрая - отвечает им, что героизм-то истинный не в том заключается, что бы во штанах носить достоинство мужеское, а в том, что б наркоторговцев ловить да во тюрьму-острог сажать. И директор школьный объяснила родителям обывательским, что он хоть и без этого, ан всё равно - Герой. А они - с этим, ан не герои. И - уточнила - как называется научно то, без чего остался пограничник и с чем пришли на собрание мужчины-родители. Поразился народ познаниям директорским, разошёлся пристыженным.

А Герой изловить наркоторговцев-злодеев порешил. Искал их по горам-долам, да по улицам-переулочкам. А жена Героя - краса сексуальная - оставалася верной ему, несмотря на недуг тяжёлый мужа героического.

А трудилась жена верная, как и положено девице современною, - во казине ночном. И всё едино, верной мужу оставалася. Ибо была она обычной честной работницей казина ночного, оных немеряно у нас в казинах ночных расейских.

... И вот, случилось! Разузнал, наконец, Пограничник-Герой тайну главную, тайну буржуинскую!

Заплатил он сторожу мясокомбинатному сумму немалую! Хочу, мол, посмотреть как овец курдючных режут ножами вострыми, ибо страдаю я ныне болезнию извращенческой, ощущения испытываю садистские, получаю от сего наслаждения сугубые.

Вошёл в положение охранник, взятку взял солидную и пустил пограничника на комбинат мясной, да на место на своё, на охранное. А из охранного-то места хорошо видать!

Спрятался Герой за стеною кирпичною, смотрит в оба глаза свои зоркие! Глядь, а на белый свет из нутра да из овечьего, из курдюка-то жирного достают басурманы хитрющие всё пакеты, да с дурман-порошком! А самих овечек-то людям на съедение готовят! Дабы общественность обмануть доверчивую.

И покатил Герой во свою-то бывшую часть, да во воинскую. И выстраивались-то добры-молодцы солдатушки перед ним. И начальник их, полковник знатный, друг Героя нашего - отдавал честь ему офицерскую, рапортовал, что всё, мол, хорошо у них, ладненько, и что за время отсутствия сержанта-Героя и присутствия полковника знатного ничего такого страшного не случилося во части их да во воинской. И добавил он: руководство новое государства басурманского отправляет часть их воинскую да восвояси - да во Россию-Матушку. С глаз долой - да из сердца узбекского вон.


"Пограничник-Герой"


И поведал тут Пограничник-Герой страшную тайну буржуинскую полковнику... Да отказался полковник тот помогать Герою, смалодушничал… мол, не полковничье дело это - за дурман-порошком мотаться, мол, домой пора, мол, детишек кормить-поить надобно, маркетингу обучать мудрёному.

Зело обиделся Пограничник-Герой. Поехал во гневе на каталке своей в дом-квартирушку, взял в руки белые пистолет трофейный припрятанный, поехал в одиночку басурман-отравителей ловить-пленять.


… И отступление надобно тут сделать почти лирическое! Была у Пограничника-Героя мечта заветная, желание потаёное! Как бы ему да с женою верною ... ну того в общем, самого… Поцелует он свою красавицу сексуальную, приголубит, а дальше дело-то и не движется! Гневался сильно Герой, переживал, горькую путинку попивал. А толку чуть. И Зульфия Премудрая переживала зело за жену да за Героя-Пограничника, а иных забот-хлопот у неё и не было...

И повели тут Зульфия Премудрая да жена верная Героя к ясновидящей басурманке - старухе-экстрасенсихе. И поведала ему старуха-экстрасенсиха басурманская, что будет у них детишек трое! И ещё будет весть ему добрая, а за вестью доброй - денег море разливанное!

Вознегодовал Герой, разгневался, обругал обманщицу коварную словами непотребными, а руководительницу классную отослал по адресу известному.

Ничего не ответила Зульфия Премудрая, только бросила газету жёлтую под колясочку Герою-Пограничнику. Осерчал Герой, подобрал ту газету жёлтую, хотел было самолётик бумажный сотворить и в учителку запустить нетактичную, как видит - глаголы в газете сей написаны радостные. Мол, живёт далеко-далёко, за стеною да за китайскою кудесник-целитель, который пришивать-починять обучился ... ну Вы поняли - что.

И возрадовался Герой! Покатил к учителке с покаянием сугубым. И простила его Зульфия-учителка. И отправились они да в интернет-кафе - через спутник занебесный с китайцем-кудесником беседу вести. И глаголила Зульфия-учительница слова мудрёные - аглицкие. И держал речь ответную китаец-кудесник. Отвечал, - бесстыжие глаза раскосые, - что вылечит он Героя-Пограничника. Ан-не задаром вылечит, не за пять рублей! Запросил он сумму немалую - в 200 тысяч рублей зелёненьких.

- Не один он там сидит, а сразу сто китайцев хитрющих собралися, за стеною своею попрятались! - молвила Зульфия Премудрая. Молвила, да пригорюнилась! Поник буйной головушкой и Пограничник-Герой, закручинился! Закручинился, а с обидчиками своими всё одно посчитаться возжелал. А заодно дурман-порошок отобрать у злодеев да спалить то зелье огнём яростным.


"Зульфия Премудрая"


Взял Герой-Пограничник пистолетушек трофейный да в белы-рученьки, поехал на каталке на комбинат мясной буржуинский. Спрятался да за стенкою кирпичною, смотрит в дырочку незаметную. Ждёт-пождёт, когда овец курдючных с дурман-порошком пригонят.

Чу! Заблестели ножи булатные, режут овец бессловесных басурмане злющие. Достают дурман-порошок, радуются!

Не стерпел тут Герой-стрелец, ведь узнал он в басурманах обидчиков своих! И ну стрелять! Одного застрелил пистолетом точным, второго. Тому, кто оскоплял его, в самое нужное место пулю всадил меткую: отмстил обидчику лютому!

Опомнился тут охранник коррумпированный! Понял, что не ради садизму извращенческого скопец безногий проник на комбинат мясной! И указал перстом своим продажным на Героя басурманам проклятым. И поймали нашего Героя басурмане. И порешили казнь устроить лютую - ещё лютее прежней.

Повели они его да во двор да во хозяйственный, пилу нашли самодвигающуюся, электричество включили переменное! Завизжала пила гласом бешеным, что попса твоя с телевизора! Завертела пила зубьями вострыми, завыла песню злобную. А злодеи не шутят, Пограничника бывшего путами крутят, к пиле визжащей подносят и речи злорадные произносят.

Вдруг откуда ни возьмись...
Разлетается в пыль забор кирпичный! И во двор хозяйственный БТР влетает пограничный. То взыграла совесть да у полковника.

БТР во двор влетает, пули быстрые рассыпает. Пали оземь басурмане, дурманом промышлявшие! Обнялись полковник со Героем спасённым!

А жена его верная вылезает из БТРа железного. Улыбается.


"Жена верная на БТРе"


Стали братья-пограничники по двору ходить, деньги искать забугорные. А денег забугорных на комбинате мясном - пуды немерянные навалены! Набрали пограничники да не один мешок, да и думу думают - а что с ними, деньгами делать-то? И - про китайца-кудесника хитрого вспомнили. И дали они денег забугорных Герою Пограничному, и поехал Герой за тридевять земель пришивать себе... ну, вы поняли.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Год ли, два проходят, может и более. Глядь - сидит Герой с малышом во кафе-ресторане. Подходит к нему жена верная, подмигивает игриво, намекает. Пора, мол, нам уже того... из кафе уходить, дело-то к ночи движется…

И ушли они ночь ночевать, пророчество басурманки-экстрасенсихи выполнять.
Тут и фильму конец.

А коли так и продолжаться будет, то и всему кинематографу расейскому.
__________________________________________________________________________________________________________
*Прошу иметь в виду, что речь об Олеге Валериановиче Басилашвили идёт как о талантливом актёре старой Советской школы, а не о его общественно-политических взглядах, которые мы не премлем - ред.
__________________________________________________________________________________________________________


Автору сценария Эдуарду Топельбергу-Тополю нравятся оргии


Злые языки и прочие нетолерантные фашиствующие элементы утверждают, что именно евреи, пробравшиеся во все сферы средств массовой информации, в область культуры и искусства, разлагают морально Русский народ и другие народы России. Но мы с Вами, как люди культурные и интеллигентные, а главное, законопослушные, разумеется, с этим лживым тезисом не согласимся, правда, читатель?

А.Р. Штильмарк

Оглавление №34