Оглавление №46

Успех и трагедия Русской авиации

В октябре 1910 года в Московском Обществе Воздухоплавания впервые возникла мысль организовать перелёт Петербург - Москва, и 23 ноября на заседании спортивного комитета перелёт включили в список важнейших спортивных мероприятий 1911 года. В перелёте могли участвовать только Русские авиаторы. Лететь следовало по строго определённому маршруту Петербург - Новгород - Валдай - Вышний Волочек - Тверь - Москва (Ходынское поле) и только днём - с 4 часов утра до 8 часов вечера.

Записались 12 лётчиков:
А.А.Агафонов («Фарман», «Гном» 50 л.с.),
А.А.Васильев («Блерио», «Гном» 50 л.с.),
Т.Н.Ефимов («Блерио», «Гном» 50 л.с.),
М.Ф.де-Кампо-Сципио («Моран», «Гном» 50 л.с.),
Н.Д. Костин («Фарман», «Гном» 50 л.с.),
М.Г.Лерхе («Этрих», «Даймлер» 65 л.с.),
Б.С.Масленников («Фарман-militaire», «Гном» 50 л.с.),
В.А. Слюсаренко («Фарман», «Гном» 50 л.с.),
А.Н.Срединский («Фарман-militaire» , «Гном» 50 л .с.),
С.И. Уточкин («Блерио», «Гном» 50 л.с.),
В. Н. Эристов («Блерио XI 2Ыз», «Гном» 50 л.с.),
Г.В.Янковский («Блерио», «Гном» 50 л.с.).

Костин, Срединский, Слюсаренко, Агафонов, Эристов и Масленников собирались лететь с пассажирами, остальные - в одиночку.

Конструкторский приз о спаривали: Масленников на «Фармане» собственной постройки, Слюсаренко, Агафонов и Эристов - на аэропланах фирмы «Гамаюн». Самолёты других участников были заграничными.

Перелёт начинался 10 июля в 3 часа утра на Комендантском аэродроме. Пилотам следовал о лететь до Московского шоссе не над городом, а кружным путём над побережьем залива.

Победителем соревнований стал А.А. Васильев, он же стал единственным авиатором, долетевшим в Москву на самолёте.

Борьба за второе-третье места продолжалась еще пять дней, но из-за аварий и поломок до Москвы больше никто не добрался. Пассажир пилота Слюсаренко К.Шиманский погиб, а Лерхе, Уточкин и ещё двое были ранены и контужены. Джунковский написал, что "особенно тяжкие увечья получил Уточкин, упав с аппаратом в 30 верстах от Новгорода, у него оказалась повреждённой спина, перелом ключицы, вывих коленной чашки и сотрясение мозга".

Впоследствии утверждали, что перелёт подготовили плохо, обслуживание и заправку на местах посадки не организовали, маршрут обозначили недостаточно чётко.

Сейчас трудно сказать, насколько были виноваты организаторы перелёта в неудачных его итогах. Необходимого в таких случаях опыта не было ни у кого - ни у лётчиков и механиков, ни у организаторов.

И всё же этот перелёт стал важной вехой и во многом способствовал развитию российской авиации.


Оглавление №46