Оглавление №53

                                                                                                                                                                 

Первый в истории велосипед изобретён в России

Первый в мире велосипед построил русский крепостной изобретатель с Пожвинского завода на Урале Ефим Михеевич Артамонов.

Чугунолитейный и железоделательный завод в небольшом уральском посёлке Пожва в 18-19 веках славился своими изобретениями на всю Россию. Там же в 1800 году был создан первый двухколёсный цельнометаллический велосипед, на 17 лет опередив изобретение немецкого профессора Карла фон Дреза, которому официально приписывают авторство данного средства передвижения. Да и был велосипед фон Дреза скорее «беговой машиной» (die Laufmaschine), для езды на которой нужно было отталкиваться от земли ногами. Цельнометаллический велосипед Артамонова был конструктивно значительно совершеннее деревянной «беговой машины» Дранса хотя бы уже потому, что имел педали. В свою очередь изобретение педалей ошибочно приписывается шотландцу Киркпатрику Макмиллану, который применил в своём изобретении педали только около 1840 года. Металлическая же рама, имевшаяся в конструкции Артамонова, появилась на заграничных велосипедах только в середине 19 столетия.

Родился Ефим Артамонов 1 ноября 1776 в семье Михея Артамонова – мастера по строительству барж, и уже мальчиком стал помогать отцу. Когда ему было 14 лет, отца отправили на Старо-Уткинскую пристань на реку Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна и железа, а Ефима послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ему частенько приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят вёрст. Тогда-то, видимо, и появилась у него мысль о постройке самоката.

Сохранилась историческая запись, что «холоп Ефимка Михеев сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка (2 августа по новому стилю) 1800 года ездил на диковинном самокате по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и увечья пешеходам чинили немалые». Однако хозяин завода Всеволод Андреевич Всеволожский, сам большой энтузиаст технических новшеств и создатель пароходства на реке Каме, узнав о изобретении, выписал Артамонову паспорт и отправил изобретателя в Москву на коронацию Александра 1-го. 15 сентября 1801 года Артамонов прибыл на своём самокате из Верхотурья в Москву. Средняя скорость движения составила 12 вёрст в час, что примерно соответствовало скорости передвижения запряжённых лошадьми санных экипажей и несколько превышало скорость колёсных телег.

В день коронации тысячи людей, собравшихся на Ходынском поле в Москве, с изумлением наблюдали за удивительной двухколёсной тележкой. Изобретение Артамонова было высоко оценено Императором: из рук Царя изобретатель получил вольную. Заводу же была выплачена 500-рублёвая компенсация – именно столько в те годы стоил хороший крепостной мастер, в то время как с р е д н я я цена крестьянина составляла сто рублей. Скончался Ефим Матвеевич 11 ноября 1841 года. До конца жизни он пользовался своим самокатом, заменявшим ему лошадь.

Оглавление №53