Оглавление №58

                                                                                                                                                                         

Святой черносотенец митрополит Макарий

Святитель Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский) был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе 2000 года. Будущий святитель родился в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии в бедной многодетной семье церковного причетника Андрея Парвицкого в 1835 году. Вскоре семья из-за нужды перебралась в Сибирь, в Тобольск, где Михаил поступил в Тобольскую духовную семинарию. Там ему и дали новую фамилию - Невский - обычное дело в те годы.

Окончив семинарию в 1855 году, Михаил Андреевич отправился в Алтайскую духовную миссию, целью которой было просвещение коренных народов Алтая, хотя имел право на поступление в духовную академию за свою успеваемость. Первые два года он исполнял обязанности чтеца, трудился по хозяйству, преподавал в катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые места алтайского края. Особое внимание он отдавал изучению алтайского языка, весьма сложного для русского человека. По воспоминаниям святителя, язык ему давался трудно - тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел местным языком. Молодой проповедник все своё время проводил в далёких аилах, проповедуя Православие. Вот как он сам говорил об этом периоде своей жизни: "Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов... Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводится совершать редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождем, иногда в метель, все это - болезни и труды для тела. Но есть страдания большие - страдания души. Миссионер - страдает душой в начале служения своего от среды, в которую он попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки".

Кроме миссионерской работы ему приходилось быть и врачом при самых малых познаниях в медицине. С 1857 г. Михаил Невский становится рясофорным послушником, в 1861 г. принимает монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. В 1860-е годы его трудами были переведены и изданы на языке алтайцев Литургия святого Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета и другая литература. За 7 лет число крещеных жителей Алтая увеличилось с 10 тысяч до 22,8 тысяч человек, были устроены 57 новых селений для новокрещеных, построены 6 новых церквей, устроены миссионерские и церковно-приходские школы. С 1883 года Макарий становится начальником Алтайской духовной миссии в сане архимандрита. За труды и усердие его называли "Апостолом Алтая" и "Сибирским столпом Православия".

В 1884 году он был возведён в сан епископа Бийского. В Бийске святителю пришлось столкнуться с яростным противодействием местных раскольников, для обращения которых он создал братство святого Дмитрия Ростовского. В 1886 году архиерейский дом был подожжён - вероятно, старообрядцами или ссыльными революционерами - сгорела библиотека и архив Алтайской миссии, сам же Макарий едва смог уцелеть, успев вытащить из огня напрестольный крест, антиминс, Евангелие и потир из домового Казанского храма.

Знание алтайского языка - тюркского по своей природе - помогло святителю Макарию во время его пребывания в Казани, где он останавливался по дороге в Санкт-Петербург, куда ездил по различным делам епархии. По приглашению Николая Ивановича Ильминского - известного миссионера, педагога, востоковеда - Макарий занимался организацией церковных хоров на татарском языке и вёл богослужения на татарском языке.

В 1891 году Макарий возведён в сан епископа Томского и Семипалатинского и много лет служил в сибирских епархиях, открывал церковные школы, приюты для нуждающихся, общества трезвости. В 1906 году он становится архиепископом.

Духовный авторитет Макария стал настолько высок, что по настоянию Государя, считавшего владыку великим подвижником и праведником, в 1912 году он назначается митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и постоянным членом Синода. Притом Макарию к тому времени было уже 77 лет. Теперь он уже мог опекать не только Алтайскую, но все церковные миссии, продолжая заниматься попечительством, помощью больным и раненым солдатам. Макарий за свою жизнь был награждён орденом святой Анны 3-й и 2-й степени, орденом святого Александра Невского, орденом святого Владимира 1-й степени; бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и панагией с драгоценными камнями.

Так чаще всего излагают жития святых начала 20 века безо всякого упоминания их политических взглядов.

Святитель Макарий проявил себя, как убеждённый православный монархист, согласившись стать почётным председателем Томского губернского отдела Союза Русского Народа. Интересно, что изначально в Томске было сразу две Православно-монархических организации - Русское народное общество и Общество за Веру, Царя и Отечество, объединившиеся затем в Томский отдел Союза Русского Народа, одним из руководителей которых стал иеромонах Игнатий (Дверницкий), убитый впоследствии террористами из числа учащихся духовной семинарии.

В речи, произнесённой на открытии в Томске отдела СРН в декабре 1906 года, владыка говорил: "Союз Русского Народа - не партия или выделившаяся какая-либо часть из среды обитателей Русской земли. Нет. Это союз всех патриотических союзов, это - ключ объединенного Русского народа".

Не менее твёрдой была его позиция относительно церковных уставов: "Ныне старые Русские прекрасные обычаи изъемлются из употребления, как старая дорогая мебель выносится из дома потому только, что она стара, не отвечает последней моде, и заменяются новомодной, хотя часто и весьма непрочной. При этом настоящее золото заменяется поддельным, прочный материал слабым. Безразборчивой переменой обычаев расшатывают устои дорогого нашего Отечества. Желающие совершить ломку уставов, обычаев и порядков церковной, общественной и государственной жизни хотят делать это всё во имя каких-то своих новых мировоззрений". ("Томские епархиальные ведомости"). В 1912 году при содействии Макария была создана патриотическая газета "Томский вестник".

Из-за своих монархических убеждений Макарий постоянно подвергался нападкам местной либерально-революционной прессы, которая только и называла его "мракобесом Макарием". Особенно яростно обвиняли его якобы в организации "погрома" в Томске в октябре 1905 года, хотя вся "вина" владыки заключалась в проведении уличного молебна в честь царского Манифеста.

Когда Макарий стал московским митрополитом, то, несмотря на высокий авторитет, либерально настроенные москвичи заговорили о нём: "Какой старый и непредставительный митрополит – не в столице бы ему быть!"

Насколько Макарий был Русским патриотом, можно судить по такому случаю: однажды к нему в Николо-Угрешский монастырь при была какая-то экскурсия с нарядными дамами в модных шляпах. «Можно к Владыке за благословением?» - спрашивают они и получают ответ: "Пожалуйте". "Что вам надо от меня?" - сурово встретил их святитель. – "Получить благословение". "Тогда, – продолжал он, – подходите как подобает. Что же вы все раздетые? Откуда такое? Неужели на Руси Православной живёте? Где ты, Русь Святая, где твой национальный скромный костюм? Как все было прежде прилично! Я не могу вас благословить".

События февральского переворота застали Макария в Петрограде, где он участвовал в заседаниях Синода. Шок от отречения Государя настолько потряс весь народ, в том числе и убеждённых монархистов, что митрополит Макарий подписал печально известное Послание Святейшего Правительствующего Синода от 9 марта 1917 года со словами "Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства". Но, несмотря на это, началась травля "старомонархического" митрополита со стороны обер-прокурора Синода во Временном правительстве В.Н.Львова - члена партии октябристов и масона. Он самолично прибыл на митрополичье подворье в Петрограде с вооруженной стражей, вошёл в комнаты митрополита с криками: "Распутинец! Распутинец!" (что, конечно, было не так), грозил Петропавловской крепостью, требовал немедленного прошения об увольнении на покой. Но только со второго раза, под давлением власти, Макария удалось уволить с кафедры.

Ему было запрещено жить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, не дали поселиться в Зосимовой Смоленской пустыни. Местом изгнания Макария был назначен Николо-Угрешский монастырь недалеко от Москвы. Там он и прожил почти до конца жизни. Макарий просил у властей разрешения участвовать в Поместном Соборе 1917-1918 годов, просил назначить на какую-нибудь кафедру, но в лучшем случае ему разрешили пару раз поучаствовать в заседаниях Собора. Между тем, его Судная комиссия Поместного Собора полностью оправдала Святителя. Кроме того, в 1920 году ему был пожизненно присвоен титул митрополита Алтайского.

До конца жизни Макарий принимал посетителей от простых людей до самого Патриарха Тихона. Священномученик Сергий Мечёв говорил спутникам, приезжавшим в монастырь, что «предстоит увидеть живого русского святого». Не обошли Макария, конечно, большевистские обыски, реквизиции и грабежи.

В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря (под предлогом расширения размещённого там детского дома) он поселился в близлежащем селе Котельники (ныне город) рядом с Люберцами, где и скончался в феврале 1926 года от воспаления легких на 91-м году жизни.

В 1957 г. Патриарх Алексий 1-й благословил перенести честные останки святителя Макария в Троице-Сергиеву Лавру. В апреле 1957 года они были освидетельствованы представителями Московской Патриархии: гроб истлел, а тело и облачение остались целыми.

Таков был святитель митрополит Макарий: миссионер, человек святой жизни и патриот-черносотенец, о чём, впрочем, упоминать не очень любят. Известно изречение Макария относительно Самодержавия: "Кто не молится о Царе Русском, Православном, тот не Русский, не Православный человек, тот не слуга верноподданный, не сын Отечества. Он, как пришлец, только живет на Русской земле, но в действительности не имеет нравственного права именоваться Русским". (Слово «Как нужно относиться к идейным противникам», полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского, 1910 г.).


Оглавление №58