Оглавление №58

                                                                                                                                                                         

Была ли черта оседлости дискриминацией?

Если говорить о черте оседлости по возможности объективно, без лишних эмоций, то необходимо понимать следующие обстоятельства.

Во-первых, передвижение самих жителей России по собственной стране было отнюдь не таким уж свободным. Зачатки будущей паспортной системы прослеживаются на Руси ещё 15 веке, только будущие паспорта назывались тогда на русский манер "проезжими грамотами", "отпускными грамотами" (для холопов). В Соборном уложении 1649 года уже вводятся некоторые виды документов для удостоверения статуса человека. Куда более решительно вводил ограничения на передвижения наш великий "реформатор" Пётр 1-й. С введением рекрутской повинности принятый в 1715 году "Артикул воинский" предписывал получать "пасы" (то есть паспорта) солдатам и унтер-офицерам, отпускаемым со службы по болезни, старости или увечью. В Указе 1719 года "О поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут" предписывалось для перемещения между городами или сёлами иметь "пашпорт" или отпускное письмо. Наконец, в 1724 году вышло новое постановление, требовавшее от крестьян "отпусков", если они хотели искать работу на стороне. За такой документ полагалась плата в размере 2 копеек, а сам "отпуск" был действителен не более 3 лет. И уйти крестьянин не мог дальше, чем на 30 вёрст от своего места жительства. Позже паспорта стали обязательны для купцов, священников, церковнослужителей, ямщиков, отставных военных, посадских людей, ремесленников. Иностранцам также полагалось иметь паспорта. В частности, "слепым, дряхлым и увечным крестьянам" паспорта вообще не выдавались, чтоб они не могли попасть в Санкт-Петербург. Для мещан и ремесленников местом жительства считался посад, где они проживают и к которому приписаны; для крестьян - волость, где они родились.

В итоге беспрепятственно передвигаться по стране мог лишь узкий круг людей: титулованная знать в лице князей, графов, баронов и т.д., дворянство, офицеры армии и флота, чиновники госучреждений, частично духовенство, а также профессора университетов, учителя гимназий, врачи, потомственные и почётные граждане в городах, купцы 1-й и 2-й гильдий.

Во-вторых, до разделов Речи Посполитой пресловутого антисемитизма в России не было по причине того, что евреи были здесь в очень малом количестве, и то только на западных рубежах, недавно отвоёванных у Литвы и поляков. После того, как Речь Посполита была поделена между Россией, Австрией и Пруссией, в состав России вошли (про многие из них можно сказать - вернулись) огромные территории площадью более 460 тысяч квадратных километров с 6,5 миллионами человек. Чёткой статистики не велось, но, по некоторым оценкам, там проживало от 500 до 700 тысяч евреев. Сюда прибавилось не менее 300 тысяч евреев из упразднённого в 1815 году Царства Польского и Бессарабии.

Отношение царского правительства к евреям было неоднозначным: периоды ограничений и послаблений периодически сменяли друг друга. Но каждый раз ограничения для евреев совпадали по времени с теми или иными революционными мятежами внутри или вне России. При всём том еврейское население росло потрясающими темпами: к 1897 году оно выросло до 5,215 млн. человек (это ни много, ни мало 4,13% от населения Империи), а к 1915 году - уже до 5,45 млн. По вероисповеданию они вообще были третьими по численности в Империи, уступая только русским (великороссам, малороссам, белорусам) и полякам. Значит, не так уж им плохо жилось в "тюрьме народов"! Очевидно, что для царского правительства образца 18-19 веков были важны ни вера, ни национальность, а послушание государственной бюрократической машине.

В-третьих, всего несколько процентов еврейского населения было занято в сельском хозяйстве, а большинство в торговле, ремёслах, в "свободных профессиях", следовательно не было никак прикреплено к земле и могло менять место жительства без особого ущерба для себя. Бурный естественный рост еврейского населения никак не сопровождался таким же бурным ростом производительных сил, отчего значительная его часть жила бедно, что также побуждало к перемене мест.

В итоге царская власть получила вместе с новыми землями массу населения, строго замкнутую на свои интересы, чуждую этнически, религиозно, культурно русскому большинству, плохо владеющую русским языком, да ещё и склонную широко расселяться по территории страны - ведь свобода передвижения в Речи Посполитой была значительно шире, чем Российском Империи, где вольное перемещение даже коренного населения не приветствовалось. И с этим что-то нужно было делать, так как того требовало российское законодательство, с одной стороны, а с другой - требовали предпринимательские и купеческие круги, видевшие в еврейских общинах своих деловых конкурентов. Но не надо думать, будто царская власть начала свои отношения с еврейством с закручивания гаек. Как раз наоборот: уже при Екатерине 2-й была сделана попытка превратить их в преданных стране граждан. Российская, власть подтвердила все имущественные права евреев, которые они имели в Речи Посполитой, было подтверждено право на открытое исповедание иудаизма. Сенатским указом 1776 года было узаконено существование кагала, религиозные дела были оставлены в ведении еврейских судов. Встраивались евреи и в сословную систему России: те, у кого капитал не превышал 500 рублей, записывались мещанами, те, у кого денег было больше, - купцами. А купцы уже имели право быть избранными членами магистрата, ратуш и городских судов. С 1785 года евреям разрешалось жить в деревне, брать на откуп производство и продажу спиртных напитков. Существует даже легенда, будто в 1787 году Екатерина 2-я, выполняя прошение евреев города Шклов, что находится на территории современной Могилёвской области, предписала в официальных документах вместо "зловещего" слова "жид" использовать толерантное "еврей" (правда, никто ни подлинника, ни копии этого указа не видел).

Но в вопросе свободы передвижения русское правительство делать исключение для евреев не стало. Да почему, собственно, выходец из еврейского местечка должен иметь возможность свободно перемещаться по стране, а русский крестьянин или мещанин - нет? В результате 23 декабря 1791 г. (3 января 1792 г. по новому стилю) Императрица Екатерина 2-я подписывает высочайший указ "О недозволении евреям записываться в купечество внутренних губерний", который трактуется, как положивший начало той самой черте оседлости, хотя само понятие "черта постоянного жительства евреев" официально появилось только в 1835 году.

Так как еврейское предпринимательство было тесно связано с местными религиозными общинами, что даже рядовыми работниками у них были в основном евреи, то этот указ существенно ограничил мобильность евреев в целом.

Черта оседлости к концу 18 века включала в себя 15 губерний - огромную территорию от границы Латвии на севере до Крыма на юге и от Бреста на западе до Харькова на востоке. Территория современного государства Израиль, даже с учётом отнятых у арабов земель, по сравнению с ней является просто ничтожной.

Свободно перемещаться по всей стране могли купцы 1-й гильдии, их приказчики, врачи, высококвалифицированные ремесленники, лица с высшим образованием, дворяне, офицеры и т.д. - но доступ для религиозных иудеев был туда заказан, а возможен только евреям неиудейского исповедания. То есть ограничения для евреев были, но надо понимать и то, что Российская Империя была официально Православным государством. Пусть даже и формально, что является "заслугой" нашего "великого реформатора" Петра 1-го. И было бы странно, если бы те, кто сознательно отрицает Христа, имели бы те же права, что и христиане.

Границы черты оседлости и порядок расселения евреев не были постоянными, а менялись по ходу времени (то ужесточались, то ослаблялись), пока практически не сошли на нет перед февральской революцией. С 1827 года евреев начали брать в армию, а до этого они были избавлены от воинской повинности. В том же году евреям запретили жить в Киеве и Николаеве, а с 1829 года в Севастополе, с 1837 года в Ялте. В 1835 году была введена норма участия евреев в земском и городском самоуправлении.

В 1844 году были открыты казённые еврейские училища и раввинские семинарии. В последующем евреям были сделаны дополнительные послабления: допускалась служба евреев в гвардии, производство в унтер-офицеры на общих основаниях, награждение орденами наравне с мусульманами. В 1859-1865 годах отменены запреты на проживание за чертой оседлости отставных солдат-евреев, купцов 2 и 3 гильдий, фармацевтов, акушеров, дантистов. С получением чина действительного статского советника можно было на общих основаниях получить потомственное дворянство.

Кроме того, законы в царской России не были особо жёсткими и не особо-то исполнялись. Об этом можно судить по тому, что незаконно поселившихся евреев высылали из Киева в 1843 и 1886 годах. В последнем случае выслали 2000 еврейских семейств, которые поселились прямо на Днепре на плотах и баржах, объясняя своё проживание тем, что такой вид проживания формально не запрещён. В 1880-1890 годах похожие акции проходили в Петербурге, Москве, других городах, где всеми правдами и неправдами поселялись десятки тысяч евреев. А, например, сайт "Еврейский Санкт-Петербург" сообщает, что в 1869 г. в городе, только по официальным данным, постоянно проживало 6654 еврея, что составляло 1% от всего населения столицы. Были у них и свои молельни: солдатские, ремесленные и купеческие.

Убийство Государя Александра 2-го в 1881 году вызвало ответную реакцию властей в виде новых ограничений для черты оседлости. Именно тогда проводились выселения незаконно поселившихся евреев из внутренних российских губерний. В самой черте оседлости евреям запретили селиться в сельской местности, приобретать и арендовать земельные угодья, торговать в воскресенье и христианские праздники. Евреев лишили права участвовать в органах местного самоуправления, было отнято право для отставных солдат проживать в Москве. Из черты оседлости были исключены Таганрог и Ростов-на-Дону. Похожая волна ограничений была и после 1905-1907 годов, то есть после подавления первой "русской революции". В каком-то смысле сами еврейские революционеры препятствовали смягчению условий проживания собственного народа, провоцируя правительство на ответные действия. Хотя изначально царские власти старались всех сделать подданными с одинаковыми правами.

Но, несмотря на это, количество евреев и их влияние в общественной жизни росло, в том числе и в армии. Так, вождь Белой армии юга России генерал А.И. Деникин отмечал: "Из моего и двух смежных выпусков Академии Генштаба я знал лично семь офицеров еврейского происхождения, из которых шесть ко времени Мировой войны достигли генеральского чина". То, что евреям, которые хотели быть честными гражданами, Российское государство вовсе не было враждебным, показывает их численность в Русской армии, которая в 1914 году составляла 400 тыс., к концу 1916-го - 500 тысяч. Более трёх тысяч из них стали Георгиевскими кавалерами, а около 40 - полными кавалерами. Не менее 100 тысяч погибло на фронтах, а в начале 1918 года еврейский "Союз георгиевских кавалеров" насчитывал более 2500 человек.

Первая Мировая война вызвала изменения и в черте оседлости. Быстрое немецкое наступление затронуло и черту оседлости, откуда население, в том числе евреев, начали массово эвакуировать в центральные российские губернии. Вот и вопрос: если Российская Империя считала евреев нежелательным элементом, то какой смысл был их массово вывозить из угрожаемых районов? Оставили бы их немцам и австрийцам. Немцев, например, никто из оставляемой Курляндии не эвакуировал, и они с ликованием встречали кайзеровские войска. А вот не менее 200 000 евреев в апреле-мае 1915 года зачем-то посадили в вагоны и отправили на восток. И распоряжался на фронте тогда великий князь Николай Николаевич "младший".

То, что люди потеряли всё своё имущество и буквально бедствовали при вынужденном переселении, похоже, никого не интересовало. Как они относились к правительству после такого издевательства, нетрудно догадаться.

В августе 1915 года черту оседлости временно отменили. Евреям разрешили приобретать бессрочные паспорта. Правда, им всё равно запрещалось селиться в столицах, областях Донского, Кубанского, Терского казачьих войск, на курортах, где отдыхала царская семья.

После февральской революции по представлению министра юстиции Керенского Временное правительство законодательно отменило черту оседлости, обозвав это мероприятие постановлением "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". К слову, Керенского чуть не опередил другой реформатор России - П.А. Столыпин, выступавший за отмену черты оседлости и даже написавший "Тезисы по вопросу об отмене черты оседлости для евреев", где в частности указывал: "Быть может, если стесненная в городах и местечках часть еврейства будет иметь возможность, без известных приемов, двигаться в пределах оседлости, найдет более широкую область для применения своего труда, не будет питаться одною селедкою в неделю, то не будет выделять из себя одних только бомбардиров и экспроприаторов, и от этого России будет не ущерб, а благо".

Как такое заявление могло сочетаться с борьбой против революции - загадка. Причём те, кого Столыпин хотел облагодетельствовать, то ли не оценили его благородного порыва, то ли сами не желали черту оседлости покидать, но председатель Совета министров был смертельно ранен анархистом именно еврейского происхождения Д.Богровым 14 сентября 1911 года.

Так или иначе утверждение, будто царское правительство умышленно гнобило еврейскую общину с помощью черты оседлости, не выдерживает критики. Скорее наоборот, власть стремилась адаптировать её к общеимперским правилам и порядкам.

А почему такая политика потерпела неудачу, лучше спросить тех, кто этой общиной управлял изнутри.

Оглавление №58