«Отечество нам - Царское Село»...
или все же - Православная Россия?

А.Р.Штильмарк
Чёрная Сотня № 73-74

В начале XVIII века эпоха «возрождения», эдакое европейское счастье, с помощью Петра Первого пришла в «лапотную» Россию и засияла великолепными парками Санкт-Петербурга, причудливыми фонтанами, античными статуями, роскошным интерьером дворцов в стиле барокко, рококо и ампир. Дворцы и парки, в отличие, например, от «культовых сооружений», дошли до наших дней в целости и сохранности, несмотря на Советскую власть, голод, войну и бомбежки. Лучшие реставраторы годами корпели над воссозданием разрушенных немцами и временем творений Растрелли, Баженова или Ринальди, а деньги на реставрацию выделяло не только родное Советское государство, но и «благотворительные» общества Запада. С детства наших интеллигентных мальчиков и девочек воспитывали на «прекрасном»: на идеалах лицея, в котором учился Пушкин, на архитектуре Петродворца, ленинградских дворцах и парках, приучали любоваться копиями античных статуй, причудливыми фонтанами, амурчиками под потолками дворцов...

И мы осознали окончательно: да, это прекрасно! Статуи Венеры и Аполлона, колоннады и лестницы, аллеи и искусственные водоемы «а ля натюрель» - вот он, предел совершенства, вот оно, возрождение, вот она, Европа!

И только недавно в зомбированных умах бывших советских граждан стали появляться первые сомнения: а что, собственно говоря, возрождали в Европе в 15-16 веках? То, что уже давно было в Греции и Риме? В то время, когда Рубенс тщательно вырисовывал вакхов и свинообразных баб, предающихся вакханалиям, когда Микеланджело мастерски лепил прекрасное тело мальчика, вытаскивающего занозу, в далекой «отсталой» России Андрей Рублев, стоя на коленях, писал икону «Троица», то есть, превозносил Дух, а не бренное тело, судьба даже самого прекрасного из которых довольно плачевна - прах... А через два столетия, когда «возрождение» дошло до России, то Греция и Рим дошли вместе с ним, а с Грецией и Римом - парковые венеры, галатеи и нимфы, выставляющие напоказ голые телеса, персеи с головами Горгоны... А передовые европейские мастера так ловко и изящно спроектировали интерьеры дворцов, что мест для «устарелых» икон не предусматривалось вовсе, и несколько поколений аристократов жили полуатеистами полуязычниками вплоть до революции...

Так что же России принесло «возрождение»? Внешнее великолепие, культ тела, вседозволенность и разврат. Бедные Русские крестьяне и ремесленники, которые не воспитывались французскими гувернантками, с ужасом смотрели на срамные статуи с обнаженными ягодицами, с женскими «прелестями» и мужскими «достоинствами». Живописные картины изображали сцены соблазнения пышных красавиц вакхами, фонтаны «охраняли» языческие идолища, кидающие копья, держащие отрубленные головы врагов, Петродворец, Царское Село и сама «северная столица» превратились в сплошное языческое капище. То, что было естественно для язычников - греков и римлян, выглядело безумием для Православных Русских. Древние греки и римляне жили, не зная Христа, и их поклонение идолам было естественным. Что же заставило нашу аристократию отвергнуться Христа и превратить свои владения в языческие капища?

Когда смотришь на «прекрасное» в окрестностях Санкт-Петербурга, понимаешь, что такая «прекрасная» Россия Господу не нужна, что роскошная оболочка, созданная лучшими мастерами, скрывает гнилое нутро, что такая Россия перестает быть Святой Русью. Глядя на роскошь екатерининских дворцов, наполненных духовной падалью, отчетливо понимаешь: революция была не за горами! Ситуация, когда дворянство из защитников Отечества превращалось в правящую касту, преклоняющуюся перед «просвещенной» Европой и говорящую на французском языке, должна была привести к революции значительно раньше, и лишь глубокая Православная вера народа не позволила совершить переворот уже в те далекие времена. Почти поголовно входя в масонские ложи, екатерининская знать пила и гуляла, зачитывалась Вольтером, упивалась балами и благополучием и лишь для вида, отдавая дань традициям, захаживала в храм Божий. Аристократия готовила России и самой себе духовную и физическую смерть.

Глядя на языческих идолов, на ансамбли великолепных дворцов, на вопиющую роскошь, понимаешь, что революции было не избежать, странно лишь, что произошла она на сто лет позже, чем должна была случиться...

... В Царском Селе милая дама-экскурсовод взахлеб вещала об истории и авторах екатерининского дворца и всего архитектурного ансамбля Царского Села.

- Пруд, по которому плывет наш паром, - говорила она восторженным голосом, - создан при Екатерине Второй. На месте пруда в те времена был пустырь. А в моде были естественные водоемы, и вот, чтобы появился этот пруд, тысячи крестьян и солдат рыли тоннели и копали выемку, и уж затем опытные дизайнеры умело придали новому водоему естественный вид. Конечно, при этом не обошлось без неприятностей: крестьян иногда засыпало землей, некоторые тонули в подземных водах, погибло таким образом... более тысячи человек... Но зато теперь мы имеем возможность любоваться пейзажем, а екатерининская аристократия любила выезжать на лодках на этот чудный островок, и пить шампанское, наслаждаясь природой... Чуть вдали, на правом берегу стоит здание - пирамида. Там хоронили любимых коней, а чуть дальше - любимых кошечек и собачек-левреток...

Когда слышишь такое, начинаешь понимать, что народные волнения в тот период - не случайность, а естественная реакция народа на огромную социальную пропасть, которая сложилась в обществе. Почему тысячи крестьян должны тяжко работать и погибать в смрадных тоннелях под внезапно обрушившейся массой земли, чтобы знать весело кушала шампанское и услаждала взор прекрасным «естественным» прудом над местом гибели соотечественников?

До Петра Первого Русский боярин и дворянин либо служил на Государевой службе, либо был военным. И была логика в том, что крестьянин кормил своего защитника. Но последовали петровские «вольности», а затем - екатерининский указ о «вольности дворянства», и наша знать постепенно превратилась в паразитическую касту, враждебную Русскому народу. Она активно окуналась в европейскую жизнь, Русский народ считала быдлом, а масонство - эталоном совершенства. И действительно, Православный Русский люд, в отличие от членов масонских лож, не разбирался в философии Руссо, не читал Апулея и не понимал: почему греческие статуи - и мужики, и бабы - непременно должны стоять на видном месте без портов и даже имея накидки, умудрялись носить их так, что прикрывали все, что угодно, но не срамные места, выставляя те на всеобщее обозрение.

Симфония светских и Православных властей рухнула еще при Петре, связь с народом, столь необходимая Самодержавию, прервалась. Россия была обречена на масонский переворот.

... Из екатерининского дворца мы уходили с чувством такого же омерзения, какое может охватить Православного человека, посетившего мавзолей Ленина. Казалось, что физически чувствуешь запах падали. И вдруг, на выходе билетерша предложила нам посетить еще один дворец, только что открывшийся, в котором жил последний Русский Государь Николай Александрович. Признаться, идти уже никуда не хотелось, но, видимо, Господь привел. И что же?

Разница с раззолоченной пошлостью екатерининского дворца поразительная. Думаю, сегодня найдется не один «новый русский», имеющий апартаменты пошикарнее, чем дворец последнего Государя. Известно, что Государь воспитывал детей в любви и христианской строгости, что вставали царские дети не в полдень, как екатерининские аристократы, а в шесть утра, читали молитвы, ходили по воскресеньям в храм и никогда не проводили время в праздности. Во время войны Царица и Великие княжны дни и ночи проводили в госпиталях, где выполняли работу сестер милосердия и сиделок. Даже опасно больному Царевичу Алексею не делалось скидок. Строгость царского быта подчеркивала и строгость комнат. Никаких амурчиков под потолками, никаких гипсовых идолов по коридорам, никаких похотливых вакхов, лапающих млеющих нимф... Уютная и одновременно деловая обстановка, а главное - в каждой комнате иконы. Их, ни много ни мало, тысяча двести. Более всего - у Царицы. Ночи напролет молилась она о здравии Цесаревича...

И все как-то стало на свои места, стало видно, что не балы и приемы, не празднаая жизнь, не шампанское на берегу «естественного» водоема составляли быт Царя и Его Семьи. Мы увидели, что в конце 19 века в России опять появился настоящий Русский Православный Царь, жаждущий вернуть России ее подорванную духовную основу. Более понятными стали глубинные причины революции. Россия, благодаря Царю, могла возвратиться на Православный путь, вновь стать Святой Русью. Именно этого и не могли допустить наши враги, форсировавшие февральские и последующие события. Они бы еще стерпели сильную внешне, но трухлявую изнутри Россию, как при Екатерине, но терпеть сильную Россию во главе с Православным Царем они не могли и обрушили всю свою мощь на ее разрушение. И не простили ни Ему, ни Его Семье их глубокую Веру.

Путь к Богу труден. Особенно труден он, когда тебя воспитывают французские гувернантки, когда тебя учат латыни и французскому прежде Русского, когда либеральные теории прививаются прежде, чем Закон Божий. Трудно прийти к Вере, когда она становится в глазах окружающих признаком отсталости и мракобесия. Трудно стать Православным, когда редкий государственный чиновник или родственник не является членом той или иной ложи... Николай Второй с Божией помощью вырвался из обстановки безверия и принял смерть за Христа.

Можно, конечно, обвинять Царя в политических ошибках, можно говорить о его «слабости»... Нас вообще хлебом не корми, дай кого-нибудь осудить и оговорить, а уж Царя, за то, что не расстрелял, не посадил, не превратился в деспота, пуще всего мы любим ругать.

Появились публикации и такого рода, что, дескать, и сам Николай Второй был масоном, а потому и от Престола отказался, и Россию не смог защитить... Я ничуть не удивлюсь и тому, что найдутся документы какой-нибудь ложи, где будет значиться фамилия последнего Императора. Эти документы, если таковые и существуют, принципиально ничего не изменят. Во-первых, не исключено, что царская должность с какого-то периода предполагала членство в ложе, возможно, членство «почетное»; во-вторых, мы почему-то считаем, что Царь уже родился святым и не даем ему права на ошибки, тогда как святость - это не врожденное свойство человека; в-третьих, мы сами, будучи в большинстве своем людьми советскими, как-то забываем, что любого из нас можно обвинить в принадлежности к масонским организациям. Ведь практически каждый из нас носил на груди пятиконечную звездочку и внутри нее - маленького Ленина «с кудрявой головой»... А потом были пионерские галстуки, комсомольские, а кое у кого и партийные билеты... А так как читатель наш - человек подготовленный, то ему не надо долго объяснять, какое отношение к масонству имеют эти атрибуты, а также обряды, которые мы совершали. Но себе мы быстро простили пионерское и комсомольское прошлое, простили походы в Мавзолей и поклонение поганому сифилитичному идолищу, не говоря уже о прочих грехах, а вот что касается чужих грехов, то, как поется в известной советской песне, «...сурово брови мы насупим»: их прощать как-то не хочется, ведь другие виноваты намного больше, чем мы, особенно, разумеется, Царь.

...19 мая во время молитвенного стояния у часовни-памятника героям Плевны прямо передо мной стоял мужчина с иконой Царя. Батюшка читал молитвы, народ крестился и благоговейно слушал. Вдруг мужчина, державший икону, сам еще этому не веря, приподнял икону над людьми, и стоящие рядом увидели, что прямо по стеклу, как слеза, потекла капелька мира. Это чудо, а также аромат, разлившийся вокруг, заставили всех на какое-то время даже прекратить молитву. Признаться, я никогда не думал, что меня, грешного мирского человека, может посетить такое Господнее благословение. Я знал, что иконы мироточат, но не мог поверить, что сам буду свидетелем чуда.

По всей России мироточат иконы Царя и Царской Семьи, факты эти известны и описаны во многих Православных изданиях. Господь являет нам чудеса. Прославления Государя давно ждут и священники, и миряне.

Канонизация - это дело не только Священного Синода, но и всех чад Русской Православной Церкви. К сожалению, по непонятным (понятным) причинам канонизация затягивается, но очевидно, что Сам Господь уже прославил Святых Царственных Мучеников, и земное прославление - это лишь дело времени.

Многие оппоненты могут в связи с этим напомнить о политических ошибках Государя. Готов согласиться, что они были, более того, их было много. Но я очень бы хотел посмотреть на любого из нас: как бы мы, критики, повели себя в той ситуации? Где гарантия, что совершили бы ошибок меньше? А если бы жили и родились в той среде, где жил Николай Второй, может быть, мы вообще встали бы по другую сторону баррикад, подобно Великому князю Кириллу Владимировичу?



Следующая статья     Содержание номера