Беседа со священником о ереси
|
№ 77-78 |
Наш корреспондент Я.В.Ушаков попросил отца Максима (Сергеева) ответить на вопросы о столь актуальной теме, как ересь. Предлагаем вашему вниманию их беседу...
Яков Валентинович: - Мы часто слышим слова «ересь», «еретик», обвиняем в ереси друг друга, священников, архиереев. Но бывает, что ересью не является то, в чем мы человека обличаем. Что же обозначает слово «ересь»?
Отец Максим: - В посланиях Апостола Павла слово «ересь» (греч. «хайресис») употребляется для обозначения всяческих разделений, бывающих в церковной жизни: разделений, как имеющих право на существование, которые, как пишет Апостол Павел, нужны, дабы выявились в церковной среде искуснейшие учителя, ведущие нас ко спасению, так и разделения в греховном смысле слова, проистекающие от гордыни. В последующие века ересь преимущественно понималась как греховное разделение, то есть отпадение от единства церковного общения по разным побуждениям: вероучительным, политическим, личностно амбициозным, юрисдикционным и иным. Еще позднее под ересью стали понимать не всякие отпадения, а лишь вероучительные, оставив за иными отпадениями названия схизмы, или раскола. Подводя итог сказанному, можно определить: ересь - это такое лжеучение, которое делает невозможным пребывание проповедующих сознательно это лжеучение в ограде Церкви. Еретик - это тот человек, который держится этого учения, зная о нем суд Церкви.
Яков Валентинович: - К сожалению, суд Церкви выносился не сразу после появления той или иной ереси. Многие еретики исповедовали тайно свои заблуждения. Здесь возникает вопрос: совершаются ли таинства у священника, который по сути является еретиком, но о нем еще не вынесен суд Церкви?
Отец Максим: - Священники, отвергающие истины Веры, отвергающие учения о таинствах, но совершающие таинства, вряд ли могут становиться проводниками Духа Святаго... При других же, менее тяжких нарушениях, сказать, что у священника, придерживающегося ложных воззрений, но скрывающего их и продолжающего священнодействие, приобщающиеся к совершаемым им таинствам ни к чему не приобщаются, значило бы подрывать нашу Веру в Церковь, которая «немощная врачует, и оскудевающия восполняет». Здесь скорее нужно сказать так: приступающий к совершению таинств в состоянии личного смертного греха или вероучительного греха, безусловно, совершает таинство себе лично во осуждение, но при этом миряне ничего не лишаются от святыни церковной.
Яков Валентинович: - А что такое догмат? Ведь ересь еще называют нарушением догматов?
Отец Максим: - Догмат - это зафиксированная в постановлениях семи Вселенских Соборов вероучительная Истина. Соответственно, ересь можно определить, как нарушение догматов, или Истин.
Яков Валентинович: - А что такое каноническое нарушение и чем оно отличается от ереси?
Отец Максим: - Каноническое нарушение - это нарушение дисциплинарных норм церковной жизни, касающихся отношения к Церкви, к своей семье, другим людям, самому себе. Попросту говоря, это нарушение того, что зафиксировано в канонах церковных, Книге Правил. Ересь же, как мы уже говорили, - это отступление от Веры в ее основных Истинах, такое, которое осуждено судом церковным. Например, Арий учил, что Господь Иисус Христос - не сын Божий, а творение Божие, что Он ниже Отца. Лютер учил, что нет никакого священства, идущего от Апостолов. Это, безусловно, ересь. Нехранение же человеком чистоты своей души, блуд, употребление мясной пищи в пост и прочее - это канонические нарушения.
Яков Валентинович: - Многие проявления еретических воззрений, мне думается, возникают по неведению и необразованности.
Отец Максим: - Да, мы должны разделять ересиархов, начальников еретических учений, от людей, у которых есть те или иные еретические заблуждения. Если сейчас спросить любого из нас по катехизису, окажется, мы наговорим такого, что можем легко подпасть под одну из ересей. Но мы же не можем эти незнания характеризовать как сознательную ересь! Получится, что многие наши верующие, наши бабушки, простецы в Вере - это еретики... Но это не так. Эти люди безусловно являются чадами Церкви. То же нужно сказать и о богословах, у которых иногда встречаются суждения, содержащие заблуждения... Но только того можно назвать еретиком в полном смысле слова, кто услышал (как Арий, Несторий или Лев Толстой) суждение Церкви о своем учении и, тем не менее, предпочел держаться своего заблуждения. Люди сейчас церковно необразованы. В минувшие десятилетия это было обусловлено невозможностью получить образование, и большинство пришедших к Вере в последние десять лет читали что угодно, но только не вероучительные книги Церкви и не знакомились с каноническим строем Церкви.
Яков Валентинович: - Каков же путь к исправлению данной ситуации?
Отец Максим: - Путь у нас один: трудиться над тем, чтобы взращивать в чадах Церкви трезвое церковное сознание. Чтобы мы были по-настоящему сознательными, верующими Православными христианами, чтобы мы знали не пять-семь канонов, процитированных к случаю относительно наших оппонентов; чтобы знали не три-четыре брошюры, а всю Книгу Правил и старались бы прилагать ее к своей жизни. Вот такую меру воцерковленности мы должны воспитывать: духовенство - своих чад на приходах, отцы - в своих семействах, прихожане - друг в друге. Тогда просто не смогут существовать такие раковые образования как обновленчество и ему подобные.
Яков Валентинович: - Словом «еретик» клеймят сейчас многих. Но если мы видим те или иные еретические или канонические нарушения в Церковной жизни, то что нам следует делать, дабы исправить положение?
Отец Максим: - Надо поступать по-евангельски. Хорошо, если можно обличить человека наедине, а если это не возымеет действия, - при некоторых свидетелях. Если человек не одумался и продолжает распространять лжеучения, то корректный путь - это рапорт правящему архиерею о заблуждениях или канонических неправдах этого лица. Но не нужно выносить внутрицерковные боли на суд внешний. Скажите, знаем ли мы о каких-то нестроениях в среде, например, нью-йоркских евреев? Написал ли кто-нибудь о главном нью-йоркском раввине в какой-нибудь газете жалобу, что он не так учит? Никогда! Перед внешним миром этого выноситься не будет. Мы же почему-то считаем возможным рассуждать о церковных язвах на страницах такого рода изданий, которые доступны всем людям, подчас не знающим сути Церковной жизни. Им это кажется сварой, которую ведет одна группа против другой.
И последнее. Конечно, нельзя быть равнодушным к нестроениям в церковной жизни, у каждого прихожанина должна быть принципиальная позиция, но и не нужно так смело брать на себя функцию Архиерейского Собора и клеймить кого-то еретиком. Сначала стоит очень внимательно разобраться...
Следующая статья
Содержание номера
|