Шестьдесят лет назад Русские летчики совершили 15 таранов за первые восемь часов войны О.А.Сваталов Для участия в операции “Барбаросса” Германия сосредоточила у границ СССР 3600 боевых самолетов, в том числе 953 бомбардировщика, 93 двухмоторных и 1025 одномоторных истребителей, а также около 300 разведывательных машин дальнего действия. Не остались в стороне и страны-союзницы: Румыния выделила для военных действий против Советского Союза 423 самолета (170 истребителей), Венгрия и Италия - по 100, Хорватия - около 60 и около 50 самолетов предоставила Словакия... Всего свыше 4600 боевых машин были нацелены на нашу страну.
Советские ВВС в преддверии войны насчитывали свыше 19 тысяч самолетов - немецкая разведка сильно недооценила авиацию противника. Западная группа войск Красной Армии имела в своем составе 7133 самолета фронтовой авиации (свыше 4200 истребителей) и 1445 - морской авиации (763 истребителя). Правда, приблизительно 80% всей авиации составляли изношенные машины устаревших образцов, и только 1540 самолетов соответствовали требованиям времени.
К середине 1941 года ценой огромных усилий были разработаны и запущены в производство все необходимые типы современных самолетов, но нападение на СССР сорвало план перевооружения Красной Армии. Количество новых машин оставалось на крайне низком уровне, многие пилоты не освоили новую технику. Гитлеровской коалиции сыграло на руку и размещение подразделений ВВС Советского Союза. Просчеты Верховного командования привели к большой скученности баз ВВС, некоторые из которых располагались так близко от границы, что в первые часы военных действий попали под удар полевой артиллерии. Укрытий для самолетов сделать не успели, а во многих частях из-за недостатка средств и материалов не были проведены меры элементарной маскировки машин, расположенных рядами поблизости от взлетно-посадочных полос. Все это дополнялось слабостью или полным отсутствием зенитных средств на большинстве аэродромов.
Под Гродно 40 вражеских самолетов атаковали две наши эскадрильи, в результате чего четыре немецкие машины были сбиты ценой пяти наших истребителей И-153. Для устаревших бипланов это был неплохой результат, учитывая, что воевать пришлось против знаменитой 27-й истребительной эскадры Люфтваффе.
Превзошел результат Сурина летчик Калабушкин, отправивший на землю пять немецких машин. В одном из боев летчик был тяжело ранен и затем долго находился на лечении. Довольно характерный случай произошел в 87-м полку. Вспоминает майор Сульдин: “В 4 часа 50 минут с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Свою ошибку мы поняли слишком поздно. Самолет “командира авиадивизии” на бреющем полете планомерно уничтожил выстроенные в линию наши самолеты. Спохватившиеся бойцы открыли винтовочный огонь, но “Юнкерс-88”, сбросив мелкие осколочные бомбы и отстреляв из пулеметов, беспрепятственно взмыл вверх и улетел на Запад. Результат налета оказался крайне плачевным: из десяти выстроенных самолетов сгорели семь, были убиты два летчика, ранены два специалиста и несколько бойцов”… Несмотря на огромные потери, наши летчики, имея на вооружении старые самолеты, навязали противнику жесткие и абсолютно бескомпромиссные методы ведения войны. Немецкой технике мы противопоставили русское самопожертвование: за первые восемь часов войны русские летчики пятнадцать раз сбивали новейшие немецкие самолеты, тараня их своими старыми “кукурузниками” и “чайками”. Таран стал настолько часто применяться в качестве “последнего аргумента”, что, используя тактику “ложного тарана”, наши “допотопные” истребители буквально рассеивали армады вражеских бомбардировщиков, смешивая их ряды и разрушая планы бомбардировок. Едва завидев наш истребитель, пилоты мощных немецких машин либо взмывали вверх, либо резко устремлялись вправо или влево. Таким образом, одна видавшая виды “Чайка” нередко разгоняла целую “стаю” “Юнкерсов”. Несмотря на отчаянный героизм русских, первый день войны принес крайне неутешительные результаты: на 66-ти аэродромах, подвергшихся нападению, было уничтожено в общей сложности 800 наших самолетов, находящихся на земле. Еще 300 самолетов сбили немецкие асы в воздухе. В суматохе первого дня войны многие командиры авиаполков Красной Армии действовали на свой страх и риск, так как зачастую связь с командованием была прервана. Не могли связываться по рации и наши летчики со своим непосредственным начальством и друг с другом по еще более прозаической причине: на наших старых ашинах, в отличие от немецких, рации попросту не было. Приходилось “махать крыльями” и подавать иные не очень вразумительные знаки для координации действий. Приказы и донесения штабов, как правило, запаздывали. Некоторые высокопоставленные руководители, растерянные развитием событий и опасавшиеся “дать повод к войне” с Германией, практически устранились от выполнения обязанностей. Не были отданы приказы о рассредоточении авиации, а нехватка запасных аэродромов усугубила ситуацию.
По данным Советской стороны немцы потеряли около 250 самолетов, но, к сожалению, реальная картина не соответствовала донесениям наших командиров: сбитых вражеских самолетов оказалось по одним данным - не более семидесяти, а по иным данным - не более сорока. Таковы были печальные итоги первого дня войны. 22 июня 1941 года пришелся на Великий Православный праздник - день Всех Святых в земле Российской просиявших. Знал ли об этом Гитлер? Если знал, иначе, как безумцем его назвать нельзя. Божиих угодников не могут победить ни армады современных самолетов, ни грамотная стратегия, ни прекрасная выучка немецкого солдата. Божией милостью, заступничеством Русских Святых, неимоверным напряжением сил нашего народа через четыре тяжких года русские одержали Великую Победу. (По материалам книги М.Спика «Асы союзников» «Русич», 2000. Смоленск).
Следующая статья Содержание номера |