N 93-94

Шестьдесят лет назад

Русские летчики совершили 15 таранов за первые восемь часов войны

О.А.Сваталов


Для участия в операции “Барбаросса” Германия сосредоточила у границ СССР 3600 боевых самолетов, в том числе 953 бомбардировщика, 93 двухмоторных и 1025 одномоторных истребителей, а также около 300 разведывательных машин дальнего действия. Не остались в стороне и страны-союзницы: Румыния выделила для военных действий против Советского Союза 423 самолета (170 истребителей), Венгрия и Италия - по 100, Хорватия - около 60 и около 50 самолетов предоставила Словакия... Всего свыше 4600 боевых машин были нацелены на нашу страну.

К моменту нападения на СССР немецкие летчики приобрели немалый опыт, участвуя в сражениях над Польшей, Францией и Британией. Они отшлифовали истребительную тактику, отлично знали сильные и слабые стороны своих машин, научились прекрасно координировать свои действия с наземными войсками. Огромное значение имело превосходство в качественно новой военной технике. На вооружение истребительных частей Люфтваффе в Большом количестве стали поступать новые самолеты “Мессершмитт-109”. 440 таких истребителей приняли участие в июньских боях 1941 года, и их количество на Восточном фронте постоянно увеличивалось.

Юнкерсы-88 готовы к нападению на нашу страну
Численность Советских ВВС руководители Рейха оценивали в 13-14 тысяч единиц, включая безнадежно устаревшие, которые составляли более половины самолетов. Их боевая мощь совершенно не соответствовала количеству и снижалась, кроме того, из-за неэффективной тактики и организации. Тем не менее, большое количество самолетов могло существенно помешать успешному ходу наступления на СССР, и поэтому наиболее важной задачей подразделений Люфтваффе в первый день войны было завоевание полного превосходства в воздухе путем нанесения неожиданного удара по аэродромам. Для этой цели предполагалось использовать все наличные силы немецких ВВС даже ценой отказа от поддержки наземных войск. Неоценимую пользу для Германии в решении этой задачи принесли разведывательные полеты над территорией СССР немецких самолетов из “команды” подполковника Ровеля. Воздушный шпионаж со стороны Люфтваффе, начатый в 1937 году, значительно активизировался с осени 1940 года. С октября 1939 года и до июня 1941 года немецкие самолеты более 500 раз нарушали воздушные границы СССР. Отряд Теодора Ровеля, действуя с баз Румынии, Венгрии, Польши и Финляндии, практически безнаказанно вел фоторазведку западных районов Советского Союза от Прибалтики до Черного моря и обнаружил значительное количество пограничных аэродромов.

Советские ВВС в преддверии войны насчитывали свыше 19 тысяч самолетов - немецкая разведка сильно недооценила авиацию противника. Западная группа войск Красной Армии имела в своем составе 7133 самолета фронтовой авиации (свыше 4200 истребителей) и 1445 - морской авиации (763 истребителя). Правда, приблизительно 80% всей авиации составляли изношенные машины устаревших образцов, и только 1540 самолетов соответствовали требованиям времени.

И-153 (Чайка)
В середине 30-х годов воздушный флот СССР по праву считался сильнейшим в мире, и советское руководство, убаюканное превосходством в этой области, несколько лет почивало на лаврах. Но за это время в качественном развитии мировой авиации был сделан значительный шаг вперед, и это отчетливо проявилось уже в 1939 году, когда истребители СССР стали проигрывать воздушные схватки не только с более совершенными “Мессершмиттами-109” в небе Испании, но и с японскими самолетами в ходе конфликта на реке Халхин-Гол. Требовалось в кратчайшие сроки изменить положение дел.

К середине 1941 года ценой огромных усилий были разработаны и запущены в производство все необходимые типы современных самолетов, но нападение на СССР сорвало план перевооружения Красной Армии. Количество новых машин оставалось на крайне низком уровне, многие пилоты не освоили новую технику.

Гитлеровской коалиции сыграло на руку и размещение подразделений ВВС Советского Союза. Просчеты Верховного командования привели к большой скученности баз ВВС, некоторые из которых располагались так близко от границы, что в первые часы военных действий попали под удар полевой артиллерии. Укрытий для самолетов сделать не успели, а во многих частях из-за недостатка средств и материалов не были проведены меры элементарной маскировки машин, расположенных рядами поблизости от взлетно-посадочных полос. Все это дополнялось слабостью или полным отсутствием зенитных средств на большинстве аэродромов.

Знаменитый Мессершмитт-109
Ранним утром 22 июня немецкие бомбардировщики и истребители одновременно с наземными частями пересекли границу СССР. Большие группы немецких самолетов волнами атаковали наши аэродромы. Несмотря на явный успех, подразделениям Люфтваффе пришлось заплатить за него немалую цену. Уже в 3.30 утра первый немецкий бомбардировщик, обстрелянный звеном лейтенанта Мочалова, рухнул, объятый пламенем. А в 4.15 немецкие летчики впервые познакомились с русским ведением боя. Младший лейтенант Кокорев, израсходовав боеприпасы, протаранил на своем МИГе-3 двухмоторный “Юнкерс-88”.

Под Гродно 40 вражеских самолетов атаковали две наши эскадрильи, в результате чего четыре немецкие машины были сбиты ценой пяти наших истребителей И-153. Для устаревших бипланов это был неплохой результат, учитывая, что воевать пришлось против знаменитой 27-й истребительной эскадры Люфтваффе.

Як-1 мало использовался в первые дни войны
Более двадцати самолетов сбило подразделение майора Сурина. Сам майор лично сбил три самолета за четыре вылета, но во время последнего был ранен и разбился на “Чайке” при посадке. Примечательно, что полк майора Сурина имел на вооружении 20 новеньких ЯК-1, но самолет был совершенно незнаком летчикам и техникам, и командир не рискнул принять бой на новых машинах.

Превзошел результат Сурина летчик Калабушкин, отправивший на землю пять немецких машин. В одном из боев летчик был тяжело ранен и затем долго находился на лечении.

Довольно характерный случай произошел в 87-м полку. Вспоминает майор Сульдин: “В 4 часа 50 минут с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Свою ошибку мы поняли слишком поздно. Самолет “командира авиадивизии” на бреющем полете планомерно уничтожил выстроенные в линию наши самолеты. Спохватившиеся бойцы открыли винтовочный огонь, но “Юнкерс-88”, сбросив мелкие осколочные бомбы и отстреляв из пулеметов, беспрепятственно взмыл вверх и улетел на Запад. Результат налета оказался крайне плачевным: из десяти выстроенных самолетов сгорели семь, были убиты два летчика, ранены два специалиста и несколько бойцов”…

Несмотря на огромные потери, наши летчики, имея на вооружении старые самолеты, навязали противнику жесткие и абсолютно бескомпромиссные методы ведения войны. Немецкой технике мы противопоставили русское самопожертвование: за первые восемь часов войны русские летчики пятнадцать раз сбивали новейшие немецкие самолеты, тараня их своими старыми “кукурузниками” и “чайками”. Таран стал настолько часто применяться в качестве “последнего аргумента”, что, используя тактику “ложного тарана”, наши “допотопные” истребители буквально рассеивали армады вражеских бомбардировщиков, смешивая их ряды и разрушая планы бомбардировок. Едва завидев наш истребитель, пилоты мощных немецких машин либо взмывали вверх, либо резко устремлялись вправо или влево. Таким образом, одна видавшая виды “Чайка” нередко разгоняла целую “стаю” “Юнкерсов”.

Несмотря на отчаянный героизм русских, первый день войны принес крайне неутешительные результаты: на 66-ти аэродромах, подвергшихся нападению, было уничтожено в общей сложности 800 наших самолетов, находящихся на земле. Еще 300 самолетов сбили немецкие асы в воздухе.

В суматохе первого дня войны многие командиры авиаполков Красной Армии действовали на свой страх и риск, так как зачастую связь с командованием была прервана. Не могли связываться по рации и наши летчики со своим непосредственным начальством и друг с другом по еще более прозаической причине: на наших старых ашинах, в отличие от немецких, рации попросту не было. Приходилось “махать крыльями” и подавать иные не очень вразумительные знаки для координации действий.

Приказы и донесения штабов, как правило, запаздывали. Некоторые высокопоставленные руководители, растерянные развитием событий и опасавшиеся “дать повод к войне” с Германией, практически устранились от выполнения обязанностей. Не были отданы приказы о рассредоточении авиации, а нехватка запасных аэродромов усугубила ситуацию.

МиГи-3
Расположенная на направлении главного удара немецких войск, авиация Западного Особого военного округа понесла наиболее тяжелые потери в первый день войны. Особое внимание немцы уделяли тем авиаполкам, которые были оснащены новейшей техникой. В течение дня интенсивным бомбардировкам и авиационным налетам подверглись 26 аэродромов, на которых в, числе прочих, находились 402 современных самолета. К концу дня ВВС Западного округа потеряли большую часть самолетов. Всего авиация Западного округа потеряла 738 самолетов, из которых 528 были уничтожены на земле, а 210 - в воздухе.

По данным Советской стороны немцы потеряли около 250 самолетов, но, к сожалению, реальная картина не соответствовала донесениям наших командиров: сбитых вражеских самолетов оказалось по одним данным - не более семидесяти, а по иным данным - не более сорока.

Таковы были печальные итоги первого дня войны.

22 июня 1941 года пришелся на Великий Православный праздник - день Всех Святых в земле Российской просиявших. Знал ли об этом Гитлер? Если знал, иначе, как безумцем его назвать нельзя. Божиих угодников не могут победить ни армады современных самолетов, ни грамотная стратегия, ни прекрасная выучка немецкого солдата. Божией милостью, заступничеством Русских Святых, неимоверным напряжением сил нашего народа через четыре тяжких года русские одержали Великую Победу.

(По материалам книги М.Спика «Асы союзников» «Русич», 2000. Смоленск).




Следующая статья     Содержание номера