Во все времена свободного человека отличало право владения собственностью. Нисколько не желая ставить в зависимость от количества собственности степень свободы человека, замечу, что наличие собственности, нажитой своим трудом, говорит в пользу того, что обладатель ее свободен в той мере, в какой возможно приобретение и дальнейшее преумножение имения. Для успешного хозяйствования важны два фактора - чувство собственничества и свобода. Чувство собственничества не есть жадность, корыстолюбие, скупость или эгоизм. Это естественное для человека стремление к созидательному труду в области промышленного и сельского производства, оно подобно чувствам рабочего, создающего народные блага, но отличается от последнего самостоятельностью собственника, а следовательно совмещением в лице собственника и хозяина и производителя (сразу оговорюсь, что спекулянты, ростовщики, банкиры и вообще все представители непроизводственного капитала не относятся к данному типу). Итак, собственник - это не просто владелец, но и управленец, радетельный хозяин и если надо и сам работник. Владелец же, передающий ведение хозяйства в руки управляющих, есть человек ленивый и несерьезный, живущий ради удовольствий. Из этого вытекает, что факт экономической свободы недостаточен для успехов в хозяйственной деятельности, равно как и чувство собственничества при отсутствии свободы бесполезно. Отчего же свобода так важна? Причина в том, что полное владение дает большую свободу действий, открывает больший простор для творчества, предоставляет больше средств для ведения хозяйства, чем пользование или наемный труд. Человек хотел бы переделать постройки или продать часть земли ради покупки более необходимых вещей, но условия аренды или договора сдерживают его, не дают развернуться, это угнетающе сказывается на его свободе и инициативности, подавляет в нем хозяйственную жилку, да так, что он и в дозволенных пределах уже не проявляет полностью своих способностей и деятельность его сводится к техническому исполнению лишь самых необходимых действий. Надо ли описывать в какое состояние придет экономика при преобладании такого способа хозяйствования? Печальные итоги советского застоя и колхозного строя у всех перед глазами. А чувство собственничества, не ведет ли оно к победе звериных инстинктов в человеке, не освящает ли право грабить слабых и бедных, не превращает ли человека в дикого эксплуататора, как описывали коммунисты? Во-первых, хоть инстинктам и нельзя давать полную власть над собой, но и полностью пренебрегать ими преступно. Инстинкт - это бессознательное влечение, которое должно умеряться, но не умерщвляться, а инстинкт собственничества известен у животных, например, когда они помечают территорию или делают запасы. Инстинкт ведет, а разум направляет. Во-вторых, право грабить слабых и чувство собственничества противоположны: первое проистекает из желания владеть без приложения усилий, без предварительного и последующего хозяйствования, для чего грабеж - лучшее средство, второе же обязывает к труду и законному ведению хозяйства. Грабеж противен и идее свободы, ибо она невозможна без уважения прав собственности. Наконец, в-третьих, если владелец сам принимает участие в делах хозяйства, то видеть в этом дикую эксплуатацию может лишь самый радикальный марксист. Закономерным выводом из всего этого можно признать необходимость скорейшего продолжения курса столыпинских реформ, прерванных революцией, для чего требуется создание условий для поддержки наиболее хозяйственных и активных крестьян и предпринимателей, создания класса крепких средних хозяйственников, которые в союзе с сильным госсектором в промышленности будут способны возродить отечественную экономику.
|