«И ноне по украинам молятся ему, проклято-му богу Перуну, и Хорсу, и Макоши, но творят то отай», — сказано в рукописи XIV столетия. Именно так и было в эти времена. Молились древним Богам лишь «по украи-нам» и то «отай», тайно. Правда, в глухих местах Русского Севера «отай», как мы помним на примере Спас-камня на Кубенском озере, приходилось дей-ствовать как раз монахам. В степной рязанской украине, в городе Мцен-ске, до середины XV века «мнози оставались неве-рующе в Христа». Южные окраины земли вятичей, как видно, долго держались старых Богов. В тех краях и в XIV, и даже в XVII веках упо-минаются ещё вооружённые экспедиции местных воевод против деревень (! — стало быть, речь не о татарах-кочевниках) нехристей. Очень любопытны местные предания о разбойниках — неизменно кол-дунах, один Кудеяр чего стоит. Любопытный источник представляют подчас и записи о зарытых в тех краях кладах — так назы-ваемые «кладовые записи». «И есть каменная за-кладь по пояс человеку, и двои ворота и при той заклади было жилище, и от того жилища в полу-ночную сторону есть превысокий холм, и на том холму стоят четыре сосны. Между теми соснами лежит камень, а под тем камнем лежит посуда медная и серебряная. От того холма в правую сторону на сосне вырезана харя че-ловеческая и на другой сосне харя... и от той сосны прямо вырезан человек с луком и стрелою, и от той приметы была келья потаённая». Это описание очень напоминает какое-то язы-ческое святилище, причём святилище славянское — судя по основной части с идолами на север от жи-лой — как на горе Богит. В бору Белая Грива у озе-ра Соловецкого росли дубы, у которых, по преда-нию, было становище разбойников. На дубах име-лась резьба — человеческие лица и лезвие полуме-сяца (не Перунова ли секира? Ведь дубы — деревья Громовержца). В одно из деревьев был врублен медный крест — отчётливый знак того, что место почиталось прибежищем языческих Богов. Так насекали кресты на почитаемых камнях от Западной Двины до Се-верной. По преданию, у города Ромны до XVII века стоял каменный кумир Перуна, к которому 20 июля собирались за прорицаниями «колдуны и ведьмы». В Новгороде Великом и в Пскове в конце XV века объявились любопытные люди — так называе-мые стригольники. Одни считают их еретиками-вольнодумцами, другие — колдунами, не реформи-ровавшими христианство, а привносившими в него языческую старину с её суевериями. И хотя многие из стригольников принадлежа-ли к духовному сану, это не мешало им высмеивать высших церковных иереев и проповедовать право обращаться к Богу не только в церкви, а там, где потребуется (вся Природа — храм), исповедоваться земле и т.д. На крестах-оберегах, полученных от этих свя-тых отцов, мог оказаться с обратной стороны ворон или изображение соединённого мужского и женско-го «срама». Впрочем, это всё же одна из первых ласточек «народного православия», симбиоза новых форм и старого, языческого, содержания, нежели собственно язычество. Вот что пишет про украины Новгородской земли архиепископ северного города Макарий в письме великому князю Ивану Васильевичу, буду-щему грозному царю Русской земли: «Слышав... прелесть кумирскую около окрестных градов Вели-кого Новаграда: в Вотской пятине, в Чюди, и в Ижере, и около Иваняграда, Ямы града, Корелы града... и по всему Поморию Варяжского моря... до Лопи до дикие... Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение — во всей Русской земли скверные мольбища идольские разорены то-гда, а в Чуди, и в Ижере, и в Кореле, и во многих русских местех... скверные мольбища идольские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича (1505-1533 годы. — Л.П.). Суть же скверные мольбища их: лес и каме-ние, и реки, и блата, источники и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды и езера. И роста рещи — всей твари (всему существующему, Природе. — Л.П.) покланяхуся яко богу и чтяху и жертву при-ношаху кровную бесом — волы и овцы и всяк скот и птицы». «Во многих русских местах» — эту фразу часто лукаво опускают, цитируя жалобы архиепи-скопа Новгородского. Дабы создать благостное впечатление, что уж к шестнадцатому-то веку, собственно, Русь покрестилась полностью и без остатка. Если кто и пребывал в язычестве, посещая «скверные мольбища идольские» и «жертву приношаху бесом», — так это всякие там лесные племена, чудь, корела, ижора. Вот только отчего-то список «мольбищ» обрывается на «дикой Лопи» — а уж она-то пребывает в язычестве-шаманизме едва ли не по сей день! Речь, выходит, идёт о «русских местах», о посёлках и погостах русских поморов. А кто там жил — двоеверцы или всё же язычники? Судя по тому, как встречали зачастую местные жители иноков, речь нередко шла о людях, не желавших терпеть рядом с собою христианский культ. Во многих областях Русского Севера ещё в XVII веке было большой проблемой основать обитель или «пустынь». И не из-за диких зверей, суровой природы или злобных инородцев, а из-за враждебного отношения местного — русского! — населения. Освоение этих земель христианской церковью производилось исподтишка, по-партизански. Жития основателей многих монастырей расписывают ни-щую и полуголодную жизнь своих героев, чуть ли не впятером в землянке посреди глухого леса. А места окрестные не были безлюдны — там жили люди, вольные русские звероловы и земле-пашцы, вот только не желавшие отчего-то видеть рядом с собою служителей христианского бога, его «воплощённых ангелов». Антония Сийского изгнали вместе с «братией». Трижды поджигали келью нашего знакомца Кирилла Белозерского. Изгнание постигло Дмитрия Прилуцкого и Стефана Мохрищского, Александра Куштского и Арсения Комельского. Адриан Пошехонский, Агапит Тотемский и Симеон Кичменгский были в борьбе с местным населением убиты. Как видим, жители отдалённых углов Новгородчины ещё в московские времена не только при-носили в жертву волов и овец на «идольских мольбищах», но и убивали проникающих к ним монахов. То есть были скорее сознательными язычниками, чем двоеверцами. В XVII веке немецкий путешественник И. Вундерер, осматривая остатки лагеря Стефана Ба-тория, видел под Псковом каменных идолов — Пе-руна с мечом и молнией, стоящего на змее, и Хорса с солнечным крестом. Один из этих идолов был найден уже в новое время, в 1894 году, судьба второго осталась неиз-вестной. К сожалению, немец не смог или не захо-тел сообщить, продолжалось ли почитание виден-ных им кумиров. На другом краю Русского Севера, в Вятской земле, тоже долго держалась старая вера. Митропо-лит Геронтий писал вятчанам: «Вы... делаете злые дела: обидите святую соборную апостольскую цер-ковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы... разоряете церкви». Уважения к христианству в повадках вятских молодцев, описанных митрополитом, действительно очень трудно заметить. Обращаясь к вятским попам, митрополит вопрошал: «Мы не знаем, как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение». Историк Костомаров тоже задумывается над этим вопросом — ни в одну епархию Вятка не входила. Любопытно, однако, что соседи вятчан, северные удмурты, называют «попами»... своих языческих жрецов, отправляющих земледельческий культ этого племени. Полагаю вполне возможным, что и «попы» Вятки были того же толка. Последний царь династии Рюриковичей Фёдор Иоаннович прославлялся в летописях за беспощадность к «идолопоклонникам» — разрушение их кумирен, истребление жрецов и насильственное понуждение креститься. Между тем это не могло относиться к неславянским языческим племенам — их обращение в христианство дело много более позднего времени, XVIII века и «Инородческой конторы». Более того, этот же царь постоянно наставлял своих воевод не творить инородцам никакой обиды — неужели он сам при этом был так свиреп к тем же иноплеменникам? Скорее всего, как и полагают И.П. Русанова и Б.А. Тимошук, это были остатки русских язычников. Интересно также свидетельство иностранных путешественников о пруде в Москве, именуемом Поганым, потому что в нём совершают свои обряды и купаются язычники. Была ли это реальность того времени — и в Москве, следовательно, ещё во времена царей обитали язычники, или только воспоми-нание, неясно.
|