Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пн май 05, 2025 2:06 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: неграмотность язычников
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2009 1:56 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Лев Прозоров (Озар) - Язычники крещёной Руси

Изображение


Оглавление

Авторское предуведомление 1
Вместо предисловия 2
Глава 1. Накануне (V-X вв.) 10
Глава 2. Столетняя гражданская (Х-ХI вв.) 31
Глава III. Параллельная Русь (XII в.) 56
Глава IV. Под ордынским копытом (XIII-XIV вв.) 67
Глава V. Последние искры (XV-XVIII вв.) 83
Вместо послесловия. Христианство против язычества: история одного самоубийства 90
Приложение. Этапы христианизации Руси 94
Список использованных источников и литературы 94

Недавно познакомился с имевшей резонанс книгой Льва Прозорова . Автор является профессиональным историком, и книга носит все признаки научного труда. Это - не просто голословная публицистика, но работа , написанная в соответствии с исторической наукой. Свои Заключения Прозоров подкрепляет многочисленными фактами, вводя в оборот источники. А факты просто сносят сознание. До Такого даже в самых смелых предположениях не додумаешься. Невероятно, но факт

Цитата:
Последний раз язычники — повторюсь ещё раз, именно откровенные и последовательные язычники, противопоставлявшие себя христианству и не желавшие принимать его ни в каком, сколь угодно «народном», виде, — мелькнули в бурных волнах российской истории уже в просвещённом XVIII столетии, в царствование Анны Иоанновны, если точнее — в 1743 году.
Некий нижегородский епископ Дмитрий (Се-ченов), проезжая по своим делам Терюшевскую во-лость, увидел у церкви в русском (!) селе Сарлеях на кладбище рядом с крестами какие-то странные столбы и срубы.
Потребовав ответа у местного батюшки, архиерей оказался очень озадачен. Оказывается, в се-ле и в деревнях поблизости жило немало язычников. Чтобы не трогали власти (сравнительно снисходи-тельно относящиеся к язычеству инородцев), они называют себя мордвой, на деле же даже говорить по-мордовски не умеют, а говорят, как суздальские и ярославские мужики.
Никакими мордвинами они не были — «ста-рые русские идолопоклонники», как писал впоследствии почтенный архиерей в Святейший синод. А странные сооружения — так это могилы ихние, нехристей здешних.
Епископа очень рассердило, что какие-то «поганые» надгробия торчат на православном кладбище, и он, недолго думая, отдал приказ своим слугам изрубить эти «неправильные» надмогильные памятники на дрова и сварить на них ему обед.
Читатель, а вы, часом, не слыхали от наших батюшек сетований по поводу вандализма на кладбищах, воздыханий о губительном наследии советского безбожия, о засилии бездуховности? Высоко-духовный епископ Дмитрий приготовил себе обед на чужих могилах задолго до советской власти.
Вскорости прибежали люди с известием, что к селу от нескольких языческих деревень движется огромная толпа, вооружённая кто чем (кое-где мелькали даже пращуровы мечи). Язычники, запыхавшись, выдавили из себя вестники, выглядят очень злыми, можно даже сказать, разъярёнными...
С чего бы это, а, читатель?
Пришлось его преосвященству, бросив недоеденный обед — ужасная утрата! — в панике бежать из села Сарлеях. Толпа долго гналась за ним, но удовлетворилась несчастным пономарём из обслуги, выпавшим из мчавшейся во весь дух брички. Бедолагу убили на месте. Вслед епископу стреляли из луков и даже из ружей, но не попали. К сожале-нию.
Что за донос настрочил преподобный Дмитрий в Синод! Обширный, прочувствованный. Были там и «волшебники», которые, мол, у «идолаторов» вместо попов, и их подстрекательство. Причиной нападения он полагал слух, прошедший по волости, что «едет архиерей крестить с салдаты».
Язычники, мол, и постановили, что ежели «точию с салдаты, то все созжемся на овинах, а если не с салдаты, то убием его и до смерти».
Мне отчего-то кажется, читатель, что почтен-ный архиерей перемудрил. Представьте, что, придя на кладбище к родным могилкам, вы видите там незнакомого типа, который разложил костерок из столика и скамейки, уселся на поваленный памят-ник и жарит над костерком шашлычок.
Уверен, чтоб дойти до состояния терюшевских язычников, вам не понадобится ни подстрекательство «волшебников», ни слухи.
Это даже если позабыть, что, как мы уже говорили, кладбища во многом заменили последним язычникам святилища.
Чем-то не угодил преосвященному Дмитрию и управитель какого-то местного «князь Григория», про которого святой отец только и сообщает, что он-де выдает себя за «грузинца», но, поскольку ни к исповеди не ходит, ни духовного отца не посещает, то явно с ним что-то не так — армянин или персиянин. С его-де попустительства и процветает идолопоклонство в волости.
Мигом для усовещения закореневших нехристей была собрана команда, так сказать, опытных богословов под началом премьер-майора Юнгера.
Толпа — ох, уж гордыня языческая! — встретила премьер-майора Юнгера с рогатинами, ножа-ми, древними мечами, луками и малочисленным огнестрелом. В ходе начавшейся дискуссии очень быстро было установлено, что дубины, мечи, стрелы и рогатины в качестве богословских аргументов сильно уступают воинской дисциплине и слажен-ному залпу.
Толпа обратилась в бегство. Премьер-майор докладывал, что во встретившей его толпе было 1000 человек, пленными взято 136, из коих раненными 31, убито 35, в его команде ранено пятеро. В этом ряду цифр сильнейшее сомнение вызывает первоначальная численность нападавших «идоло-поклонников».
Вряд ли премьер-майор скомандовал противнику перед боем «Ррас-счи-тайсь!». Судя по коли-честву пленных и убитых, в толпе было много меньше народу, вдвое-втрое. Ну да хотя господин Юнгер и был всего лишь премьер-майором, цифры он уже наловчился приводить в отчётах самые, как выразился бы историк и писатель Андрей Валентинов, что ни на есть генеральские.
Герр Юнгер мог благоразумно предположить, что уцелевшие язычники не будут по такому поводу подавать жалобу его непосредственному командованию — так что ж и не представить свою доблесть в наилучшем виде, коли есть случай?
Дальше всё пошло самым понятным, можно даже сказать, естественным образом. Прикладами и штыками загоняли нехристей в воду, попы подбадривали, обещали отпущение всех грехов и провин-ностей новкрещёным. Ни в какую не желавших идти под крест упрямцев заковали в железо и отпра-вили мерять ногами казенные вёрсты до суровых сибирских краёв.
Суровей же всех обрушились на вожака, поднявшего народ на сопротивление крестителям пре-мьер-майора Юнгера. Звали его Несмеяном Кривым. Смелого человека, поднявшего односельчан защищать родную веру, сожгли заживо в срубе...
...История эта приводится у Сергея Михайловича Соловьёва, в его «Истории России». Маститый историк поражён и, судя по тону, которым рассказывает об этом происшествии, не знает, что и думать и верить ли в язычников в XVIII веке.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Язычники крещёной Руси
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2009 2:02 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Цитата:
В подмосковных деревнях ещё в начале XX века ретивые священники собирали у поселян и жгли кумирчики «куриных богов». Следующее поколение будет собирать и жечь иконы.
Ещё более занимательный и показательный эпизод произошёл в том же начале XX века в одном из сел Крестецкого уезда Новгородской губернии. Там в земском суде судился поп с мужиками по совершенно курьёзному поводу.
Прибыв в село, «свеженький», недавно из семинарии поп, что называется, не знал горя, пока прихожане не позвали его с кадилом к жальнику. Жальник, если кто не знает, это такая этнографическая специфика Русского Севера — сельское кладбище (опять!), усаженное деревьями и обложенное по периметру валунами.
В дни поминовения — на девятый день, на сороковой, на годины, на Родительскую субботу, на Радуницу — туда приносят и повязывают на стволы и ветви деревьев подарки покойникам — яркие лен-ты, платки, иногда целые рубахи или платья.
Короче говоря, вид, сам по себе не слишком радующий христианский взор. А здесь... у края жальника — напоминаю, читатель, Европейская Россия, двадцатый век! — стоят каменные истуканы.
— Кади, батюшка, проси Хозяев о дожде и урожае.
Хотел бы я, читатель, видеть выражение лица священника в этот момент. Впрочем, это желание, конечно, останется в ряду невыполнимых, и нам остаётся лишь попытаться вообразить его по мере сил и возможностей. Уверен — зрелище было запоминающееся.
На возмущённый отказ участвовать в «идолопоклонстве» прихожане невозмутимо ответили пас-тырю:
— Ничего не знаем. Прошлые батюшки кадили, и ты кади, а то кормить не станем — обязанностев не исполняешь. Зерно-то им жертвовать у нас выборный есть, а кадить прямое ваше, поповское, дело...
Ещё одно моё неисполнимое желание — по-глядеть на одного из этих «прошлых батюшек» во время исполнения обязанностей. Что, любопытно, он пел, обдавая ладаном из кадила каменные лики? Впрочем... почитайте-ка, читатель, «Очерки бурсы» Помяловского.
Прошедший такую школу человек ради верного куска хлеба для себя и семьи мог согласиться и на освящение чего-нибудь посерьёзнее — погребальных костров или жертвоприношений тем же истуканам скота.
В конце-то концов приносили же в жертву Илье-Громовнику быков, и что-то я не помню, чтоб многие батюшки протестовали!
Закончилось всё вполне предсказуемо. Из волости приехала полиция, мужичков перепороли, истуканы побросали в реку — вот их, наверно, найти всё же можно — всерьёз поднять архивы, карты, выяснить, в каком именно селе батюшек понуждали кадить каменным кумирам, протралить дно ближних речушек.

Всего лишь несколько десятилетий назад русские крестьяне поклонялись духам, делая им идолы на кладбищах!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Язычники крещёной Руси
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2009 2:16 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
«И ноне по украинам молятся ему, проклято-му богу Перуну, и Хорсу, и Макоши, но творят то отай», — сказано в рукописи XIV столетия. Именно так и было в эти времена.
Молились древним Богам лишь «по украи-нам» и то «отай», тайно. Правда, в глухих местах Русского Севера «отай», как мы помним на примере Спас-камня на Кубенском озере, приходилось дей-ствовать как раз монахам.
В степной рязанской украине, в городе Мцен-ске, до середины XV века «мнози оставались неве-рующе в Христа». Южные окраины земли вятичей, как видно, долго держались старых Богов.
В тех краях и в XIV, и даже в XVII веках упо-минаются ещё вооружённые экспедиции местных воевод против деревень (! — стало быть, речь не о татарах-кочевниках) нехристей. Очень любопытны местные предания о разбойниках — неизменно кол-дунах, один Кудеяр чего стоит.
Любопытный источник представляют подчас и записи о зарытых в тех краях кладах — так назы-ваемые «кладовые записи». «И есть каменная за-кладь по пояс человеку, и двои ворота и при той заклади было жилище, и от того жилища в полу-ночную сторону есть превысокий холм, и на том холму стоят четыре сосны.
Между теми соснами лежит камень, а под тем камнем лежит посуда медная и серебряная. От того холма в правую сторону на сосне вырезана харя че-ловеческая и на другой сосне харя... и от той сосны прямо вырезан человек с луком и стрелою, и от той приметы была келья потаённая».
Это описание очень напоминает какое-то язы-ческое святилище, причём святилище славянское — судя по основной части с идолами на север от жи-лой — как на горе Богит. В бору Белая Грива у озе-ра Соловецкого росли дубы, у которых, по преда-нию, было становище разбойников. На дубах име-лась резьба — человеческие лица и лезвие полуме-сяца (не Перунова ли секира? Ведь дубы — деревья Громовержца).
В одно из деревьев был врублен медный крест — отчётливый знак того, что место почиталось прибежищем языческих Богов. Так насекали кресты на почитаемых камнях от Западной Двины до Се-верной. По преданию, у города Ромны до XVII века стоял каменный кумир Перуна, к которому 20 июля собирались за прорицаниями «колдуны и ведьмы».
В Новгороде Великом и в Пскове в конце XV века объявились любопытные люди — так называе-мые стригольники. Одни считают их еретиками-вольнодумцами, другие — колдунами, не реформи-ровавшими христианство, а привносившими в него языческую старину с её суевериями.
И хотя многие из стригольников принадлежа-ли к духовному сану, это не мешало им высмеивать высших церковных иереев и проповедовать право обращаться к Богу не только в церкви, а там, где потребуется (вся Природа — храм), исповедоваться земле и т.д.
На крестах-оберегах, полученных от этих свя-тых отцов, мог оказаться с обратной стороны ворон или изображение соединённого мужского и женско-го «срама». Впрочем, это всё же одна из первых ласточек «народного православия», симбиоза новых форм и старого, языческого, содержания, нежели собственно язычество.
Вот что пишет про украины Новгородской земли архиепископ северного города Макарий в письме великому князю Ивану Васильевичу, буду-щему грозному царю Русской земли: «Слышав... прелесть кумирскую около окрестных градов Вели-кого Новаграда: в Вотской пятине, в Чюди, и в Ижере, и около Иваняграда, Ямы града, Корелы града... и по всему Поморию Варяжского моря... до Лопи до дикие...
Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение — во всей Русской земли скверные мольбища идольские разорены то-гда, а в Чуди, и в Ижере, и в Кореле, и во многих русских местех... скверные мольбища идольские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича (1505-1533 годы. — Л.П.).
Суть же скверные мольбища их: лес и каме-ние, и реки, и блата, источники и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды и езера. И роста рещи — всей твари (всему существующему, Природе. — Л.П.) покланяхуся яко богу и чтяху и жертву при-ношаху кровную бесом — волы и овцы и всяк скот и птицы».
«Во многих русских местах» — эту фразу часто лукаво опускают, цитируя жалобы архиепи-скопа Новгородского. Дабы создать благостное впечатление, что уж к шестнадцатому-то веку, собственно, Русь покрестилась полностью и без остатка.
Если кто и пребывал в язычестве, посещая «скверные мольбища идольские» и «жертву приношаху бесом», — так это всякие там лесные племена, чудь, корела, ижора. Вот только отчего-то список «мольбищ» обрывается на «дикой Лопи» — а уж она-то пребывает в язычестве-шаманизме едва ли не по сей день! Речь, выходит, идёт о «русских местах», о посёлках и погостах русских поморов.
А кто там жил — двоеверцы или всё же язычники? Судя по тому, как встречали зачастую местные жители иноков, речь нередко шла о людях, не желавших терпеть рядом с собою христианский культ.
Во многих областях Русского Севера ещё в XVII веке было большой проблемой основать обитель или «пустынь». И не из-за диких зверей, суровой природы или злобных инородцев, а из-за враждебного отношения местного — русского! — населения.
Освоение этих земель христианской церковью производилось исподтишка, по-партизански. Жития основателей многих монастырей расписывают ни-щую и полуголодную жизнь своих героев, чуть ли не впятером в землянке посреди глухого леса.
А места окрестные не были безлюдны — там жили люди, вольные русские звероловы и земле-пашцы, вот только не желавшие отчего-то видеть рядом с собою служителей христианского бога, его «воплощённых ангелов».
Антония Сийского изгнали вместе с «братией». Трижды поджигали келью нашего знакомца Кирилла Белозерского. Изгнание постигло Дмитрия Прилуцкого и Стефана Мохрищского, Александра Куштского и Арсения Комельского. Адриан Пошехонский, Агапит Тотемский и Симеон Кичменгский были в борьбе с местным населением убиты.
Как видим, жители отдалённых углов Новгородчины ещё в московские времена не только при-носили в жертву волов и овец на «идольских мольбищах», но и убивали проникающих к ним монахов. То есть были скорее сознательными язычниками, чем двоеверцами.
В XVII веке немецкий путешественник И. Вундерер, осматривая остатки лагеря Стефана Ба-тория, видел под Псковом каменных идолов — Пе-руна с мечом и молнией, стоящего на змее, и Хорса с солнечным крестом.
Один из этих идолов был найден уже в новое время, в 1894 году, судьба второго осталась неиз-вестной. К сожалению, немец не смог или не захо-тел сообщить, продолжалось ли почитание виден-ных им кумиров.
На другом краю Русского Севера, в Вятской земле, тоже долго держалась старая вера. Митропо-лит Геронтий писал вятчанам: «Вы... делаете злые дела: обидите святую соборную апостольскую цер-ковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы... разоряете церкви».
Уважения к христианству в повадках вятских молодцев, описанных митрополитом, действительно очень трудно заметить. Обращаясь к вятским попам, митрополит вопрошал: «Мы не знаем, как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение».
Историк Костомаров тоже задумывается над этим вопросом — ни в одну епархию Вятка не входила. Любопытно, однако, что соседи вятчан, северные удмурты, называют «попами»... своих языческих жрецов, отправляющих земледельческий культ этого племени. Полагаю вполне возможным, что и «попы» Вятки были того же толка.
Последний царь династии Рюриковичей Фёдор Иоаннович прославлялся в летописях за беспощадность к «идолопоклонникам» — разрушение их кумирен, истребление жрецов и насильственное понуждение креститься.
Между тем это не могло относиться к неславянским языческим племенам — их обращение в христианство дело много более позднего времени, XVIII века и «Инородческой конторы». Более того, этот же царь постоянно наставлял своих воевод не творить инородцам никакой обиды — неужели он сам при этом был так свиреп к тем же иноплеменникам? Скорее всего, как и полагают И.П. Русанова и Б.А. Тимошук, это были остатки русских язычников.
Интересно также свидетельство иностранных путешественников о пруде в Москве, именуемом Поганым, потому что в нём совершают свои обряды и купаются язычники. Была ли это реальность того времени — и в Москве, следовательно, ещё во времена царей обитали язычники, или только воспоми-нание, неясно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Язычники крещёной Руси
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2009 2:22 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
...Очень любопытное сравнительное описание «поганых»-язычников и христиан дал живший в конце XIII века епископ Владимирский Серапион, лицо, которое трудно заподозрить в любви к язычникам. Хотя в целом, конечно, лицо любопытное — выступал против истребления волхвов, скажем.
Его предшественник, епископ Митрофан, был, кстати, единственным епископом Северо-Восточной Руси, погибшим во время нашествия. Этот человек, опять же единственный среди русских «владык», до конца вдохновлял защитников города на сопротивление и сгорел в осаждённом соборе.
Если Серапион был его выжившим учеником — не удивляюсь его честности. Всё же в любой структуре могут найтись один-два порядочных человека.
Итак, сочинение Серапиона «Слово о маловерии».
«Печаль глубокую ношу в сердце своём о вас, дети мои. Никак не измените вы дурных своих привычек, всё богомерзкое творите вы на погибель души своей. Правду отринули, любви не имеете, зависть и лесть процветают в вас...
Лучше же, братья, отойдём от дурного, оставим все злодеяния: разбой, грабежи, пьянство, прелюбодейство, лихоимство, обиды, воровство, скупость, лжесвидетельство, гнев, ярость, злопамятство, ложь, клевету, ростовщичество.
...Почему о безумии своём не скорбите? Даже язычники, закона божьего не ведая, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют понапрасну, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой язычник не предаст своего брата, а если кого постигнет беда, то искупят его и в нужде его помогут ему, и найденное на торгу всем покажут.
Мы же считаем себя православными, крещены во имя божье, и заповеди его слышали, но всегда неправды исполнены, и зависти, и немилосердия. Братьев своих грабим, неверным их продаём, если бы могли, доносами, завистью свели бы друг друга..

Как видите, читатель, создаётся любопытное впечатление. Послушать Серапиона, язычники — вместилище всех добродетелей и образец для подражания. А вот христиане... просто моральные уроды какие-то!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Язычники крещёной Руси
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2009 2:26 am 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 20, 2005 3:00 am
Сообщения: 11064
Откуда: Москва
ну не позорьтесь, а??
во-первых, убираю это с Исторической страницы, ибо к истории это бред не имеет никакого отношения,
во-вторых, в школе есть предметы история и москвоведение, и если бы троечники их не прогуливали, то знали бы много интересного, например, что Чистые пруды ранее именовались "Погаными" поскольку служили местом сбрасывания отходов для находящейся здесь же слободы Мясников (ул. Мясницкая), чему свидетельствуют многочисленные археологические находки, карты, планы города, воспоминания современников и т.д., а почистить пруды решили при Петре 1, когда целый квартал тут был отдан во владение Меншикову


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Язычники крещёной Руси
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2009 2:31 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 3:00 am
Сообщения: 495
Ипатьевская летопись под 1198 годом рассказывает о всеобщем ликовании, охватившем киевлян при вокняжении на столе «Матери Городов Русских» князя Рюрика. «И обрадовалась вся Русская земля о княженьи Рюрикове, кияне, и крестьяни и погани, зане всих принимаше с любовью; и крестьяныя и поганыя».
Видимо, столь справедливое отношение к не-крещёным землякам было редкостью — но сам факт существования среди «киян» язычников, «поганых», может очень и очень удивить неподготовлен-ного читателя.
Оказывается, даже после поражения 1069 года далеко не все жители Киева, стольного Киева, из русских городов крещённого первым, отошли от родной Веры — а ведь с дней, когда Отступник бросал кумиров в Днепр, прошло более двухсот лет!
Тут лично у меня появляются глубочайшие сомнения: а являются ли «свои поганые», упоминаемые летописью в составе княжьих дружин XII столетия, так уж обязательно осевшими на землю кочевниками — торками, берендеями, чёрными клобуками и прочими ковуями — прообразом грядущих служилых инородцев Московии, как обычно понимают этот летописный оборот.
На Руси в те годы, как выясняется, хватало «поганых» вполне славянского происхождения! Скажем, воинов Андрея Боголюбского летописец несколько раз называет «погаными» — между тем никаких берендеев или торков в воинствах владыки Залесья попросту не могло быть!
В самом Киеве даже несколько раз упоминается Турова Божница на Подоле, у которой собиралось киевское вече, когда горожане собирались вы-ступить против князя.
Историки сломали немало копий в спорах о том, что за божница такая, были даже предположения, что Туром звали одного из тех самых варягов-мучеников, погибших от рук оскорблённых ими киевлян в 986 году.
Да только доказательств никаких не нашли. И никакого святого Тура святцы не знают — ни в те времена, ни много позже.Более того, слово «божница» в летописи не применяется к православным храмам!
Иногда на Севере Руси божницей называли католические — то есть опять же не православные — храмы, но очень сомнительно, чтобы киевское вече собиралось у молельни чужеземцев. А то, что язычники на праздниках своих «некоего Тура сатану... вспоминают», сообщается ещё тем же Гизелем.
В Северо-Восточной Руси, над Галицким озером, стояло капище Турово. Воинственный Бог Тур упоминается и у сербов. И очень возможно, что именно в честь его стояла на киевском Подоле «божница», у которой собирались киевляне, если были недовольны князем — князем, чья власть освящалась новой верой.
И именно к ней скорее всего ходили на по-клон те самые «кияне... погани», коих, проговорив шись, вспомнила летопись в 1198 году. И это далеко не единственная обмолвка в христианских рукопи-сях того времени, позволяющая заключить, что христианство на Руси вовсе не было таким уж всеобъ-емлющим, как того хотелось иереям, и кроме «двоеверно живущих» христиан, существовали на крещёной Руси и «свои», русские, «поганые».
Любопытно, кстати, что сами к себе русские язычники, как уже было сказано, имени «поганых» не применяли. Тот же автор «Слова о полку Игореве» упорно именует «погаными» половцев да литву — что для такого человека несколько даже удивительно.
Хотя с другой стороны — ведь это название было дано его вере чужаками, а он слышал его в качестве брани — (как к русским националистам иные индивидуумы не так давно применяли слово «фашист»). Вполне естественно, что он в таком ка-честве его и употреблял.
Сохранились, скажем, такие предписания: че-ловек может стать попом, если только он не совер-шил до крещения убийства. Ясное дело, что здесь речь не про младенцев — вряд ли те могли кого-то убить перед тем, как их опускали в православную купель.
Недаром весь XII век православные церкви строились с обширными, рассчитанными явно не на новорождённых, крестильнями-баптистериями. Такие сооружения, кстати, вновь появились возле церквей, начиная с конца 1980-х годов, во времена так называемого церковного возрождения.
Стало быть, взрослый, пожелавший обратиться в христианство, был для Руси XII столетия столь же обыденным делом, как и для конца XX.
Бывали, как ни удивительно, и обратные случаи. И.Я. Шроянов сообщает о совершенно изуми-тельном документе — особом покаянном каноне для человека, который, родившись в православной семье, затем отпал от православия, а потом — вновь пожелал вернуться в лоно православной церкви.
Вновь обращённый обязан был при всём на-роде проклясть соблазнившую его веру и поститься сорок дней. Причём вера, в которую впадали отступники, — это язычество. То есть человек родил-ся в православии, впал в язычество — а потом, рас-каявшись, вновь решил обратиться к вере Христо-вой — это ж только вообразить такое завихрение, такую жизненную коллизию!
И ведь, судя по тому, что посвятили этому случаю особый канон, был это не единичный слу-чай!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Язычники крещёной Руси
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2009 2:39 am 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 20, 2005 3:00 am
Сообщения: 11064
Откуда: Москва
Алексей Тулин писал(а):
Ипатьевская летопись под 1198 годом рассказывает о всеобщем ликовании, охватившем киевлян при вокняжении на столе «Матери Городов Русских» князя Рюрика.

Алексей, вот Вас лично ничего не смущает в этой фразе?
Или надо уже тему в Юмор переносить?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: неграмотность язычников
СообщениеДобавлено: Вс ноя 22, 2009 4:13 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 20, 2009 9:17 am
Сообщения: 11
Откуда: Удмуртия
Вероисповедание: православный
Неведаю, насколько достоверны утверждения А.Тулина, но факт: Рюрик Ростиславович сидел на Киевском столе с 1194 по 1201гг.. Кроме того, были и отдельные годы правления: междуусобица ведь шла, смещали князи друг друга...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: неграмотность язычников
СообщениеДобавлено: Вс ноя 22, 2009 5:14 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 20, 2005 3:00 am
Сообщения: 11064
Откуда: Москва
Максуд писал(а):
Рюрик Рюрикович ..

кто это?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: неграмотность язычников
СообщениеДобавлено: Вс ноя 22, 2009 5:17 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 20, 2009 9:17 am
Сообщения: 11
Откуда: Удмуртия
Вероисповедание: православный
Упс, оплошал малость... Рюрик Ростиславович хотел написать!

Все, исправил!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }