Еще один удар по ультраконсерваторам и хлыстовствущим царебожцам - отрывок из статьи Даниила Сысоева
О ВЛАСТЯХ И ОБ УДЕРЖИВАЮЩЕМ Попробуем нащупать один из главных нервов, связанных с тем, в чем обычно оправдывают раскольников в их вражде против Церкви, Читая их сочинения, видишь, что в их умах складывается стройная система, строго логически "объясняющая", почему вся Церковь потеряла дары Духа. Первым и основным пунктом их построения является доктрина, что "православное самодержавие — единственное богоданное устройство общества", а Удерживающим, про которого говорил ап. Павел, является только миропомазанный православный император, Соответственно, падение православного царства является тем самым "взятием удерживающего" о котором пророчествовал апостол, вслед за чем власть переходит непосредственно к силам зла (к сатанократии), "На самом деле, удержания в апостольском смысле сейчас npocmo нет", - читаем в том же сочинении. По утверждению раскольников, Церковь, Которая посчитал;
для себя возможным сотрудничать с этими властями (по их мысли, с самим сатаной) являете? Вавилонской блудницей, отступницей, красно! патриархией: "Я как. Церковь истинная стоит Hi Петровом исповедании Иисуса Христом (Мф.16,16 18). так получилось и здесь с точностью до наоборот, Сказал некто большевикам: благодарю за внимание . нуждам верующих, — и услышал в ответ: блажен ты, Сергий, ибо воистину не плоть и кровь, но сам отец наш открыл тебе это. И на сем песке исповеданы твоего воздвигнет он церковь свою и врата райские не отверзнутся ей. И дам тебе ключи преисподней, всех. Кого свяжешь соучастием в своих делах на земле будут связаны и во аде..." Как следствие, возникаю такие смелые богословские построения как
"Антихрист есть порождение духовного блуда Церкви с синагогой"; "Антихрист будет порождением всей отступившей Церкви".
Однако попробуем на прочность всю цепочку рассуждении. Посмотрим, соответствует ли она Преданию Вселенской Церкви. Можно ли сказать вместе с раскольниками (а в этом утверждении с карловчанами едины и катакомбники), что единственной богоустановленной властью является православная монархия? За ответом обратимся к свету Божественного Откровения. Читая его священные строки, мы не найдем ни одного подтверждения этой гипотезы. Напротив, мы услышим песнь Даниила, благословляющею Создателя, "ибо у Него премудрость и сила; Он изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей" (Дан. 2, 20-21) и далее возвещающего великую тайну преемствующих друг другу мировых языческих монархий, которые будут существовать по воле Всемогущего вплоть до конца мира и наступления вечного царства Иисусова.
Мы не услышим от пророков, что власти могут назначаться диаволом. Исаия пророчествует, что Сам Господь воздвигнет язычника Кира для того, чтобы возвратить плен Израиля, Этот нечестивец, незнающий своего Властелина, тем не менее называется помазанником, которого Бог держит за правую руку, чтобы покорить ему народы (Ис.45,1). И далее. Сам Вседержитель взывает против раскольников, пытающихся ограничить Его могущество лишь православным царством: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты (Кир) не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца до запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я Господь делаю это (Ис.45,6-7). Только Он управляет всеми царствами, республиками и народами, и Его рука поднимает правителей в соответствии с Его планами. По Его повелению, Илье было сказано помазать Азаила в Царя Сирии (3 Цар. 19,15) хотя тот был далеко не православный.
Навуходоносор, Царь Вавилонский, разрушивший Иерусалим и сжегший храм и уничтоживший Иудейское правоверное царство, называется рабом Господа Саваофа (Иер.25,9) и его поход был совершен по повелению Бога, поэтому патриотизм защитников Иудеи был грехом. Более того, пророк Варух повелел взятым в плен иудеям послать в Иерусалим серебро и на развалинах храма принести жертву и молитву за Навуходоносора и его сына Валтасара, чтобы дни их были как дни неба (Вар.1,10-13). Учитель же Варуха, пророк Иеремия также повелевал заботиться о благосостоянии народа, в который Господь переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иер.29,7) — вот источник мысли митрополита Сергия, говорившего, что радости Советского Союза как нашей гражданской родины наши радости! Современные раскольники считают верхом кощунства молиться о язычниках, разрушителях храма, врагах беззаконных, ненавистнейших отступниках и царе, неправосудном и злейшем на всей земле (Дан.3,32), Но таково повеление Бога, которому следовал и митрополит Сергий, и св. Поликарп Смирнский, и сонмы мучеников всех веков, молившихся о врагах креста. Ведь и апостол Павел, когда повелевал молиться за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим.2,2), говорил это не о благочестивых самодержцах, а о Нероне, который к тому времени (послание было написано в 65 году) уже отличался как лютый гонитель христиан и страшный нечестивец.
Итак, мы видим, что богоустановленной является любая форма власти, ибо нет пределов Всемогуществу и Вседержительству Бога. Писание не дает нам права расширительно толковать принцип различения между произволением и попущением Господа в истории. Напротив, Сам Он самовластно наводит на нечестивый народ тиранов и завоевателей, дабы они через наказание раскаялись во всех злых делах своих или же были уничтожены. Конечно, это не означает, что Бог непосредственно влияет на свободную волю царей (или президентов и генсеков), заставляя их делать зло, но Он так мудро устраивает, что их зло служит добрым целям, самих же их Он наказывает за их беззакония. Напротив, всякий властитель, пресекающий зло и поощряющий добро, получает благословение от Господа, А раскольники, отвергающие начальства, подпадают под осуждение апостола, обещающего им огонь Содома (Иуд.7-8), Сама их идея о возможности сатанократии основана на неоправданном доверии к словам отца лжи (Лк.4,6). Напротив, по словам Писания, Единым самовластным Правителем истории является лишь Бог, и сам сатана служит лишь секирой или пилой в Его руке (Ис.10,12-15), ибо сами злодеяния врага не выступают за пределы положенные Создателем и служат к исполнению Его всемогущей воли.
Перейдем к рассмотрению того, являются ли православные цари тем Удерживающим, о котором пророчествовал an, Павел. Для начала приведем слова Откровения: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь; и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2 Фее. 2, 6-8). Рассматривая священный текст, мы заметим, что, во-первых, "удерживающий" настолько мощен, что может сдерживать развитие тайны мировою зла, во-вторых, очевидно, что апостол не лает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием “удерживающего” и явлением антихриста.
Но рассмотрим святоотеческие толкования этого пророчества. Для начала должно развеять одно заблуждение, распространенное среди раскольников и им сочувствующих: у святых отцов нет общего толкования этих строк, а то толкование, которое лают архиепископ Аверкий и архимандрит Константин (что удерживает антихриста именно православный миропомазанный царь) и вовсе неизвестно древней Церкви. Все толкования можно условно разделить на три группы.
Последователи первого мнения утверждают, что удерживающим является Римская империя, боязнь силы которой не дает возможности воцариться узурпатору антихристу. Само это понимание основывается на видении пророка Даниила (Дан. 7, 7-8). По мысли толкователей, само существование Империи является удерживающим лишь потому, что при помощи грубой силы не даст возможности для утверждения узурпаторов. Тут нет места для мистики миропомазания на царство, необходимого для симфонии царства и священства, но не являющегося необходимым для удерживания. Нужно сказать, что такое понимание этого апостольского пророчества никогда не было общепринято на Востоке (в отличие от Запада, где оно стало таковым, начиная с Тертуллиана), Из толкователей так понимал этот стих св. Иоанн Златоуст (с оговорками склоняясь к данному толкованию, зная при этом и о существовании другого мнения) и блаж. Феофилакт Болгарский,
Второе понимание этого места было известно Златоусту и принималось блаж. Феодоритом, Сепиром (у Экумения) и св. Фотием. Согласно ему, приход антихриста сдерживается Божиим определением о времени его явления и благодатью Святого Духа, которая отойдет (хотя и не вполне) от людей за их грехи, особенно же за оскудение любви (о чем особенно радеют современные раскольники). Этого же мнения как основного придерживается и свт. Феофан Затворник, допуская в качестве дополнительного и первое толкование,
Третье понимание раскрывает второе. Согласно ему, Божиим определением, сдерживающим приход врага, являются слова Христа; И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24, 14). Этого толкования придерживались прп. Ефрем Сирии, блаж. Феодорит, св. Иоанн Дамаскин.
Святитель Феофан так связывает два последних толкования. Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Духа, то не останется смысла в существовании мира в этом виде и тогда наступит конец. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет и то, и другое в свое время. Раньше определенного срока сему быть нельзя. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш — как квас в тесто — сила спасения произвела свое дело. Ходит Слово Божие по земле, возбуждает усыпленных и приводит их к источникам благодати. Этого рода явления повсюду — и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих. Мир стоит потому, что еще не все, гожие в царство Христово, вступили в него, или еще не столько их вступило, сколько нужно. Сила спасения, вложенная Господом в род наш, действием своим удерживает явление антихриста. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми принято Евангелие, и что благодать Духа Святого еще пребывает и еще имеет дело в роде человеческом.
|