Валерий Волгин писал(а):
1. В Польше почти вся высшая аристократия — русского происхождения: Сапеги, Радзивиллы (эти, возможно, даже литовского, но сперва обрусели, а потом уж ополячились), Огинские, Потоцкие, Вишневецкие... И что с того?
А то что независимо от своего происхождения, они служили не русскому князю, а польскому/литовскому королю и являлись подданными не русского княжества, а польского королевства или княжества литовского.
Цитата:
1а. В ВКЛ ограничения на карьеру были не по национальному, но только по вероисповедному признаку. Православный литовец ничем не отличался в этом смысле от православного русского.
во-первых, православных литовцев было очень мало: к 1386 году большинство собственно литовцев были язычниками, а после перешли в католичество. А во-вторых, в те времена национальный и религиозный факторы были очень тесно взаимосвязаны, потомки какого-нибудь литовского боярина, перешедшего на службу к русскому князю и принявшего Православие ощущали себя уже не литовцами, а русскими.
И ещё вспомните историю присоединения к Московской Руси верховских и северских земель в 1487-1500г., ведь православные верховские князья-рюриковичи, находившиеся в вассальной зависимости от Литвы, и даже православные внуки Шемяки, княжившие в Северской земле абсолютно добровольно вместе со своими землями перешли под власть Ивана III. Кроме того, в 1480 году был неудачный заговор части православной знати ВКЛ, в числе которых были и литовцы по происхождению, с целью присоединения киевской земли к Москве (кстати именно угроза выступления Православного Русского населения, заставила Казимира отказаться от посылки войска на помощь своему союзнику Ахмату на Угру, а отнюдь не набег на Подолию немногочисленной шайки крымских грабителей, отражённый силами местного гарнизона).
Всё это, а также масса других, уже приведённых примеров, свидетельствует о том, что религиозное неравноправие (а значит и национальное) в ВКЛ имело место.
Цитата:
2. Чем была Москва в начале правления Калиты, и чем она стала к его концу? Конечно, не было "помощи татар Москве" как собственно татарского плана. Иван Калита, великий человек, умел сделать так, что за всё его правление не было татарских набегов на московские земли. А без сочетания такого существенного внешнего фактора, как татары, и такого субъективного, как умение именно Калиты ладить с татарами, — стала бы Москва столицей? Да вряд ли. В этом смысле "Москва обязана ханам своим величием".
Так получается, что не ханам, а умной политике Ивана Даниловича Калиты!
Цитата:
3. Только не надо рассказывать, будто "Россия никогда ни на кого не нападала, а лишь оборонялась". Когда считала необходимым или выгодным, нападала не хуже других.
А я этого и не отрицаю, если того требовали интересы России, то и наши нападали.
И правильно делали! Свои интересы должны быть выше пресловутых "общечеловеческих ценностей"!Цитата:
4. Так или иначе, западные парламенты суть продолжение их же, западных, средневековых традиций "народного представительства". А в России Земские Соборы прекратились как-то легко и естественно.
Верно, вот только в якобы "азиатской" и "деспотичной" "московии" Земские соборы отлично функционировали, а вот при западнике Петре I прекратились. Или по-вашему Пётр тоже был "азиат", как и все его европейские коллеги-абсолютные монархи?
