ЦАРЕУБИЙСТВО И ПОКАЯНИЕ
За последние четыре года широкое распространение среди православных получило мнение о том, что русскому народу не нужно каяться в грехе цареубийства. Много написано статей и сказано речей. Утверждается, что раз убивали инородцы и убивали ритуально, осуществляя сионистский план завоевания России, то они и должны каяться, а наш народ ни о чем не ведал в своих городах и весях, продолжая, очевидно, служить своему Царю и любить его. Приводятся и другие аргументы, такие как мнение старцев.
По благословению оных старцев мы и обращаемся к вам, братья и сестры.
Итак, виноват ли русский народ в цареубийстве и нужно ли ему в этом каяться, или не виноват и не нужно?
Ответ на этот вопрос можно найти у современных подвижников Русской Зарубежной Церкви. Самый выдающийся из них - Святитель Иоанн (Максимович), Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец, стоявший у истоков прославления Царственных мучеников, - оставил нам наиболее полное и глубокое назидание, удивительное по силе и ясности.
«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причи-ной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство… В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ (подчеркнуто нами), ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния…» (II Всезарубеж. Архиер. Собор в Югославии, 1938). «Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала.» (Проповедь «Памяти Царственных Мучеников»).
Коротко осветил этот вопрос и свт.Тихон, исповедник, новоизбранный патриарх Московский и всея Руси, который в самый разгар красного террора встал рядом с Царем на путь мученичества и исповедничества и призвал на него всех верных Церкви.Сразу после расстрела Царской Семьи он сказал: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его… пусть нас расстреливают.» (Освящ. Помест. Собор Русской Православной Церкви, 1918). В Деяниях Собора также прямо сказано: «Мы свергли Царя и подчинились евреям!.. Русский народ ныне стал игралищем еврейско-масонских организаций…».
А вот слова величайшего старца наших дней протоиерея Николая Гурьянова: «Надо было покаяться! … Служить Литургию и всем идти с молитвою на покаяние, исповедь. Сказать: согрешили против смиреннейшего и кротчайшего Царя, Господи, прости и помоги исстрадавшемуся русскому народу. … Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую семью. Должно быть духовное осознание.» (Сх. Николая. Царский Архиерей. М: Русский Вестник, 2004).
Отвечают нам и сами Царственные Мученики известной молитвой-стихотворением, хранимым в заточении Великой Княжной Ольгой:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Отвечает князь Н.Д.Жевахов, русский духовный писатель, товарищ Обер-прокурора Святейшего Синода, обвиняя народ в восстании на Царя: «В чем же выразились преступления русского народа, повлекшие за собой гибель России?.. Русские люди, восстав против Богом дарованного Помазанника, тем самым восстали против Самого Бога… Другое преступление русского народа выразилось в непонимании самой России и ее задач… Нет Царя – нет и России…» (Причины гибели России. Новый Сад, 1929).
Один из последних светильников нашей Церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своей книге «Русь Соборная» всесторонне, с историческими аналогиями, подобно Свт. Иоанну Шанхайскому, разъясняет вопрос о цареубийстве: «Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке – на исходе уже восьмое десятилетие смуты…».
Русский подвижник игумен Серафим (Кузнецов), вывезший мощи Алопаевских Мучеников в Св. Землю и первым составивший большое правдивое жизнеописание Царственных Мучеников, которых знал лично, пишет о той же причине оскудения любви: «Пройдут скорбные дни лихолетья и русский народ, испив до дна чашу безпримерных бед и скорбей в наказание за невинно прилитую кровь Помазанника Божия и его Семьи, сознает свою вину… Пока этого раскаяния в русском народе не будет, до тех пор не будет и милости от Бога. Не будем лгать перед собою: мы все, только в разной степени, повинны в этом грехе… Дальнейшее зависит от нас самих, и чем скорее мы принесем покаяние, тем скорее… засияет луч скрывшейся от нас любви.» (Православный Царь-Мученик. М: Паломник, 2000).
Митрополит Анастасий (Грибановский) видел худшую сторону произошедшего цареубийства в безчувствии народа: «Еще более (чем само убийство – ред.) должно нас поражать и удручать безчувствие самого русского народа, с каким он отнесся к страдальческой кончине своего Государя. Когда его невинная кровь, соединившись с кровью его Супруги и юных Детей, прилилась в мрачном подвале Ипатьевского дома, это потрясающее событие, от которого, казалось, могли содрогнуться самые камни, не вызвало ни ужаса, ни острой скорби в толще русского народа, почти не заметившего его в шуме общих потрясений революции. Царь-Мученик остался неосетованным и неоплаканным своими подданными.» (Архипастырские послания, слова и речи Высокопреосвящ. митр. Анастасия).
Архиепископ Нафанаил (Львов) видел ее в измене Царю: «Народ наш совершил двойной тяжелый грех: изменил своему Царю-Помазаннику Божию и изменил ему именно за то, что тот был совершенно праведным, безкомпромисно исполнял свой Царский долг, служа правде Божией. Народ не захотел вместе с Царем тяжким подвигом служить этой правде…» (Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви. Т.3, 1942).
Митрополит Вениамин (Федченков) в книге «На рубеже двух эпох» свидетельствует, что во время Гражданской войны по постановлению Синода в Крыму проводилось общецерковное покаяние в грехе цареубийства: «Важным событием были так называемые «дни покаяния»… 12-14 сентября… Там среди разных наших грехов поминалось и об убийстве Царской Семьи с невинными Детьми. Эти три дня в городе Севастополе денно и нощно шли богослужения и исповеди… мы там каялись и в вине цареубийства…». В среде преступно безчувственного народа этот светлый луч покаяния – предвестник для всей России.
К такому покаянию призывает народ и нынешний патриарх Московский и Всея Руси Алексий II со Святейшим Синодом Русской Православной Церкви по случаю 75-летия убиения Царской Семьи: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном сознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад – усопших и ныне живущих – приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ…». На 80-летие эти слова были повторены, сопровождены призывом к трехдневному посту 15, 16, 17 июля и дополнены: «Несколько поколений за это время успело сменить друг друга, но память о совершенном беззаконии, чувство вины за его нераскаянность не изгладились в народе нашем. Убийство Царской Семьи – тяжкое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки посредством прямого участия, одобрения и безгласного попустительства – в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей не по форме, а по духу.». Это воистину святоотеческий голос Церкви.
Из выше изложенного видно, что расхождений по заданному вопросу у святых, подвижников благочестия, архипастырей и пастырей нет: народ виноват и каяться надо. Кому же как не им направлять наш путь ко спасению? Кому еще доверяться на этом пути? Мы дерзаем только дополнить эти духовные советы своим пониманием возникшего «снизу» заблуждения.
Смысловое недоразумение. Даже те, кто признает, что на русском народе лежит часть вины (грех попустительства, отступничества или клятвопреступления), видят в известных словах Святейшего Патриарха Алексия II «Грех цареубийства … народом нашим не раскаян» какое-то противоречие со своим пониманием, чего на самом деле нет. Из этих слов вовсе не следует, что русские непосредственно совершили цареубийство, да еще и ритуальное не по-русски. Ведь попустители, отступники или клятвопреступники, как ни назови, способствовали произошедшему и потому, не являясь собственно цареубийцами, они причастны греху цареубийства. Это очевидная логика русского языка, различающего само событие и его причинно-следственные связи.
В юриспруденции существует понятие «соучастие в преступлении» с разной, разумеется, ответственностью за разные соучастия. Хотя любой соучастник, например, убийства, является тем же убийцей. Это тоже простое и ясное определние сути поступка. Иначе у нас весь уголовный мир превратился бы в благородных «попустителей» и «отступников».
Свт. Тихон, рискуя жизнью, проповедовал, что даже неосуждение цареубийства делает нас причастными к нему («кровь растрелянного падет и на нас», см. выше)! Что уж говорить о соучастии, когда иноверцородцам осталось только исполнить их сатанинский ритуал? Все остальное – русское отступничество.
Таким образом, здравое рассуждение показывает, что слова Святейшего, вытекающие из приведенных святоотеческих назиданий, приемлемы для любого кающегося человека, как бы он не определял свой грех, кто не считает безвинным народ, полтора года ждавший казни Царя-Батюшки с плакатами «Долой Самодержавие» и позволивший издеваться над своим Царем не где-то на Марсе, а в самой глубинке своей земли.
Когда говорится «грех…нераскаян», это означает, в частности, что он не осознан, не понят, не обнаружен даже. Для нас, живущих столетие спустя, в этом осознании греха и заключается главная часть задачи, т.к. исправить уже ничего нельзя. Современники события вместе со своей виной отошли в мир иной и покаяться уже не могут. Не будем бояться «перекаяться», ибо покаяние в несодеянном грехе грехом не является, а оставление хоть малой части греха нераскаянной сохранит грех на душе. Попробуем честно посмотреть Правде в глаза.
Когда убивают отца или мать, любящие чада не задаются вопросом: «Что я могу сделать?», а мчатся на помощь по зову сердца, подобно ученикам Христовым, воскликнувшим: «Пойдем и мы умрем с Ним!». Значит, не любили Царя-Батюшку, Царицу-Матушку и их детушек, по слову поэта:
Эх, не было молодчика, славного налетчика, офицера смелого,
Да не нашлось крестьянина, Ивана Сусанина, из народа целого!
И никто спасти не смог, да за Него костьми не лег!
Конечно, «раб, который не знал и сделал, бит будет меньше», но за полтора года при наличии высокоразвитых средств связи и массовых газетных изданий только в тундре или горных аулах могли не знать о свержении и аресте Царя. Где были 190 млн. подданных, почему не искали Царскую Семью, не запрудили улицы столиц, не снесли народной лавиной врагов, посягнувших на Отца и Мать?
Речи о забитости и невежестве простого народа, который де ни в чем не разбирался, не понимал, что Царя свергли, и т.п., являются оговором великого русского народа, хулой на Царизм и Церковь с ее просвещающим светом Истины и оскорблением Царя, как заботливого Отца народа. Фактически это скрытый атеизм и антимонархизм, вытекающий из большевистской пропаганды о прогнившем самодержавии и попах-мироедах, которые держали людей в беспросветной бедности, полной безграмотности и отсталости, что конечно же не так и, скорее, свойственно послереволюционной эпохе.
То, что русских было мало среди палачей тоже ни о чем не говорит. Чернь с плакатами требовала немедленной расправы. Найти десяток ублюдков среди этнических русских не представляло никакого труда. Стало быть. это просто не отвечало ритуальному характеру убийства, а мы за формальной стороной вопроса хороним его фактическое содержание. Нам-то что до их ритуала? Мы сгубили Царя своим предательством!
Вспомним Святое Евангелие. Еврейский народ в своей массе тоже не знал о происходящем: при богоубийстве присутствовала незначительная часть народа. Да и не убивали они Христа. Его распяли римские воины. У каждого была своя роль в богоубийстве: кто предавал, кто судил и бил, кто плевал и насмехался, кто гнал и ругал, кто прибивал ко Кресту. Если поискать, то вообще нет убийц – Он сам испустил Дух. Однако именно евреи, как ни прятались за спины римских воинов, наречены «богоубийственным родом». Негоже и нам прятаться за спины инородцев, на растерзание которых народ предал своего лучшего, Святого Царя-Батюшку, и чтобы Господь не проклял нас, подобно евреям, нужно покаяться в этом, самом худшем грехе, обусловившем цареубийство.
«Лобзанием ли Сына человеческого предаеши?» - за 30 сребренников «свободы, равенства, братства».
Цареубийства в истории России.
Этот грех воплощался двояко: то в виде мятежей сравнительно широких слоев общества, то в виде дворцовых переворотов небольшого числа заговорщиков. К первым можно причислить восстание декабристов, смутное время и убийство блгв. Великого Князя Андрея Боголюбского, первого русского Царя по духу, заложившего основы Великороссии и Государства Российского в целом, на которых утверждались все последующие русские Самодержцы. Его непосредственное убийство осуществилось пьяной толпой (с участием выкреста) и сопровождалось повсеместным восстанием, террором и убийствами власть предержащих ставленников князя. Тело его несколько дней валялось на паперти храма, пока не нашелся игумен, осмелившийся отпеть убитого князя. Тем сильнее было всенародное покаяние: при внесении во Владимир честных мощей мученика плач был слышен в окрестных селах. Следом водворился и порядок.
Владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, сравнивает два других, тяжелейших бедствия нашей истории: «Не случайно обе величайшие русские смуты (начала ХVII и начала ХХ веков) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки безсовестных убийц, во втором – у Императора Николая II насилием и ложью было вызвано отречение от престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая Семья пала жертвой убийц-изуверов… Смута начала XVII столетия дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение… Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действием по воссозданию державных устоев России – возродили ее буквально из пепла.» (Митр. Иоанн. Русь Соборная. СПб: Царское Дело, 1995).
Народное покаяние 1607 года в свержении династии Годуновых и цареубийстве принимали в Успенском Соборе Кремля два Святых Патриарха: Иов и Гермоген, причем главными грехами назывались клятвопреступления и измены, а не само злодеяние. Москвичи просили не только за иже во всех градех страны сея живущих,… но и о тех, иже света сего отшедшая отцы и братию нашу (П.Г.Петин. В кн. «Царский сборник», С.В.и Т.И.Фомины, М: Паломник, 2000).
Этот покаянный чин Свтт. Иова и Гермогена, лишь единожды примененный Русской Церковью, необходим и ныне. Так, Обращения Священного Синода в связи с 75-й и 80-й годовщинами Екатеринбургских событий (1993 и 1998 гг.) содержали лишь призывы к покаянию, которое «нужно было… обставить подобающим образом: подготовить соответствующий чин Богослужения, принести покаяние всенародно, всецерковно.» (Еп.Вениамин. Сила русского народа. Владивост., 1996). «В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке – на исходе уже восьмое десятилетие смуты…» (Митр. Иоанн).
Смуты, междоусобицы и иудейские козни сменились дворцовыми переворотами ХVIII века, организуемыми масонами и осуществляемыми русской знатью, как, например, изуверское избиение Императора Павла. В ХIХ веке за Царями охотились космополиты-социалисты разных народностей. Вот важное для нас свидетельство покаянного восприятия благочестивыми русскими людьми, К.П.Победоносцевым и Государем Александром III, цареубийства, жертвой которого стал Император-Освободитель Александр II. Победоносцев пишет: «Государь, который на словах моих: «Кровь Его на нас» прервал меня восклицанием: «Это – правда», - поддержал меня, сказавши, что подлинно все виноваты и что из этих всех он не исключает и Себя» (В кн. Иг. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. М: Паломник, 2000).
Больше половины русских Самодержцев умерло не своей смертью, да и среди мирно почивших велика доля отравленных, подобно блгв. Царю Иоанну Грозному и его сыну. Степень народной вины в каждом случае своя, однако грех «не прикасайтесь в помазанным Моим» осознавался народом, как в приведенных примерах. Ныне же, разросшись, привел к революции и упразднению Самодержавия.
Ведь первопричина всего произошедшего в России не лежит во внешней сфере, будь то западничество, либерализм или иудео-масонство. Она даже не в перерождении части высшего сословия, интеллигенции, духовенства, не в предательстве генералов, политических деятелей и членов Святейшего Синода. Все это следствия. Ключ к пониманию произошедшего с русским народом в ХХ веке – в словах нашего святого патриарха-исповедника того времени свт. Тихона: «Грех растлил нашу землю, … вызвал сатану из бездны» (Послания Свт.Тихона, Патриарха Моск. М., 1990). Ему вторит владыка Иоанн: «…цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил.» (Митр. Иоанн).
Грехи осуждения, дерзости и кощунства лежат на тех, кто упорно мешает здравому восприятию событий, разжигает страсти, возводит на пустом месте ложно-богословские препятствия к покаянию, пользуясь невежеством простых людей.
Грех осуждения - тех, кто истинно, по православному каются, «не желая утешиться», видя в себе истоки всего мирового зла.
Грех дерзости - в пренебрежении как святоотеческими назиданиями и мнениями Святых Русской Церкви: свт. Иоанна, архиеп. Сан-Францизского, свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси, протоиерея Николая Гурьянова и иных, - так и наставлениями усопших и ныне здравствующих архипастырей и пастырей.
Грех кощунства - в бесцеремонном обращении с памятью Святых Царственных Великомучеников в деле борьбы с покаянием «невиновного» народа.
На наших глазах под видом народолюбия делается затейливая попытка не только помешать покаянию, но и усугубить грех цареубийства, причинить новые страдания Царственным Мученикам! Будем трезвиться и помнить, что «покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя» (Свт. Иоанн Шанхайский, см. выше), что «Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50), что «Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно» (протоиерей Николай Гурьянов, см. выше).
Братья и сестры! Никто вас не призывает каяться в ритуальном убийстве Царской Семьи (т.е. в ритуальности этого убийства), чего русский народ, конечно, не совершал. Вопрос предельно ясен и замутняется только словесной казуистикой. Смиритесь, да отойдет от вас дух противоречия и словоблудия. Аминь.
Участники конференции «Православие и Россия в свете Апокалипсиса», Москва,
1 октября 2004 г.
|