""""""""""""""""""""""
Царебожие, человекобожие и язычество
Хотелось бы обратить внимание на два аспекта темы царебожия. Первый – понятие «царской жертвы» было достаточно широко распространено как у примитивных народов, так и у тех, кто следовал ведической традиции.
По-моему, еще Джеймс Фрезер описывал практику принесения африканскими племенами своего царя в жертву в случае неудач, голода, эпидемий и т.д.
В Ригведе имеется гимн о Пуруше. Боги расчленили Пурушу и из частей его тела создали мир. Ведическая царская жертва призвана ритуально повторить это изначальное сотворение мира. Было два вида такой жертвы – ашвамедха и пурушамедха. В первом случае в жертву вместо ЦАРЯ приносился конь, во втором – знатный юноша. Жертва расчленялась по образцу Пуруши. Это расчленение должно было реинтегрировать распадающийся космос, прекратить бедствия,
искупить грехи народа.Поэтому, царебожие, по всей видимости, напрямую соотносится с некими древними интуициями, проявляющимися в народном коллективном бессознательном. Понятно, что к христианству эти интуиции никакого отношения не имеют.Второй аспект связан с особенностями русского мистического сектантства. Оно в значительной степени человекобожническое. На мой взгляд, главной особенностью хлыстовства является не свальный грех и ритуальные танцы, а представление о непрерывным богоявлении через конкретного человека. Такой человек начинает соотноситься со Христом.
Вот очень показательный современный хлыстовско- царебожнический текст - "Царь Богопомазанник есть Бог, есть живое Богоявление, потому что Святой Дух Христа пребывает в Царе Божьем. Но, русские люди отвергли, предали и убили Царя Богопомазанника, тем самым отвергли и убили Христа - Бога и поэтому совершили страшный ГРЕХ".
В хлыстовских кораблях всегда были свой «христос» и своя «богородица». При этом хлысты и скопцы (а именно скопцы, на мой взгляд, ввели термин «царь-искупитель»), несмотря на все преследования, по большей части оставались внутрицерковными сектами. Кроме того, хлыстовство могло прорваться в церковное сознание и через «катакомбы» 20-40-х годов, когда всевозможные бродячие священники неизвестной юрисдикции общались с прямыми сектантами.
Посмотрим на секты (в том числе и подсоветских "катакомб") первой половины 20 века.
Федоровцы считали, что Христос воплотился в Федоре Рыбалкине; иоанниты (сохранившиеся) – в праведном Иоанне Кронштадском воплотилась Святая Троица; стефановцы – Христос воплотился в монахе Стефане (Подгорном); иннокентьевцы (прослеживаются до 40-х годов) – «Тату Иона» (иеромонах Иннокентий) – третье лицо Святой Троицы. Наконец, мордовские николаевцы считали, что воплощением Христа является император Николай II (также прослеживаются до 40-х годов).
На последнее я бы обратил особое внимание – получается, что царебожие, представление о «царе-искупителе» вплотную смыкается с конкретной сектой
""""""""""""""""""""""
http://community.livejournal.com/ustav/822312.html