Здравия всем! Позвольте представить Вам следующую тему: "Влияние древневосточных культур на Библейскую традицию".
Речь пойдёт об основополагающем влиянии древних восточных культур, древних восточных цивилизаций - Шумерской, Ассирийской, Месопотамской, Египетской, Вавилонской, на формирование библейской культуры.
О происхождении шумеров до сих пор не установлено. Выдвигаются самые разные гипотезы на это счёт. Но наиболее продуманная гипотеза, выдерживающая критику, относит шумеров к северо-западным областям Индии, к доарийскому населению, к доарийскому субстрату известному как народы мунда. Мунда живут до сих пор, языки их были сравнены с шумерским языком. Было обнаружено много общего. Поэтому можно сказать, что Месопо-тамская цивилизация, образована достижениями этих трёх народов. Кроме того был ещё чет-вёртый народ, который пришёл на территорию Месопотамии первым, мы ничего об этом на-роде не знаем, кроме того, что некоторые слова из языка этого народа попадаются в шумер-ском языке.
И вот этот народ, он первым пришёл на территорию южного двуречья в конце, а может быть и ещё раньше - в середине 4-го тысячелетия. И очень многие слова из языка этого народа обозначают - «ремёсла» и они встречаются в шумерском языке. Из этого ясно, что очень многим навыкам, технологиям, шумеры научились у этого народа, к сожалению, он не оставил письменности. А шумерский язык был на территории ближнего востока первым языком, который был связан с письменностью; шумеры первыми создали письменность на ближнем востоке, это - клинопись. Возникла она в качестве развитого письма в конце 4-го тысячелетия до нашей эры. Но возникновению этого письма предшествовала более длительная стадия, так называемое «предметное» письмо, когда не писали на глине, а лепили специальной фигуркой, фигурки, при помощи которых объясняли какие предметы, в каком количестве, продаются или обмениваются. Вот с этой стадии «предметного» письма началась, по сути дела, письменность, - как общечеловеческое явление. А потом уже, на основе предметного письма возникает клинопись, - т.е. словесно-слоговое письмо, когда один и тот же знак может означать и слог и отдельное слово, и когда каждый знак начинает звучать, приобретает фонетическое значение. Вот с этого времени в храмах, а в последствии в школах шумера, начинают записываться памятники религиозной традиции. До нас дошло около пятисот шумерских текстов духовного содержания : религиозных, мифологических, ритуальных, и именно эти памятники положили основу древнемесопотамской религиозной традиции, которая в последствии была воспринята и переработана евреями.
Об этой цивилизации стало известно сравнительно недавно, в 30-40 годы 19-го века, т.е. уже позапрошлого века. Проводились раскопки и англичанами, и французами, и немцами. Затем, примерно полвека ушло на обработку этих текстов. И, где-то только к началу 90-хгодов 19-го века, были изданы первые шумерские тексты из которых мы узнали о том, что существует, точнее существовала цивилизация более древняя, чем те народы, которые описаны в Библии, в Ветхом завете. И первым, по-видимому, это обнаружил английский ассириолог Джордж Смит. Который в 1872 году издал клинописную версию мифа «О потопе», 11-ю табличку из Аккатского эпоса о Гильгамеше. И сравнив с тем рассказом о потопе, который содержится в книге Бытия, он установил, что это более ранняя версия и что эти тексты совпадают по своей сюжетной линии. Вот с этого началась компротивистика – древневосточная библейская компротивистика - это сравнение древневосточных религиозный памятников с текстами Библии, прежде всего Ветхого завета. Затем эта линия компро-тивистики была продолжена немецкими учёными, так называемыми панвавилонистами. Это была очень интересная школа, представители которой пытались доказать, что все рели-гии мира происходят из вавилонской религии. И что вавилоняне являются учителями всех народов мира. Конечно, это была радикалистская позиция. И выходили даже такие смешные книги как «Влияние вавилонской культуры на культуру майя и ацтеков», в Германии, в начале 20-х годов. Но очень много позитивного было сделано панвавилонистами. Был установлен ряд этимологий совершенно точных, показывающих соответствие между древневосточными и библейскими словами. Был установлен ряд соответствий в области мифологических сюжетов. И, в последствии, эта вот линия панвавилонизма на сближение древневосточной библейской традиции на поиски корней библейской традиции в цивилизациях древнего востока была продолжена в Америке, выдающимся американским шумерологом Сэмюэлем Ноем Крамером. Который в своей книге «Шумеры - история культура, характер» (книга эта вышла в 1963 году в Чикаго), дал целый список сходных сюжетов в Ветхом завете и в шумерской словесности. А затем, труды Крамера, его направление, было продолжено уже современными израильскими учёными, которые, в частности, работают в университетах Иерусалима и Рамат-Гана. Там возникла целая школа компротивистов. И, кроме того, ученики Крамера в Америке, так же довольно успешно эту линию продолжают. Если говорить о работах по сближению древневосточного материала и библиистики в России, то это прежде всего работы Вероники Константиновны Афанасьевой - нашего знаменитого шумеролога, переводчика художественных текстов.
Итак, речь пойдёт о древневосточных корнях Ветхого Завета. Аспектах масопотамского влияния и шумерских мифах книги Бытия.
Дело в том, что евреи, как этнос, пересекались с культурой древней месопотамии по большому счёту дважды. Еврейский этнос возникает их амарейской этно-языковой общности. Амареи появляются в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Они принимают активное участие в войне против шумера, против государства которое располагалось в Уре. И после падения Ура часть амареев приходит к власти и занимает крупнейшие шумер-ские города, образуются амарейские царские династии. А другая часть продолжает заниматься кочевым скотоводством. И вот к этому кочевому скотоводческому племени, относятся предки будущих евреев. Они живут вблизи старых шумерских городов и уже в это время, т.е. в 20-м, 19-м, 18-м столетиях до н.э., очень активно впитывают предшествующую шумеро-вавилонскую традицию. Очень многие амареи обучаются в шумерских школах, постигают азы клинописи, многие из них уходят в писци. Так что амареи сталкиваясь с шу-меро-вавилонской традицией находятся с ней не в противодействии, не в противоречии, а напротив, считают себя в чём то ущербными и стараются приобщиться к этой древней традиции как можно в большей степени. И в дальнейшем, во время странствий амарейских племён, о чём уже говорил Юлий Павлович Вартанов, во время превращения в гексосов, те знания, которые были приобретены в шумерских городах, они начинают синтезироваться, смешиваться с племенными преданиями самих амареев, и образуется уже такая стойкая переднеазиатская традиция, которая будучи привнесена в Египет, затем обеспечивает культурный синтез. Это первый момент очень важного исторического об-щения амареев - предков евреев с цивилизацией шумера.
И второй очень важный момент, который по сути дела стал судьбоносным для сложения канона Ветхого завета. Это 6-й век, это вавилонское пленение 586 года, когда огромная часть иудеев в т.ч грамотных иудеев, представителей элиты, были вывезены, высланы в Вавилон. Там они получили возможность изучать древние книги. Нам не известно, знали ли они клинопись эти евреи, но вполне возможно, что некоторые из них пользовались арамейскими записями древних клинописных текстов. И очень много преданий, которые сохранились ещё с шумерских времён, в последствии, к 5-му в. до н.э., перекочевали в книги Ветхого завета и прежде всего в книгу Бытия.
Надо сказать, что сложилась эта книга Бытия именно там, на территории Месопотамии. Обнародована она была человеком, его звали Ездра. В 444 году он обнародовал книгу Бытия. И, этот человек, жил до того в Вавилоне. Так что по видимому, именно первыми частями Торы, мы обязаны шумеро-вавилонскому наследию.
Таким образом, сегодня совершенно очевидно, что шумерский материал был сперва перекодирован на события еврейской истории. И подан таким образом, что всё это происходило впервые с предками евреев. Потом он был включён в более широкий духовный контекст. И уже в христианском мире, эти, скажем так, мифологемы, они имели общечеловеческое значение. Безусловно, это можно считать словом Божьим, которое имеет некие сугубо материальные инструменты в своём распоряжении...
|