Такое вот мнение:
священник Андрей Берман:
"К передаче иконы Андрея Рублева "Троица" РПЦ МПДля сведения публики. Что сегодня мы видим, когда смотрим на произведение иконописи под названием "Троица Рублева"? Надо иметь ввиду, что в начале XX века, когда производились первые расчистки иконы, научная реставрация, как прикладная отрасль изучения искусства, отсутствовала в принципе. Особенно это касается иконы "Троица" Андрея Рублева.
Пожалуй, что с этой иконы реставрация древнерусской живописи и начинает свое бытие. До этого в среде любителей, особенно старообрядцев, существовала своя система реставрации, известная в этих кругах под термином "поновление". Затем историками искусства был придуман термин "коммерческая реставрация". О том, как это происходило есть замечательная монография Ю.Г. Боброва "История реставрации древнерусской живописи", изданная в Ленинграде в 1987 г. Для понимания, надо иметь виду, что раньше иконы покрывали олифой - вываренным льняным маслом, которое относится к высыхающим маслам. "Высыхающим" - это можно считать образным выражением. Пока олифа высохнет окончательно проходят годы. За это время произведение живописи используется в богослужебных целях, в церкви, где горят свечи и кадильницы. Примерно за 50 лет интенсивной эксплуатации олифа становится очень темной, а за 100 лет совершенно черной и непрозрачной. Правда за это время окончательно высыхает. Кто пытался чем-то снять старую олифу, тот знает, что высохшее льняное масло практически превращается в камень, растворяется очень сильными растворителями типа диметилформамида или диметилсульфаксида (димексид). Не очень старые олифы еще берет диметилкетон (ацетон). Вот, пожалуй, и все. Естественно, ни при поновлениях донаучной эпохи реставрации, ни в начале XX века эти химические вещества или были вообще не известны в среде любителей иконописи, или еще не были синтезированы. Поэтому при расчистках использовался чисто механический способ. Старую олифу тупо счищали абразивами разной степени грубости: от пемзы до хвоща. Надо полагать, что именно этим способом пользовались реставраторы под руководством В.П. Гурьянова в 1904 г., когда впервые "раскрыли" икону. Естественно, при таком подходе утраты авторского красочного слоя были неизбежны. Однако, иконники прошлых эпох этим не слишком заморачивались. Да и их заказчиков эти проблемы тоже мало волновали, главное было сохранить "пошиб", т.е. стилистические особенности и приемы, которые по мнению заказчика и реставратора ДОЛЖНЫ БЫЛИ соответствовать представлениям об авторе и эпохе создания произведения. Точно тоже самое происходило и с иконой преподобного Андрея Рублева. О том, как реставрировалась знаменитая икона и что мы видим на самом деле, когда смотрим на икону хорошо рассказано в статье, ссылка на которую прилагается. На самом деле, мы видим не авторское произведение великого русского иконописца, а скорее созерцаем некую нематериальную ИДЕЮ, сложившуюся на основе представлений Серебряного века и наших собственных ожиданий о том, что мы должны увидеть. В лучшем случае, мы видим авторскую композицию, контуры рисунка, нижний красочный слой ("роскрышь" на жаргоне иконописцев) доличного (т.е. того, что не на ликах) письма, остатки санкиря (так называется нижний красочный слой на лицах), кое-где сохранившееся вохрение на лицах. Пробела (самые светлые места) практически везде утрачены. Кроме того, мы видим следы предыдущих поновлений и реставраций, сохраненные записи, попытки реконструкций утрат и т.д. Даже знаменитый синий цвет на одеже ангелов - это, в значительной мере" реконструкция. Испольвавшийся в древности лазурит, как синий пигмент - один из самых не стойких. Таким образом, икона "Троица" Андрея Рублева - это произведение, сложившееся в течение векового бытования работы из частично сохранившихся следов авторской работы и органично слившихся с авторским слоем следов поновлений, записок, вставок, тонировок и записей. Так что общественность совершенно напрасно волнуется по поводу передачи иконы "Троица" в Троице-Сергиеву лавру. Живописи Андрея Рублева это точно не повредит.
https://www.icon-art.info/book_contents ... book_id=99