Обращение к Патриарху Алексию II членов Приходского совета и прихожан храма Преображения Господня города Анадыря
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
Ваше Святейшество, благословите!
Ваше Святейшество, к Вам обращаются члены Приходского совета храма Преображения Господня и православные жители г. Анадыря. Мы находимся в недоумении от всего того, что происходит в нашей Православной Церкви. С болью в сердце обращаемся к Вам в надежде, что наш голос будет Вами услышан, и Вы найдете в себе мужество и силы восстановить справедливость.
4 июля текущего года в город Анадырь прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, который был назначен временно исполнять обязанности управляющего Анадырской и Чукотской епархией. Вместе с ним прибыли духовенство Хабаровской епархии и временно командированные на Чукотку священники Миссионерского отдела Московского патриархата.
В п. 20 Главы Х Устава РПЦ сказано: "Вдовствующей епархией временно управляет архиерей, назначаемый Патриархом Московским и всея Руси. В период вдовства архиерейской кафедры не предпринимаются никакие дела, касающиеся реорганизации епархиальной жизни, и не осуществляются перемены в работах, начатых в период управления предыдущего архиерея".
Надо заметить, что нашу епархию мы не считаем вдовствующей. Для нас очевидно, что законным епископом является владыка Диомид, который стал жертвой церковных разборок. Но вернемся к п. 20 Устава. Каковы же были действия временного управляющего епархией?
Первым делом сорвали замок с входной двери храма Преображения Господня, не спросив у нас ключей (которые мы готовы были отдать по первому требованию). Это произошло 6 июля сего года. За полчаса до открытия храма по расписанию иеромонах Агафангел (Белых) и другие миссионеры из окружения архиепископа Марка без предупреждения, без санкций прокуратуры, без присутствия членов общины, но в присутствии милиции взломали замок двери храма и проникли в него. После этого они заняли храм, вскрыли алтарь и распоряжаются всем имуществом по своему усмотрению. А через пару дней в этом храме были прекращены богослужения, а сам храм превратился в трапезную.
Архиепископ Марк не отдает личные вещи священников и епископа Диомида, которые находились в алтаре храма: богослужебные книги, наперсные кресты, облачение. Он присвоил себе продукты, которые находятся на складах храма и принадлежат епископу Диомиду. По этим фактам нами были поданы заявления на имя начальника ОВД и прокурора города, но официального ответа и помощи не последовало.
По распоряжению архиепископа Марка были остановлены работы на строительстве монастыря, где шла подготовка к заливке фундамента (такие работы возможно осуществить только в летний период, а лето на Чукотке короткое).
Архиепископ Марк с самого начала требовал передачи ему всей документации, материальных и денежных средств епархии.
Используя административно-силовые методы, архиепископ Марк вынудил материально ответственных лиц сдать ему без актов передачи ключи от помещений, где хранятся материальные ценности.
При содействии и под непосредственным давлением милиции бухгалтер епархии монахиня Мария (Турта Ольга Николаевна) была вынуждена отдать архиепископу Марку 5 епархиальных печатей.
Требуя от правоохранительных органов открыть уголовное дело в отношении епископа Диомида по 325-й статье Уголовного Кодекса, он вынудил бухгалтера епархии монахиню Марию (Турта Ольгу Николаевну) передать епархиальные документы в отсутствии епископа Диомида, который в то время находился на мысе Шмидта.
Из Кафедрального Собора Святой Живоначальной Троицы была изгнана монахиня Серафима, которая отвечала за склад и свечную лавку в Соборе Святой Живоначальной Троицы. Архиепископ Марк требовал от нее передачи всех материальных ценностей без присутствия представителей епархиального совета, заявив, что сам назначит ревизионную комиссию из своих людей.
Своими действиями архиепископ Марк нарушил статью 21 Главы Х Устава РПЦ МП, где говорится: "В случае вдовства епархии, перевода правящего архиерея или ухода на покой Епархиальным Советом создаётся комиссия, которая приступает к ревизии епархиального имущества и составляет соответствующий акт для передачи вновь назначенному архиерею" (но не временно исполняющему обязанности – наше примечание).
По Уставу РПЦ МП архиепископ Марк не имеет полномочий распоряжаться денежными средствами епархии, но, вопреки этому, по его приказу в храмах были сбиты замки с ящиков для пожертвований и изъяты деньги. В поселке Угольные Копи, в храме Почаевской Иконы Божией Матери, направленный архиепископом Марком священник Юлиан забрал из церковной кассы более ста тысяч рублей, собранных прихожанами храма и предназначенных для покупки икон и оформления алтаря храма.
В настоящее время все имущество епархии находится в руках архиепископа Марка и его помощников, и они могут распоряжаться им безконтрольно. Об этом мы можем судить по следующим фактам: 13 июля в храм Преображения Господня с подсобных помещений было внесено много пустых коробок, а 15 июля из храма было вынесено неизвестно куда много полных коробок. Это видели люди. На следующий день в подъехавшую к храму машину людьми архиепископа Марка грузились мешки, которые увезли в неизвестном направлении, чему тоже есть свидетели.В течение нескольких дней подчинённые архиепископа Марка утром и вечером что-то сжигали недалеко от храма Преображения Господня, в том числе и книги. А 21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, люди архиепископа Марка выносили и сжигали иконы из алтаря и бывшей библиотеки храма Преображения Господня. На место происшествия была вызвана оперативная группа милиции, которая зафиксировала этот акт вандализма. К материалам проверки были приложены видеоматериалы. Надо заметить, что под иконами нами были обнаружены сожженные амбарные книги. По этому факту было сделано заявление в милицию, но дело закрыли за отсутствием состава преступления, сославшись на то, что "представленные иконы… не являются культурной ценностью, а являются предметами серийного производства, и не представляют материальной, культурной и исторической ценности" .
Нет гарантии, что имущество епархии останется в сохранности и епископу Диомиду не будет предъявлена большая недостача. Его могут обвинить в хищении, недостаче, растрате, о чем уже сейчас в СМИ и в народе распространяются различные слухи. На основании вышеизложенного мы, члены Приходского совета, снимаем с себя и с епископа Диомида ответственность за сохранность церковной утвари, материальных и денежных средств.
В средствах массовой информации архиепископ Марк клевещет на епископа Диомида, обвиняя его в канонических, хозяйственных, финансовых и других нарушениях (материалы его выступлений в СМИ у нас имеются). Он не погнушался очернить и священников, поддерживающих епископа Диомида, а с 21 июля 2008 года запретил их в священнослужении и лишил их права ношения священнических одежд и креста, грозя при этом поставить вопрос об извержении их из священного сана вплоть до отлучения от Церкви и анафематствования. Возникает вопрос: разве возможно монахам и священникам, не лишенным сана, носить светские одежды?
25 июля осуществляющий беззаконную деятельность и творящий святотатство в Анадырской и Чукотской епархии архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк распространил в центральных СМИ информацию о том, что он обратился в правоохранительные органы и прокуратуру Чукотки с просьбой возбудить уголовное дело в отношении епископа Диомида по факту незаконной растраты средств епархии. В заявлении в правоохранительные органы, по его словам, сообщается о хищении всех учредительных и регистрационных документов епархии, бухгалтерской и налоговой отчетности, а также кадровой документации работников. "По самым скромным подсчетам, общая сумма прихода, которая не была документирована, только по одному храму в Анадыре составляет не менее восьми-десяти миллионов рублей в год", - сказал владыка Марк.
Беззаконники, водимые отцом лжи, сами не могут не лгать: все документы переданы, причем в присутствии сотрудников милиции.
Архиепископ Марк сам себе противоречит. Если похищены документы бухгалтерской и налоговой отчетности, то тогда на каком основании он сделал вывод об укрытии таких огромных средств? Следовательно, архиепископа Марка нужно самого привлекать к ответственности за намеренную клевету.
Анадырская и Чукотская епархия – самая молодая и самая бедная. "Достойные" зарплаты здесь имеют только руководители высоких рангов и временщики, работающие по контрактам. Люди, проживающие здесь постоянно, имеют более чем скромные доходы, у большинства из них они ниже прожиточного минимума. Именно поэтому владыка Диомид не вводил платы за требы и за поминовение, а свечи продавались практически по закупочной цене. (Будет кстати сказать, что с пришествием архиепископа Марка цена на парафиновые свечи в Анадыре выросла с 50 копеек до 10 рублей, и с 10 рублей до 40 рублей).
Мы считаем, что причиной гонений на владыку Диомида являются вовсе не мифические растраты, и даже не то, что он напомнил и вновь озвучил провозглашенные Соборами Святых Отец анафемы и оградил себя и паству от еретической иерархии, а те вопросы, которые были подняты на последнем епархиальном собрании перед Архиерейским Собором, а наипаче пункты 9, 10, 11, 12, 14, 15.
Напомним содержание этого документа:
(…)
"9. Предлагаем упразднить Отдел внешних Церковных связей, как наследие советского прошлого, а полномочия по внешним связям возложить на викария Святейшего Патриарха;
10. Настаиваем на прекращении проведения в Кремле, Православном сердце России, иудейских праздников;
11. Обращаемся к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой твердо и решительно встать на защиту своей паствы и ходатайствовать перед государственной властью о введении альтернативной системы учета граждан, не оскорбляющей религиозные чувства и предоставляющей православным верующим социальные, медицинские и прочие услуги наравне с остальным населением; а также о введении паспорта гражданина РФ без антихристианской символики, кодов и микрочипов и с графой "национальность";
12. Просим Святейшего Патриарха Алексия II и руководство Московской Патриархии встать на защиту паствы и вести диалог с государственной властью о недопустимости явлений, несущих в себе опасность уничтожения русского народа как нации и гибели миллионов душ, а именно: разрешения абортов и эвтаназии, поголовной вакцинации, алкоголизма и наркомании, пропаганды "полового воспитания", "планирования семьи", агрессии и насилия, растления молодежи и парадов содомитов, завоза в страну генетически модифицированных продуктов;
(…)
14. Считаем преступными действия Правительства России, направленные на разбазаривание исторических российских территорий в пользу других государств, и просим Святейшего Патриарха Алексия П ходатайствовать от лица паствы РПЦ МП перед Правительством России о недопустимости подобных действий государственной власти;
15. Просим ходатайства Святейшего Патриарха Алексия П и РПЦ МП перед Правительством России об упразднении 282 статьи УК РФ, как позорящей Российское Законодательство и являющейся геноцидной в отношении русской государствообразующей нации; о запрещении политических репрессий в отношении русских людей, протестующих против политики геноцида и дискриминации русских по признаку национальности, а также о прекращении уголовных дел, возбужденных за высказывания и убеждения, пробуждающие самосознание русского народа".
(…)
От прихожан города Анадыря была собрана группа, которая пыталась встретиться с архиепископом Марком и обсудить ряд вопросов. Но временно управляющий Анадырской и Чукотской епархией в подобных встречах не заинтересован. Однако, своим "вниманием" он нас не обошел. По городу распускаются слухи, что мы – раскольники и сектанты. С 21 июля 2008 года архиепископ Марк отлучил от церковного общения мирян, находящихся в молитвенном общении с запрещенными им священниками (то есть с теми священниками, которые поддерживают епископа Диомида). И грозит отлучить нас от Церкви, вплоть до анафематствования. А всё потому, что люди с приездом архиепископа Марка перестали ходить в храмы.
А кто виноват в том, что анадырцы не хотят молитвенного общения с духовенством Хабаровской епархии?
Анадырь – город небольшой и все новые люди не остаются незамеченными. С первых дней приезда окружение архиепископа Марка повело себя не по-церковному: люди, облаченные в рясы, курили на крыльце собора, сквернословили. На вопрос, заданный архиепископу Марку, почему ваши священники курят и сквернословят, он ответил дословно следующее: "Можно подумать, что ваши священники не курят и не матерятся". Можем ответить ему и всем: "За все годы существования епархии не было замечено ни одного случая, когда священники епископа Диомида вели себя не по-церковному". Горожане видели священников архиепископа Марка в ночном баре "Баклан"; его же "семинаристы", в мирской одежде, там же вытанцовывали в Петров пост. Что касается канонического служения приехавшим в нашу епархию духовенством: у нас есть с чем сравнить, и сравнение будет не в пользу архиепископа Марка. У епископа Диомида богослужения проходили одновременно в двух местах Анадыря: в храме Преображения Господня и в соборе Святой Живоначальной Троицы. Сейчас службы проходят только в соборе, а храм для прихожан закрыт (напомним, что он превращен в трапезную).
Согласно церковных канонов, накануне Литургии должно совершаться вечернее богослужение. На деле же архиепископ Марк и его священники нередко проводят вечером молебен, а утром служат Литургию. Похоже, для архиепископа Марка каноны не писаны, он сочиняет свои.
До приезда архиепископа Марка ежедневно служились молебны. Сейчас – лишь в те дни, когда нет литургии.
Архиепископ Марк считает, что священники и монахи должны ходить на работу в храмы и получать за это приличную зарплату и пенсию. В своем распоряжении № 02 по Анадырской и Чукотской епархии от 8 июля 2008 г. он устанавливает для священнослужителей рабочий день с 9.00 до 17.00 часов и выходные дни – субботу, воскресенье, великие двунадесятые праздники. В интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой. Епископа Диомида, как православного архиерея, такие горе-священники совсем не удовлетворяют. Он считает, что монахи и священники должны служить Богу (а не ходить на работу) и вести пасомых к спасению в любое время дня и ночи. Поэтому наши храмы были открыты во все дни недели с 8.00 до 20.00 часов. Каждый из нас мог обратиться за необходимой помощью и к священнику, и лично к владыке Диомиду в любое время. И никто и никогда не получил отказа. А у архиепископа Марка все по расписанию, строго в рабочие часы.
До приезда временно управляющего епархией любой житель или гость города Анадыря мог в храме Преображения Господня или в соборе Святой Живоначальной Троицы набрать святой воды. Сейчас это сделать невозможно. Храм закрыт, а из Собора емкость для святой воды вывезена.
Архиепископ Марк не скрывает, что желает упрятать епископа Диомида за решетку и подключил для этого правоохранительные органы. Епископ Диомид сказал так: "Я готов посидеть в тюрьме за Христа, но не за финансовые преступления".
Мы всерьез опасаемся за жизнь нашего правящего архиерея владыки Диомида. Здесь нас очень мало, чтобы защитить его от этой гигантской (в данном случае представляющей собой симбиоз церковной и светской власти) машины, работающей на уничтожение "инакомыслящих", то есть поборников Истины.
Запрещение епископа Диомида было незаконно и неканонично (это понимают и знают даже те, кто не очень разбирается в канонах). Он, наш владыка, страдает за нас, ибо мы просили его решить те проблемы, которые он обозначил в своих обращениях.
Мы, прихожане храма Преображения Господня и Кафедрального Собора Святой Живоначальной Троицы в г. Анадыре Чукотского АО, считаем действия со стороны архиереев Русской Православной Церкви Московского патриархата, в том числе и Ваши, незаконными, так как в отношении епископа Диомида нарушились базовые принципы канонического права.
Мы считаем, что в Церкви Небесной владыка Диомид по-прежнему остается епископом, потому что Архиерейский Собор нарушил каноны и явил несправедливость и беззаконие. Мы не признаем Ваше решение и почитаем владыку Диомида епископом, исполненным благодати. Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал истину Православия Своей жизнью, смертью и Воскресением. От Христа и до наших дней тянется золотая цепь свидетелей истины Православия. Нет сомнения в том, что одним из звеньев этой цепи является и наш епископ Диомид.
Архиепископ же Марк своими неправомерными и беззаконными действиями дискредитирует Русскую Православную Церковь и Вас, Ваше Святейшество, как Патриарха. Он разрушил хорошо налаженную епископом Диомидом церковную жизнь на Чукотке, оттолкнул многих людей не только от Церкви, но и от Православия, явив себя не духовным пастырем, а инквизитором, без совести и чести. Поэтому храмы в Анадыре стоят пустыми даже в великие праздники.
Но если человек не исправляет кривизну, в дело вмешивается Бог.
Ваше Святейшество, ставим Вас в известность о том, что мы не хотим видеть архиепископа Марка и его людей в своих храмах, не принимаем их и мириться с их присутствием не намерены. Это – во-первых.
Во-вторых, требуем пересмотра решениий Собора и Синода от 27 и 28 июня 2008 года, признания антиканоничных прещений недействительными и официального восстановления владыки Диомида в достоинстве епископа Анадырского и Чукотского.
В-третьих, требуем дать ответ на самый острый вопрос епископа Диомида: когда будет созван Поместный Собор.
P.S.: В то время, как арх. Марк занимается чекистской работой, прихожане Хабаровской епархии звонят и пишут на Чукотку, извиняются за него и просятся под омофор епископа Диомида.
Анадырь, 05.08.2008.
Председатель Приходского Совета Н.И. Горло
Помощник председателя м. Серафима (Стороженко)
Казначей м. Мария (Турта)
Член совета В.И. Титова
Православные христиане Анадырской и Чукотской епархии
|