Археографическое предисловие
Первый том данного издания представляет собой научную публикацию документов по истории советской деревни накануне коллективизации (1927 — ноябрь 1929 г.). За малым исключением, документы, включенные в сборник, публикуются впервые. Они выявлены в фондах крупнейших центральных архивов (РЦХИДНИ, ЦА ФСБ РФ, ГАРФ, РГАЭ, РГВА) и Государственного архива Новосибирской области.
Сборник отличает видовое многообразие публикуемых документов. Степень их секретности различна: от грифа «Совершенно секретно. Подлежит сжиганию на месте» до документов, опубликованных в периодических изданиях того времени. Значительная часть материалов ранее была недоступна для исследователей и рассекречена лишь в последние годы в связи с подготовкой данного издания. Помимо разнообразных документов, связанных с деятельностью О ГПУ — НКВД, в сборник включены материалы из «особых папок», в которых сосредоточены решения Политбюро ЦК ВКП(6) с грифом «секретности». Документы, которые были опубликованы в периодике того времени — журналах «Известия ЦК ВКП(б)», «Советская юстиция», «Вестник НКФ», сборниках постановлений Верховного суда СССР, — также являются труднодоступными для исследователей, так как сами эти издания давно уже стали библиографической редкостью. Единственным исключением можно считать подборку материалов о поездке И.В.Сталина в Сибирь в январе 1928 г., опубликованных в начале 1990-х годов в журнале «Известия ЦК КПСС» (док. № 43—49). Включение этой группы документов объясняется особым значением этих событий для дальнейшего определения политики компартии и правительства по отношению к деревне.
Все документы сборника условно можно разделить на три основных блока. В первый входят материалы директивного характера, во второй — документы о реальной ситуации в деревне и в третий — документы, исходящие непосредственно от крестьян.
К первому типу документов относятся главным образом постановления, директивы, циркуляры и письма властных структур различного уровня — Политбюро ЦК ВКП(б), СНК и СТО СССР и РСФСР, ЦИК и ВЦИК, ОГПУ, наркоматов юстиции, торговли, Верховного суда. Публикация документов, посвященных одним и тем же вопросам, но подготовленных разноуровневыми органами власти, позволяет проследить механизмы власти, выяснить, как решения высших органов власти поэтапно воплощались в жизнь (см., например, док. № 186—190, 210—212 и др.). Следует отметить, что так как важнейшие правительственные постановления рассматривались на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), то в сборнике в ряде случаев публикуется не официальный вариант того или иного решения, а документ, который утверждался Политбюро. Этим объясняются разночтения в текстах постановлений. Такой выбор составителей сборника вызван, прежде всего, тем, что это позволяет лучше проследить, кто и как готовил и принимал решения. Например, постановления ЦК ВКП(б) оформлялись и рассылались на места как директивы (см., напр., док. № 96).
Документы, входящие во второй блок, еще более многообразны. Их, в свою очередь, также можно разделить на два типа: материалы, освещающие текущие события, и аналитические материалы. К первому типу относятся, в первую очередь, многочисленные сводки ОГПУ и ПУР РККА, сообщения по прямому проводу, отчеты и информации местных органов.
Сводки о настроениях населения готовили различные советские и партийные структуры {см., напр., док. № 119). Наиболее полно в данном издании представлены информационные сводки ОГПУ, которые отличаются большим содержательным многообразием. Это и регулярные сводки, освещавшие политические настроения населения СССР, в том числе и крестьянства, и так называемые спецсводки, приуроченные к проводимым в то время кампаниям (о ходе посевных кампаний, о колхозном строительстве и т.д.), и сводки-отчеты об отношении крестьян к тем или иным мероприятим советской власти, и отчеты об отдельных событиях — например, крестьянских выступлениях против власти. Особую группу сводок составляют материалы о ходе хлебозаготовительных кампаний в различных регионах страны, в которых — в зависимости от политического заказа — были по-разному расставлены акценты при освещении событий. С течением времени в этих сводках все большее место занимают сюжеты, посвященные сопротивлению крестьянства.
К сводкам ОГПУ тематически примыкают сводки ПУР РККА о крестьянских настроениях в армии (см. док. № 60, 85, 123). Выбор материалов, связанных именно с армией, объясняется тем, что, во-первых, настроения в армии являлись отражением настроений в обществе в целом и крестьянства в частности, во-вторых, усиление и развитие тех или иных настроений в армии позволяет исследователям выявить наиболее острые проблемы, волновавшие население страны, и, в-третьих, армия наиболее оперативно реагировала на изменение политики по отношению к зажиточному крестьянству (док. № 155).
Учитывая, что список адресатов сводок был достаточно велик, они должны были привлекать внимание представителей властных структур к наиболее важным процессам, происходившим в деревне.
К этой же группе документов можно отнести и отчеты местных органов ОГПУ о проведении кампаний — согласно директивным распоряжениям высших органов власти — против «чуждого элемента» (см., напр., док. №86 — 90, 99 и др.). На основании текущих сводок составлялись обобщенные справки Информационного отдела ОГПУ (док. № 265), НКЮ (док. № 160) и ЦК ВКП(о), которые содержали в себе и элементы анализа событий.
К аналитическим материалам, представленным в сборнике, можно отнести, в первую очередь, справки и докладные записки, подводящие итоги тех или иных процессов в деревне. Наряду с достаточно традиционными документами о развитии, например, колхозного движения (см. док. № 124), в сборнике публикуются сводки, содержащие обобщенные данные об арестах среди крестьян, подготовленные ОГПУ (см., напр., док. № 266) и Комча ВЦИК (док. М 77, 115), а также аналитический обзор о классовой борьбе кулачества, подготовленный ЦК ВКП(б) (док. № 173).
Своеобразную группу документов представляют материалы, позволяющие выявить взгляды руководства страны и работников «среднего» звена на происходящие события, борьбу мнений в высших эшелонах власти. Это полемика МФрумкина и В.Молотова (док. № 110, 112, 134) заявления Н.Бухарина (док. № 156—157), выдержки из стенограмм выступлений на пленумах ЦК ВКП(б) (док. № 117, 270—272), различных совещаниях (напр., док. № 95, 108, 113). К этой же группе можно отнести отчеты о поездках на места государственных и партийных деятелей, отражающие субъективное восприятие реальности представителями руководства страны (док. № 53, 58, 143, 153 и др.).
В большинстве документов, опубликованных в сборнике, в большей или меньшей степени отражены настроения крестьян: приводятся выдержки из крестьянских высказываний, выступлений, писем, жалоб, примеры разговоров крестьян между собой, и все же все эти документы, учитывая неизбежную тенденциозность при подборке материала, лишь опосредованно отражают реальное мировоззрение сельского населения. Оправдана поэтому публикация блока документов, исходящих непосредственно от крестьян. В первую очередь среди них следует упомянуть крестьянские письма, в том числе и обзоры писем, которые регулярно составлялись центральными газетами (док. № 95, 116 и др.), а также включенные в состав сводок ОГПУ тексты крестьянских частушек, песен и листовок (см. док. № 105). Своеобразным источником о реальных проблемах крестьянства могут служить выдержки из постановлений сельсоветов, вопросы, которые задавали крестьяне представителям власти во время их поездок по стране (док. № 139, 143).
Сборник построен по хронологическому принципу. Частичные отступления допускаются лишь при группировке документов, тематически тесно связанных между собой.
Публикация документов осуществлялась в соответствии с «Правилами издания исторических документов» (М., 1990).
|