Игумен Варсонофий, который никак не может по техническим причинам зарегистрироваться на нашем форуме, прислал мне письмо и попросил передать свой ответ истинным ревнителям Правослвия.
Эсперанте и Лине.
1. Дорогие сестры, если вы действительно такие правдолюбицы, то откуда же у вас, равно как и у досточтимого М. В. Назарова, столько доверия к советским комитетчикам, «слившим» некогда в печать компромат на какого-то «Дроздова»? От наивности? Или есть всё-таки другие причины?.. На наивных, признаться, судя по вашим тону и словам, вы не похожи, на отмороженных, извините, комсомольцев тоже, но отчего тогда «ничтоже сумняшеся» потрясаете перед своими единокровными братьями и сестрами, чадами Московской Патриархии одним и тем же козырем: «Верховный Совет предоставил документы…Верховный Совет рассекретил…Верховный Совет опубликовал» и т. д. Позвольте спросить: какой Верховный Совет? «Верховный Совет» безбожников и ленинцев (другого ведь тогда в нашем официозе не существовало)? Это к их-то «Совету» - с известным их «отцом» (см. Ин. 8, 44)!- у вас такое безоглядное доверие или, может быть, к пришедшим на смену им чубайсам с гайдарами? Да Московская Патриархия поступила, выходит, в тысячу раз мудрее вас, просто проигнорировав, по смыслу 1-го псалма, этот их «совет». «Блажен… иже не иде на совет нечестивых», по истолкованию Церкви (см., Толковую Псалтирь), значит то, чтобы «даже мимоходом» не внимать им, а не то, что, по вашему предложению, непременно собирать судебные разбирательства на всякий их «чих» в вашу сторону.
2. Кстати, о Церковных судах. Странно, что вам, при вашей подчеркнутой осведомлённости и начитанности о безобразиях в «сталинской МП» (по терминологии Назарова), осталось неизвестным то, что после издания Декрета об отделении Церкви от государства таковые суды практически были упразднены? То есть их наличие, если и могло ещё где-то фигурировать (чаще на бумаге), но деятельность их, можно сказать, была равна нулю (сравнительно с дореволюционной практикой). Впервые, насколько мне известно, о восстановлении полнокровного Церковного суда у нас заговорили лишь на прошлогоднем Архиерейском соборе. Так что и тут ваши возмущения, мягко говоря, дают промашку. Этак можно, положим, и на госпитализированного, после тяжелого ранения, воина возмущаться: чего он, дескать, всё молчит да на палочку опирается, тогда как должен прыгать с вертолёта, драться и стрелять…
3. А и в самом деле, не осенила ли ещё какого-нибудь истинника, как пишет Александр Робертович, обвинить святого Александра Невского в «сотрудничестве» с Золотой Ордой, ведь он, как говорится в его житии, ходил на поклон не только к верховному монгольскому хану (читай: лютому врагу нашего Отечества), но и к более мелкому его «управляющему» Батыю (замучившему, кстати, Александрова отца!), за что ласково ими был встречен, одарён вниманием самих их ханш и отпущен, наконец, с ярлыком на княжение? А святитель Алексий? Не шел ли и он на «сотрудничество» с ханом Джанибеком, когда, по зову последнего, покорно - хоть было и супротив совести - отправился в Орду исцелять его ослепшую царицу? А золото, данное ему ханом за исцеление ханши, он, может быть, брезгливо бросил в реку (как поганое) или всё-таки, возвратившись в Москву, положил его на строительство Божией обители, назвав её, в память о чуде над татаркой (!), Чудовым монастырем? И как это тогда ни у кого из «старых русских» язык не повернулся назвать его о ту пору джанибековским или прямо ТАТАРСКИМ монастырем,- как у многих наших современников, например, он легко поворачивается называть сегодня нашу Патриархию «сталинской церковью» (a’la “rusidea”) или «красной МП» (опять же с назаровского сайта)? И только, заметьте, за то, что именно Сталин, дал, в конце концов, добро (чит.: «ярлык») поклонившимся ему «церковным князем» на её создание! Наверное, «истинно-православных» патриотов тогда ещё не было на Руси. 4. Ну и, раз уж мы невольно коснулись пресловутого «сергианства», что тут сказать? Да, митрополит Сергий подписал некогда позорно-страшную декларацию об общих с советской властью «радостях и печалях»… Но посмотрите, как об этом повествует один из его современников, категорически не согласный с нею, но и, в отличие от других ревнителей (особенно, повторяю, нОнешних), не дерзнувший бессовестно судить его за этот поступок. «Я не хотел бы,- пишет И. Солоневич в своей статье “Разгром церкви”,- чтобы горький этот рассказ послужил бы в моральное обвинение митрополита Сергия. Я очень настойчиво старался узнать, так в чем же дело? Почему архипастырь русского православия СОЛГАЛ и солгал так, что ложь его была видна всем и всякому. Во всяком случае – в России… Я старался узнать, как это вышло. По советскому положению моему к митрополиту Сергию у меня не было никакого ходу. Но у меня были и другие ходы. Из того, что я узнал, мне кажется наиболее вероятным следующее объяснение, которое повторялось в разговорах с несколькими крупными коммунистами. Митрополиту Сергию было предложено на выбор: - Или подпись под посланием 12 февраля 1932 года. - Или расстрел всех находящихся в тюрьмах и лагерях священников – их было около десяти тысяч. Я не знаю лично митрополита Сергия. Судя по тому, что мне о нем рассказывали в эмиграции его, так называемые, враги (они ему не враги), он взял бы на себя мученический венец. Возможно. Но возложить этот венец на десять тысяч русских священников? Не знаю… Не знаю, что я стал бы делать, если бы меня подвергли пытке. Такого опыта у меня не было, и за свою силу я не имею права ручаться. Но за одно я ручаюсь категорически: если бы перед моими глазами стали пытать моего сына – я сказал бы все… Что я могу сказать о роли митрополита Сергия? Сам-то он, может быть, и пошел бы на пытку. А десять тысяч его детей – священников? Это выше суда человеческого…. Рассказывая обо всем этом, я не имею никакого права осуждать митрополита Сергия, не я ему судья. Но я знаю, и все мы в рассеянии должны знать: он, митрополит Сергий, не свободен. Не свободен, может быть, не потому, что вот он лично отказался бы идти на Голгофу, а потому, что приставят нож не к его телу, а к его совести – или подпиши, или мы десять тысяч священников поставим к стенке, жен их отправим в лагерные проститутки, а детей их в трясинные колонии беспризорников, вот вроде водораздельской. Как взять на душу свою такой ответ?» (Иван Солоневич. Вся власть – русским мозгам!- СПб. 2003.- С.13-14). Прислушайтесь, дорогие, к голосу свидетеля тех времен,- и не только, к слову сказать, мозгами!
|