Цитата:
"*** Выписка из Православное Обозрение. – 1876. – Кн. 3.
«… в 1284 г. в русской «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) появляется мрачный закон: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.» ***
*** В летописи за 1438 г. упоминаются «Святые правила святых апостолов», предписывающие «огнем зжещи или живого в землю засыпати» за ересь. (Т 6 ПСРЛ) ***
*** Выписка из «Сказания о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель»
«В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы, (видимо, вспомнив закон о сожжении еретических книг на голове еретика). Двое наказанных сошли с ума и умерли.» ***
*** Согласно Густынской летописи (XVII в.), в 1438 г. митрополит Исидор, принявший католическую унию, «от священного собору осужден был на сожжение, но бежал из темницы»( Т. 40 ПСРЛ) .» ***
*** Из "Повести о честном житии благоверного и благородного и христолюбивого государя царя и великого князя Федора Алексеевича всея Русии, о его царском благочестии и о добродетельном исправлении, о святом его преставлении. Писано смиренным Иовом патриархом Московским и всеа Руси" (кон. 16 в.)
"Сибирскую страну всю и живущих в ней злочестивых сыроядцев себе рабы сотвори и всю землю их облада и многие от них свои царские уроки и дани по по вся лета приимая, и тамо нечистые и бесовские службы их разори" (ПСРЛ. Т. 14. - С. 4).
"Вскоре повеле Ивангород от нечестивых истребити и всяких языческих богомерзких гнусов повеле очистити" (Там же. - С. 8 ). "Во грады же Копорье и Яму такоже посылаше избранных воевод своих и с ними многое воинство, да и тамо же такоже грады от нечестивых очистят" (Там же. - С. 8 )
"Царь же и великий князь Федор Иоаннович всея Руси вскоре посылает в Корелу царского своего синклита неких от бояр и повелевает тамо капища языческие разорить и идолы сокрушить" (Там же. - С. 10).
Автор текста патриарх Иов причислен к лику святых в 1989 г., в т. ч. за "заботу о благоустроении Русской Церкви и о христианском просвещении народов Сибири". ***
*** Именной указ Петра I (6 декабря 1714 года) сибирскому митрополиту Феодору: "Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей, у остяков, у татар и у якутов и о крещении сих народов в христианскую веру" (Полное собрание законов, том V, С. 133). "По сему указу ехать тебе богомольцу нашему во всю землю вогульскую и в остяцкую и во все уезды и в татары и в тунгусы и в якуты и в волостях их где найдешь их кумиры и кумирницы и нечестивые их чтилища, и то по сему нашему великого государя пожечь, а их вогуличей и остяков и татар и всех иноземцев божиею помощью и своими труды приводить в христианскую веру и о том явить им словесно и сей наш указ сказать: и которые вогуличи и остяки и татары и все иноземцы крестятся, тем нашего царского жалованья давать холст ко крещению, на рубаху, и ясаку им льгота будет". ***
*** В 1722 году Сенат издал указ о налоговых льготах крещеным черемисам (марийцам): "Яранского уезда новокрещеным черемисам, за восприятие христианской веры, во всяких государственных податях и в изделиях, буде им с восприятия христианской веры по указу на урочные годы не дано, дать им льготы впредь на три года. А как те урочные выйдут: и с ними брать всякие подати с другими наряду, как его императорского величества указы повелевают" (Полное собрание законов. Т. 4, № 4048. - С. 736). ***
1 - 4 примеры касаются еретиков, а не язычников
надеюсь, разницу вам не надо объяснять
7 пример - льготы крещёным малым народностям
так это и правильно, в стране должна быть одна государственная религия, имеющая приоритет перед другими
6 пример - откуда вы его взяли? какое издание, какого года? сами его читали?
а то язычество у татар в 18 веке - это нечто вызывающее сомнения
и еще: есть ли данные о том, как этот именной указ воплощался в жизнь? ну то есть были ли случаи сожжения, сопротивления и пр., или все в общем-то крестились?
от Петра 1 всего можно было ожидать, и такого в том числе
но - язычество малых народов сохранилось до наших дней в какой-то степени, а ежели б его истребляли насильно, оно б исчезло, потому как силы были явно с той стороны малы, чтобы противиться русским
итак, безспорным остаётся 5 пример
один на все века и столетия
как-то маловато для "насильственной христианизации Руси"