Почему Церковь не могла покончить с почитанием Синь-камня?
На самом берегу Плещеева озера, неподалеку от подножия Александровой горы, находится памятник седой древности, широко известный в Переславском крае под именем Синего камня, или Синь-камня
Переславская земля, что расположена в 100 км от Москвы, прославлена великими христианскими святынями. Здесь родина благоверного князя Александра Невского, здесь на каменном столбе поедаемый комарами дни и ночи молился святой Никита Столпник. Сейчас в небольшом городе Переславле, население которого составляет несколько десятков тысяч человек, четыре действующих православных монастыря - два мужских и два женских; практически во всех храмах идут православные богослужения. И при этом здесь до сих пор встречаются проявления язычества, поклонение идолам. Один из самых древних и самый известный среди них - огромный Синь-камень, история которого насчитывает несколько тысячелетий. И это неспроста. Камень окружен легендами и загадками, на которые пока еще нет ответа.

Округлый, похожий на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, он, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается нетронутым белым покровом - едва прикоснувшись к нему, снежинки тают. Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это дары современных язычников: камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди, многие ходит сюда "набираться силы и здоровья".
Камень притащил сюда, в район Плещеева озера, в далекие времена ледник.
Потом льды отступили. Огромный валун обосновался на круче северо-восточного берега образовавшегося озера. Много тысячелетий пролежал он на вершине горы, зовущейся сегодня Александровой. А когда в этих местах появились первые люди, валун сразу привлек их внимание своими размерами и необычным темно-сизым цветом. Он сделался предметом поклонения язычников финно-угорского племени меря. Они чтили его как бога, приносили ему жертвы.
И славяне, позднее колонизировавшие эти края, как и меряне, обожествляли камень. Они посвятили этот холм богу Яриле и назвали валун Синь-камнем. Его считали сердцем языческого бога Солнца, украшали цветами и лентами, водили вокруг святыни хороводы. От имени языческого бога, которому было посвящено святилище, произошло древнее название плоской площадки на его вершине - "Ярилина Плешь".
С приходом христианства камень, служивший алтарной плитой древнего святилища, был объявлен "мерьским богом", а окружающие его обряды - греховными, но многие люди продолжали поклоняться камню.
А примерно в километре от святилища возник городок Клещин - предшественник более позднего Переславля и в то время сильнейшее укрепленное поселение славян в окрестностях Плещеева озера. До настоящего времени сохранились оборонительные валы общей протяженностью более полукилометра и высотой до трех метров. Клещин более столетия сохранял свое выдающееся положение, и лишь в середине XII в. главное поселение этих земель было перенесено Юрием Долгоруким южнее по берегу озера, где князь "град создал больше старого и церковь в нем поставил каменную святого Спаса".
В летописи города Переславля Синий камень впервые упоминается в XVI в. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: "
Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть".
На холме возвели церковь.
Храму, однако, суждено было простоять всего лишь около столетия - он сгорел. Затем уже в XIII в. на его месте был воздвигнут, согласно преданию, загородный терем князя Александра Ярославича, прозванного позднее Невским, а в те годы бывшего - по праву старшего сына великого князя Владимирского - владетелем Переславля.
Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме - вскоре после смерти Александра (именем которого и назван холм) на их месте был выстроен монастырь - с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX в.
Впрочем, монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками - насколько можно судить, к Смутному времени от него не оставалось уже и следа. С тех пор вершина Александровой горы пустовала... Воздвигнутый сравнительно недавно на вершине Александровой горы деревянный крест - память об исчезнувшем монастыре.
Несмотря на укрепление позиций православия, языческие обычаи в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Православные священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан, но ничего не могли поделать с "христианскими язычниками", которые продолжали свои "бесовские игрища" вплоть до начала XVII в.Тогда за дело взялся ростовский монах Иринарх, пользовавшийся огромным влиянием на всю округу. По его приказанию (есть, правда, ссылки на то, что действовал он по специальному распоряжению самого Василия Шуйского!) дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и свалил в нее валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дерном. Наконец-то камень, к радости "святых отцов", исчез.
Возможно, это было уже не первое исчезновение камня. Существуют предания, согласно которым Синь-камень был свергнут со своего места вскоре после крещения Руси, и пожар Клещина, после которого город и был перенесен на место нынешнего Переславля,
последовал непосредственно за сим актом. По крайней мере, из повествования о "погребении" камня во времена Шуйского не ясно, находился ли он тогда все еще на вершине горы или же покоился уже у ее подножия, на берегу озера?
Как бы то ни было, Ануфрий, выкопав яму, нарушил установившуюся тысячелетиями структуру почвы. Вешние паводки размыли яму, и
уже через 15 лет камень "выбрался" на поверхность и предстал перед жителями, умножив этим чудесным появлением число своих поклонников.Так продолжалось лет полтораста. Переславское духовенство ломало голову: что делать с этим камнем? И наконец придумало способ заставить валун служить непосредственно христианству - решено было употребить его на фундамент колокольни церкви в Духовской слободе, строившейся на берегу реки Трубеж. Зимой 1788 г. камень спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но недалеко от берега 12-тонный Синий камень своей тяжестью проломил лед и ушел на пятиметровую глубину. Едва спасли лошадей...
Через год случилось необъяснимое. Рыбаки заметили, что Синь-камень медленно, но перемещается по дну, направляясь на старое место. А спустя 60 лет, в конце 1840-х, он оказалась на берегу озера, где спокойно "улегся". Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться.
Сегодня Синь-камень продолжает двигаться, но теперь уже вниз, под землю, вызывая у местных бабок-шептуний версию о близком конце света. За время "блужданий" Синь-камня вокруг него возникла целая мифология. Так, местные жители полагают, что появляется камень перед наступлением благоденствия для России, а пропадает перед временем бедствий.
И действительно, если внимательно рассмотреть фотографии Синего камня, сделанные в разные годы, то можно увидеть его "движение". Например, на снимке, сделанном в 1954 г., камень, почти на полтора метра выступавший из-под земли, мог спокойно разместить на своей огромной синей спине 30 человек. Сейчас на поверхность выступает он лишь на высоту 20-30 см.
"Сильны еще в людях темные силы, - вздыхает местный священник, - сами не могут разобраться, во что верят - на Пасху в православный храм идут, куличи освящают, а в ночь на Ивана Купала - опять к камню!" И действительно, в июньскую ночь, накануне православного праздника Иоанна Предтечи, как встарь, собирается у Синь-камня молодежь из Переславля и окрестных деревень. До утра идет гулянье на берегу озера. Особые почести воздают камню, усыпая его живыми цветами от подножия до макушки, не забывают и берегиню Плещеева озера, пуская по водной глади венки, бросая на дно монеты. Гуляют не по-современному - без магнитофонов и плееров, поют сложенные в этих местах песни, частушки: "Синий камень, синий камень, синий камень - сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь". Девушки приходят сюда с тайным желанием встретить сердечного друга, ведь на это гулянье съезжаются и заезжие женихи - из Москвы, Ярославля.
Но почему же все-таки уходит от нас Синий камень? Объяснений этому много. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Игоревна Разумовская полагает, что виной тому и топкие берега Плещеева озера, которые не выдерживают огромной тяжести камня, пуская его под землю, и оголтелые туристы, которые непременно прихватывают с собой сувенир - кусочек от Синь-rамня. И если бабульки в "погружении" камня в землю видят плохой знак, то батюшка рассуждает по-своему: "Православных храмов в последние годы много здесь открылось, только монастырей - четыре, с утра до ночи возносятся молитвы к Господу, вот и не нравится это идолу, прячется он от благодати".
Кто-то склонен объяснять движение камня "ветровым режимом и режимом течений озера". Иногда, кроме мистических свойств, выдвигается космическая версия происхождения таких камней.
Как бы то ни было, музейные работники всерьез озадачены проблемой сохранения камня как памятника языческой культуры. Что только ни пробовали сделать, чтобы сберечь синий валун для потомков, - и железной оградой окружить, и почву вокруг него укрепить, но все бесполезно - камень с каждым годом все ближе перемещается к озеру, все глубже уходит под землю. Лет через двадцать память о нем, возможно, останется лишь на фотографиях, да в преданиях. Синь-камень уходит от людей. А к хорошему это или к плохому - время покажет.
Вообще, заметим, что движущиеся ("шагающие"smiley священные камни достаточно известны исследователям - таковы, например, знаменитые валуны в Долине Смерти в Калифорнии, движущиеся столь быстро, что почти всегда можно видеть оставленный ими на песке след. Другая любопытная параллель - Камень Артура в Уэльсе. Там, в Гламоргане, на высоком берегу моря находится знаменитое захоронение, могильная камера которого сложена из каменных плит; в шутку говорят, что покровной плитой для этой камеры стал камешек, попавший в туфлю короля Артура и вытряхнутый им на этом месте.
Любопытно также совпадение - камни, из которых сооружен комплекс Стоунхенджа в Англии, именуют "blue stones" - "синими камнями". Одним словом, загадок вокруг Синь-камня на Плещеевом озере за века его "низвержения" не поубавилось...
http://www.outdoors.ru/travel_world/bluestoun.phpФильм
http://rutube.ru/tracks/1102928.html?v= ... d660764708БРОДЯЧИЙ СИНЬ-КАМЕНЬ
Много лет назад огромный ледник сполз со Скандинавского щита, увлекая за собой гигантские валуны. Миновав Карелию, камни, вмурованные в лед, благополучно "проехали" Ладожско-Онежский пояс. Так на берегу Плещеева озера близ нынешнего Переславля-Залесского оказалась большая, весом в двенадцать тонн, каменная плита.
"Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец", - дают Синему камню оценку геологи. На самом деле такой цвет он приобретает солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Но известен камень не цветом, а своей древней историей.
В воде не тонет...
Первым побережье Плещеева озера заселило языческое племя мерян. Большим камням они придавали особое значение, считая, что в каждом живет дух какого-либо божества. Валун странного цвета сразу привлек их внимание. В IX веке мерян потеснили славяне - тоже язычники. Они назвали холм Ярилиной горой. Рядом был отстроен город Клещин, упоминаемый в "Повести временных лет". Остаткам мерян милостиво разрешили жить по-старому.
Затем на Русь пришло христианство. Славяне его приняли, а вот меряне продолжали почитать валун. Поэтому в 1152 году христиане поднялись на гору и сбросили его вниз. Мерянам это не понравилось, и они подожгли Клещин. Силами дружины князя Юрия Долгорукого бунт подавили, но язычники клялись, что сброшенный "бог" все равно никого не пустит.
Так, в общем-то, и вышло. Гору присмотрел для своей загородной резиденции князь Александр Невский, после чего она стала именоваться Александровой. Однако хоромы простояли здесь недолго. Холм оставался пустым. Зато рядом с поверженным камнем забил ручей чистой воды.
А народ продолжал ходить к языческому идолу. "Бысть во граде Переславле камень, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей... И они слушаху его и стекахуся и творяху ему почесть...", - отмечал летописец. Валун украшали цветами, а в Ярилин день водили хороводы.
В начале XVII века с благословения преподобного Иринарха на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода "каменного беса" и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и "выглянула" из-под земли. И опять к ней потянулись люди. В летописи сохранились строки о том, что игрища у камня проводились в ночь с 28 на 29 июня, то есть в канун Петрова дня. Таким образом, вероятно, хотели задобрить и старых языческих богов, и апостола Петра - ведь когда-то он носил имя Кифа, что в переводе означает "камень".
Новая акция против "беса" была предпринята зимой 1788 года, когда его решили "запечатать крестом", положив в фундамент строящейся Свято-Духовской церкви. Доставить камень предполагалось по льду озера. Валун взвалили на огромные сани и потащили по застывшей глади - но не довезли. Лед треснул, и синяя плита ухнула в глубину.
Однако вскоре пошли тревожные слухи. Вода в озере была тогда прозрачной, и рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении "своей" горы. Это движение, конечно, было едва заметным, и на поход к месту былой славы камню потребовалась уйма времени, однако весной 1850 года он оказался у подножия бывшего холма-пьедестала. Здесь глыба пребывает и ныне. Причем по-прежнему перемещается туда-сюда, то зарываясь в землю, то показываясь из нее. Фотографии 50-х годов запечатлели его на самом берегу озера, а спустя тридцать лет валун оказался уже на расстоянии ста метров от прежней "прописки". Сегодня его отделяет от холма треть километра.
"Здесь был Вася"
Народная тропа сюда не заросла и по сей день. На ветвях засохшего деревца трепещут разноцветные ленточки, которые оставляют ходоки, чтобы камень о них "помнил". Они усыпают подножие валуна монетками и карамельками, хотя порой бывают и оригинальные приношения - вроде банки со сметаной.
Ярила считался некогда богом плодородия, и женщины приходят к валуну, чтобы "вымолить" ребенка, а представители сильного пола - для восстановления мужской силы. В июньскую ночь, накануне праздника Иоанна Предтечи, у Синь-камня стала собираться романтическая молодежь. Девушки возлагают венки и загадывают желания. Случается, поют и частушку: "Синий камень, синий камень, синий камень - сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь". Что до остальных жителей, они любят смотреть на камень зимой. Ведь как бы ни объясняли его природу ученые, факт остается фактом: даже в самую холодную погоду снежинки, касаясь поверхности валуна, сразу тают...
К вниманию журналистов, проведавших о Синем камне, администрация национального парка "Плещеево озеро" относится настороженно. "Как появится очередная статья, так сюда толпы с молотками и зубилами съезжаются", - сетует сотрудница Марина Арнольдовна Дорофеева. Ведь бытует поверье, что если растолочь кусочек "волшебного камня", перемешать с водой и выпить, то избавишься от кучи болячек. Камень будто изгрызен громадным зверем. Видны и процарапанные кое-как надписи, вроде классического: "Здесь был Вася". Уследить за хулиганами невозможно. И оградку вокруг тоже не сделаешь: камень-то движется...
"А и не надо забора, - сказал пьяненький абориген. - Камень сам о себе позаботится, уйдет от людей". Подмечено, кстати, верно, ибо глыба медленно погружается в землю. Когда-то на ее вершине могли запросто уместиться 12 человек. Теперь над почвой осталась только "макушка" высотой в 30 сантиметров. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Разумовская полагает, что виной топкие берега Плещеева озера, не выдерживающие тяжести камня, да оголтелые туристы, что все время на него залезают. А по мнению местных бабуль, валун реагирует на невеселые события. Только с объяснениями не определились. Одни говорят, что камень прячется в предчувствии социальных катаклизмов, другие - что, наоборот, предсказывает светлые времена.
В поисках движущих сил
Надо отметить, что камень-путешественник не одинок: в мире еще несколько мест, где гигантские булыжники двигаются как бы сами собой. Известны, например, "бродячие" валуны в калифорнийской Долине смерти - они переползают со скоростью полуметра в час, оставляя на песке следы, хотя очевидцам не удается уловить сам момент перемещения. Британский Уэльс славен местечком Гламорган, где на берегу моря находится "камень короля Артура", который дважды в год, - на Хэллоуин и Иванов день, - спускается к воде, а затем "заползает" обратно. Есть у Синь-камня "брат" и в России - полуторатонная глыба у озера Болонь на Дальнем Востоке. Местные жители зовут ее Мертвым камнем, уверяя, что внутри обитают злые духи. Валун известен тем, что движется, - причем неравномерно, а скачками. Порой останавливается на несколько месяцев, а затем вдруг срывается с места, словно пытаясь наверстать упущенное...
Аналогичные баталии развернулись и вокруг Синь-камня. В 1996 году здесь работала группа исследователей ассоциации "Экология непознанного", сделавшая вывод, что глыба находится на пересечении неких "энергетических" силовых линий - оттого и движется. У классических ученых объяснения более простые. Еще тридцать лет назад со страниц местной газеты они заявили: валун оказался на берегу, потому что талые воды размыли песок, а затем камень начали двигать подводные течения и ледовые торосы. Правда, ни один ледолом почему-то не вытащил на берег другие затонувшие и куда более легкие предметы - лодки, автомашины. Да и движения уже по поверхности почвы такая гипотеза не объясняет.
Мухтаров Евгений, соб. корр. "Труда".
Ярославская область.
Труд-7 №160 за 26.08.2004