Зарегистрирован: Пн авг 03, 2009 5:41 pm Сообщения: 82
|
Дмитрий Прянишников писал(а): Сергей Анат писал(а): Вы это совершенно серъезно? Ничего не путаете? У протестантов присутствует таинство крещения? И мы (т.е. православная Церковь подразумевается, так?) исповедуем с протестантами "ЕДИНОЕ КРЕЩЕНИЕ"? Правильно ли я понял Ваши выкладки-кошмарики? Может кто-то об этом и "знаете", а мне так впервой слышать. Вас это удивляет? Православная Церковь признает крещение англикан, лютеран и если не ошибаюсь - баптистов. Это ещё что - у католиков, григориан и несториан признается священство. Как и их крещение к стати.)))))) Константин ВАРБ писал(а): Замечу лишь, что в Русской Поместной Церкви давно считается, что наши расхождения с лютеранами и англиканами менее существенны, чем с католиками. Не знаю кто, от лица кого и чего постоянно-изменяемо "признает" и кем и как "давно считается", но думаю, что сие есть лишь некие самовысокозначимые частные мнения, основанные на оччень непонятных сомнительных знаниях и предпочтениях, всего-навсего. - Вот православная Церковь и Её истинные знания: ссылки к сожалению нет (сосканировано. выдержки)- СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (Брянчанинов)
Из писем к мирянам
"Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не зна¬ющие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно утешительным зрелищем! редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине, и именем, и самым делом. Вопрос, предложенный Вами, теперь предлагается сряду. "Отчего не спастись, - пишете Вы, - язычникам, магометанам, и так называемым еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! это противно даже здравому разуму человеческому! А еретики - те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это - и безумно, и крайне гордо!" Постараюсь отвечать Вам в немногих по возможности сло¬вах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. - Христиане! вы рассуждаете о спасении, а не знаете - что спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец, не зная Христа - единственное средство нашего спасения! Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праот-цев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Поги-бель - удел всех людей, и добродетельных, и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. Сниду к сыну моему сетуя во ад**, - говорит св. патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе, целомудренном и прекрасном! * Собр. соч., т. IV, письмо 28 ** Быт. 37, 35 Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человечес¬ких. Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не ангелом, не архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим беспредельным Богом. Казни - жребий рода человеческого, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным досто¬инством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа Иудеи: что сотворим да делаем дела Божия? Господь отвечал им: се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он (Иоан. 6, 28-29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера - дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. всту¬пят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Вет¬хозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что ве¬личайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупите¬ля, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и маго¬метане, за то что они кажутся Вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставля¬емое одним, одним, повторяю Вам, средством, -• верою в Искупителя? Христиане! познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! 'Признающий возможность спа¬сения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства. "Мыслим убо, - говорит св. Апостол Павел, - верою оправ-датися человеку, без дел закона. Правда же Божия верою Иисус-Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божией: оправдаемы туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе" (Рим. 3, 28, 22-24). Вы возразите: "св. Апостол Иаков требует непре¬менно добрых дел, он научает, что вера без дел - мертва". Рассмотрите - чего требует св.Апостол Иаков. Вы увидите, что он требует, как и все боговдохновенные писатели Священного Писания, дел веры, а не добрых дел падшего естества нашего! он требует живой веры, утверждаемой делами нового человека, а не добрых дел падшего естества, противных вере. Он приво¬дит поступок патриарха Авраама, дело, из которого явилась вера праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего единородного сына. Заклать сына своего в жерт¬ву - совсем не доброе дело по естеству человеческому: оно -доброе дело, как исполнение повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писа¬ние: Вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божи-их, что это исполнение называется делами, что от этого испол¬нения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как дей¬ствующая; без него она мертвая, как лишенная всякого движе¬ния. И напротив того, Вы найдете, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькие дела Вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, Вы хотите им дать спасение. Странно Ваше суждение о здравом разуме! С чего, по како¬му праву, Вы находите, признаете его в себе? Если Вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум*, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. "
"…Веруем, что можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Если б был другой путь к богопознанию, путь, который могли бы мы проложить уму своему соб¬ственными усилиями - не было бы даровано нам откровение. Оно дано, потому что оно нам необходимо. Суетны же и лживы собственные самосмышления и скитание ума человеческого! Вы говорите: "еретики - те же христиане". Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству, своему решится признать себя таким же христианином как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы* - богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочис¬ленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и. продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, не¬жели согласиться на участие с еретиками в их богохульном уче¬нии. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь - грех ума. Ересь -более грех диавольский, нежели человеческий; она - дщерь диавола, его изобретение, нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь - злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха -богохульства. Кто прочитает со вниманием "Деяния Соборов", тот легко убедится, что характер еретиков - вполне сатанин¬ский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие пре¬ступления и злодеяния. В особенности замечательна их непри¬миримая ненависть к чадам истинной Церкви, и жажда крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным по¬мрачением и повреждением ума, - упорно держится в заражен¬ной ею душе - и трудно для человека исцеление от этого не¬дуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси - бо-гохульство."
"Замечательно: все древние ереси, под различными изменя¬ющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия.Святаго Духа: с ужас¬ными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таин¬ства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала дей¬ствие Святаго Духа. Они назвали это установлениями челове¬ческими, - дерзче: суеверием, заблуждением! Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единствен¬но поэтому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый - только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего - он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последнего Вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства! Не думайте, что такое незнание - маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе бесчисленные книжонки с христианским заг-лавием, с учением сатанинским. При незнании истинного хри¬стианского учения, как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те не¬доумения, которые Вы изобразили в письме Вашем, - уже страш¬ные наветники Вашего спасения. Их сущность - отречение от Христа! Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Св. Отцов Православ¬ной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих запад¬ных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдание, подаемое Богом туне всем человекам - при посредстве христианства!"
"*... Кто из учения Христова отвергает хотя один догмат, тот отрицается Христа. Подумай хорошенько: твое сомнение - не так легкий грех.
Если ж ты усвоишь его себе, будешь осу¬ществлять словами, - впадешь в грех смертный. Одно слово веры может спасти, и одно слово неверия может погубить душу. Разбойник в час смерти, уже на кресте, исповедал Христа, - и отворил себе двери в рай; фарисеи, отвергнув Истину, похулили Духа Святаго, - и погибли. От словес своих оправ-дишися, и от словес своих осудишися, (Мф. 12, 36) - возве¬стил Спаситель. Если позволишь твоему разуму возражения против учения Христова, он найдет их тысячи тысяч: он неисчерпаем - когда попустим ему заразиться неприязнию ко Христу. Мало помалу он отвергнет все догматы христианские! Не новость - этот плод необузданного, самовольного суждения; сколько от него яви¬лось в мире безбожников, богохульников! По наружности, для неопытных глаз, они казались умами блестящими, разорвавши¬ми цепи, вышедшими на свободу, открывшими истину и пока¬завшими ее прочим людям. Но последствия показали, что мни¬мая их истина - ужаснейшее, пагубнейшее заблуждение. Потоками крови омыты ложные мысли, - и не вычистилась мысль этим омовением! Страшно запятнать мысль ложью: кровь человеческая не в силах омыть этих лютых пятен. Для такого омовения человечество нуждалось в крови Богочеловека. Оно получило эту кровь, умылось в ней, очистилось! держимое ру¬кою веры, вышло из глубокой, темной пропасти плотского, лжеименного разума. Этот разум призывает человека снова в пропасть, - и внемлет человек призыву убийственному! Что дивного? Человек сохранил свой характер: в раю, исполненном благоухания и наслаждения Божественного, он не остановился вверить свое внимание льстивым словам диавола. Друг мой! ты христианин, член православной Восточной Церкви; сохраняй верность к духовному телу, которому ты член,-сохраняй соединение с святою Церковию, которой ты принад¬лежишь, - сохраняй твое духовное достоинство, как бесценное сокровище. По причине немощи твоей не вдавайся в суждение о догматах: это глубокая пучина, опасное море: в нем потонули многие пловцы неискусные и самонадеянные. Безопасно, с надеждою обильной духовной корысти могут плавать, носиться по чудным волнам богословия только те, которых кормило - ум в деснице Духа. По совету св. Апостола Павла низлагай всякое помышление, взимающееся на разум Христов*. Не входи в спор, ниже в рассуждение с сомнениями и возражениями, порожда¬емыми лжеименным разумом; мечом веры посекай главы этих змей, едва они выставят эти главы из своего логовища! Это дело прямое, дело верное! дело достойное того, кто однажды навсегда сочетался Христу. Прежде союза имеет место рассуждение; по заключении союза оно - уже преступление. Ничто, ничто да не нарушает, да не колеблет твоей верности! Ах! сноснее не вступивший в союз, нежели предатель. Со смирением преклони выю** благому игу; веди жизнь благочестивую; ходи чаще в церковь; читай Новый Завет и писания Святых Отцов; благотвори ближним: в свое время божественное Христово учение, из которого дышет свя¬тыня и истина, усвоится душе твоей. Тогда не будут приступать к ней никакие сомнения. Христово учение вышеестественно, как божественное; оно приступно для ума человеческого при посредстве одной веры. Безумное начинание - объяснить вышеестественное человеческим рассуждением, очевидно не могущим выйти из общего, обыкно¬венного, естественного круга. Безумного начинания последствие -несообразность, бесчисленные возражения, отвержение неестественного, хотя бы это неестественное и было божественно.
Люди в своих действиях по большей части противоречат сами себе! берегут глаза свои, чтоб они не засорились, а ума -этого ока души - отнюдь не думают беречь, засоряют всевоз¬можным сором. Господь повелел хранить ум, потому что он - вождь человека. Если ум собьется с пути истинного, - вся жизнь человека делается заблуждением. Чтоб сбиться уму с пути ис¬тинного, надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль. Егда око твое просто будет, - говорит Спаситель, - все тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно. Блюди убо еда свет, иже в тебе, тьма есть* (Лк. 11, 34-35). А мы совсем не соблюдаем этого всесвятого завещания; не наблю-даем, чтоб наш свет, т.е. ум, не сделался тьмою, валим в него всякую всячину; он делается решительною тьмою и разливает мрак на все поведение наше, на всю жизнь. С чего бы родиться в душе твоей помышлениям, вражду¬ющим на Бога, - помышлениям пагубного неверия и суемуд¬рия? Непременно ты начитался разных пустейших иностран¬ных книжонок, наслушался разных неосновательных суждений о религии, которыми так богато наше время, так скудное в истинных познаниях религиозных. "Ничто так не направляет человека к богохульству, как чтение книг еретических", - сказал преподобный Исаак Сирский. Оставь это беспорядочное чте-ние, наполняющее ум понятиями сбивчивыми, превратными, лишающее его твердости, самостоятельности, правильного взгляда, приводящее в состояние скептического колебания. Займись основательным изучением Восточной Церкви по ее преданию, заключающемуся в писаниях Святых Отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? Твоя обязанность узнать ее как должно. Посмотри, как твердо знают свою религию инослав-ные Запада! Правда, для них меньше труда в подробном познании своей веры. Папист - лишь уверовал в папу, как в Бога, сделал всё: он папист в совершенстве! может сумасбродствовать сколько хочет! Протестант - лишь сомневается во всем Предании, про¬тестует против всего Христова учения, удерживая, впрочем, себе имя христианина, - сделал всё: он вполне протестант. Достигшие такого совершенства и римлянин и протестант пишут многотомные сочинения; их творения грузятся на пароходы, едут в Россию искать читателей. Не читай того, что написали эти люди, сами не понимая, что пишут. Ты так мало знаешь, по об¬щей нынешней моде, христианскую религию, что очень удобно можешь усвоить себе какую-нибудь ложную мысль и повредить свою душу...
* "Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?"."--- (О духовном рассуждении (выпуск второй) Пагубное единомыслие унии: история и современность)
|
|