Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пт июн 06, 2025 1:13 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 330 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 22  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 12:03 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс ноя 08, 2009 3:53 am
Сообщения: 305
Вероисповедание: православная
Уважаемые участники форума!

Обсуждение в теме «Антиалкогольная борьба. Новая ересь?» получилось очень бурным и неконструктивным, потому что было смешано несколько совершенно разных понятий. Оказалось, что для многих форумчан трезвенник=сектант. А это совершенно не так. Сейчас трезвенное движение в России очень разнообразно. Среди его лидеров есть и православные, есть и атеисты, есть люди, негативно относящиеся к православию.

В этой теме предлагаю обсудить вопросы православного трезвения.
Формулирую два очень важных положения:
1. Православие – трезвая религия. Совершенно невозможно представить себе, чтобы Господь или апостолы после трапезы встали нетрезвыми. Так? Значит, мы призваны им подражать. Совершенно трезвая голова – вот дОлжный признак христианина.
2. Трезвость – похвальна для православного. Она богоугодна. Есть множество высказываний святых отцев о том, что православному приличествует абсолютное воздержание от вина – ради собственного духовного роста и ради того, чтобы не соблазнить ближнего.

Почему я поднимаю здесь эту тему?
Александр Робертович сформулировал очень хорошие меры по отрезвлению страны, но проблема их в том, что все эти предложения кому-то, кто-то что-то должен сделать, а ожидать реальных мер от властей пока не получается. Так в чем же выход?
Начать с себя. Великий русский педагог Рачинский на рубеже 19-2о веков писал:
«Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

Кроме того, в 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…».
Кому проповедовать? Нам с вами.
Нехорошо же будет нам, если мы будем всякую трезвую проповедь встречать подозрением в сектанстве. :)

А действительно, мы о трезвенных традициях знаем настолько мало, что трезвость совершенно справедливо можно назвать «Неизвестной добродетелью».
Кстати, так и называется статья священника Георгия Балакина, опубликованная на Русской Линии, которую предлагаю вашему вниманию.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=114487


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 12:07 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс ноя 08, 2009 3:53 am
Сообщения: 305
Вероисповедание: православная
Трезвость - virtus incognita
Virtus incognita (лат.) – неизвестная добродетель. Сегодня это вполне можно сказать о таком явлении, как трезвость .

Конечно, трезвость – не есть добродетель сама по себе, а лишь отсутствие порока пьянства. Она не приближает человека к Богу, но и не удаляет от Него. Апостол Павел писал: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор.8, 8-9). Однако, выдающийся проповедник 19 века, епископ Никон (Рождественский) писал: "Трезвость телесная не только есть высокая добродетель, но и дар Божий. Она украшала пророков… О ней предсказывали ангелы Божии. Так жене Маноя – матери Сампсона, ангел Божий предрекал, что имеющий родиться от нее сын не будет пить ни вина, ни сикера, а потому завещал и ей воздерживаться от этих напитков во время чревоношения… Также предсказывая рождение Предтечи, архангел называет его великим, указывая величие и в том, что он не будет употреблять вина и сикера, а будет исполняться духом Святым. Так, братие, высока добродетель воздержания в очах Божиих! Но насколько высока добродетель эта, настолько гнусно невоздержание. Через вино, как бы через дверь, человек приходит к другим порокам".

А другой его современник, священник Александр Рождественский, говорил:
"Великой рекой разлилось беспросыпное, омерзительное пьянство народа, в котором гибнут святые человеческие души, как кровавые жертвы Зеленому Змию. Стоном стонет от пьянства Русская земля, и конца этим стонам не видно… Зловещим пламенем вспыхнула и загорелась родная страна, и в этом бушующем пламени, в этом ярком костре сгорают добрые, святые сердца, сгорает все хорошее, святое, чем вправе был гордиться человек.
Надо спешить на пожар… Надо залить ужасное пламя… Надо спасать от пьянства людские души. Ведь пьяницы царствия Божия не наследят, ведь для них закрыты врата райского блаженства.
И спасти этих несчастных можно только добрым примером, полным воздержанием от вина…"


Страшно подумать, что бы он мог сказать, если бы увидел современное состояние общества! Поэтому сегодня значение трезвости, как упражнения в воздержании и доброго примера ближним, особенно велико. Несомненно значение трезвости, как начала христианского подвижничества, т.е. если человек начинает воздерживаться от употребления спиртного ради Христа, ради спасения души. Но сама по себе трезвость ради трезвости – нетрезвость!
Важно помнить, ради чего человек трезвится!

Святоотеческие и исторические основания трезвости.
В книге Притчей Соломона есть поучение мудрой матери царя Лемуила: "Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых" (Притч. 31, 4). Это значит, что людям "при исполнении обязанностей", – занимающим ответственные посты, где нужна постоянная ясность ума, – алкоголь возбраняется совсем. А прочим? Совершенно очевидно, что ясность ума желательна всем и всегда, потому что, как предупреждает святой Апостол Петр: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Пет. 5, 8). "Поглотить" любого и каждого, а не только "царей" и "князей".

Святые земли Российской также предостерегаю нас от пития хмельных напитков:
"Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили. Как свидетельствуют многие благородные люди также и иноки, бывшие в Константинополе и в горе Афонской и иных тамошних местах, что там не только иноки, но и все православные христиане пьянство ненавидят и им гнушаются.
В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих. Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаем узнавать и помнить или напьемся до блевания, то перестаем пить. И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель…" [1]

Вдумаемся в эти слова. Они обращены к монахам – людям, избравшим для себя путь воздержания. Им говорится: "не можем воздерживаться и пьем до пьянства" и поэтому "не подобает нам иметь во обители питья" – лучше вообще вина не касаться! Во сколько же раз сие поучение актуальнее для людей мирских, ежеминутно и ежесекундно встречающимися с соблазнами мира сего!

Святитель Игнатий Брянчанинов поучает: "Монах отнюдь не должен употреблять вина,- сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить своё девство и целомудрие…"

Святитель Феофан Затворник: "Не упивайтесь вином (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не пей, – разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще и с приплатой! Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан".

Поэтому, принимая решение о собственной трезвости, православный поступает в полном соответствии со Священным Писанием и поучениями святых отцов Церкви.

Однако, для тех, кто желает употреблять вино, Типикон сие не возбраняет. Но здесь возникает вопрос: что же, собственно и в каких количествах разрешает Церковный Устав? Итак:

Что же разрешает Типикон?

В Типиконе читаем: "Черпати же тогда потребно есть… по единой чаше [2], или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо или три чашы не по уставу рекохом, но по нужди бывает." Т.е. строго говоря, Типикон РАЗРЕШАЕТ (а не предписывает!!!) по одной чаше вина, (в неимущих странах – пиво) две или три – уже по "нужде".

И далее в Типиконе: "Великий Симеон Чудотворец глаголет, яко похвала монаху, еже не питии вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюдь не подобает питии монаху".
Для чего разрешается вино? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что же такое вино?

Натуральное вино это – виноград (в неимущих странах – вишня, слива, мед…) перебродивший в естественных условиях или с небольшим добавлением сахара. Все витамины, минералы и микроэлементы, присутствовавшие в плодах земли точно так же так и при квашении капусты, мочении яблок сохраняются и могут быть использованы на пользу человеку. Этиловый спирт, получившийся в результате брожения – не основной, а вспомогательный, побочный, консервирующий элемент. Чтобы уменьшить его концентрацию традиционно вино разбавляли. В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость, терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха.

Однако есть мнение, что Типиконом разрешается не только вино. Что, якобы, разрешается водка – "вино хлебное".

Во-первых, следует не забывать, что к хлебу водка не имеет отношения. Вернее для производства водок и самогонов используют в качестве пищи для дрожжей сахар или крахмал, которые в результате брожения расщепляются на спирт и сивушные масла. Известный литературный герой двадцатых годов двадцатого века утверждал, что самогон можно гнать даже из табуретки – будет "табуретовка"!

Во-вторых, даже если предположить, что все-таки использовались хлебные злаки – ничего полезного для человека из них в водку не попадает. Если вино – кладезь полезных (и не полезных!) веществ, то водка – это разбавленный продукт перегонки. Т.е. в ней все полезные, Богом данные дары земли уничтожены! Вполне уместен такой образ, что водка – зеленый змий в разбавленном виде.

И в-третьих, нам должно помнить, что медиками, химиками и ГОСТом 1972 года этиловый спирт отнесен к наркотическим ядам. А водка есть ни что иное, как этанол, разбавленный водой до 40-% концентрации. Следовательно, есть то, что ГОСТ 1972 года характеризует как " легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы".

Следует оговориться, что как и прочие яды, в небольших количествах водка может быть полезна для мобилизации защитных сил организма, также могут быть допустимы настойки каких-то лекарственных средств, но она не может быть разрешена как Божий дар, который "веселит сердце человека".

Так имея хлеб, елей и натуральное вино (и воду) человек длительное время может жить – получая все необходимые вещества для своего организма. Оставим добровольцу хлеб, масло, воду и водку – явно не найдем его в добром здравии через месяц – как минимум цинга ему будет обеспечена…

Неизвестная трезвость.

Что среднестатистический россиянин знает о трезвости? Многие легко процитируют слова князя Владимира о том, что "веселие Руси есть питие" и цитату Писания "вино веселит сердце человека". Но почти никто, даже из православных, не вспомнит слова подвижников благочестия о том, что христианину лучше совсем не пить вина.

Почему же так происходит? Потому что из нормального, здорового и главное массового явления на Руси трезвенник стал явлением почти заповедным. В начале 20 века не употребляли алкоголь 43% мужчин, 85% женщин и 95% молодежи в возрасте до 18 лет, в 1980 году среди мужчин не употребляли алкоголь 0,6%, женщин – 2,4% и не начали к 18 годам употреблять алкоголь среди молодежи – 5%. Сегодня ситуация в молодежной среде лишь ухудшилась.

Трезвость – это наша национальная традиция. Но чтобы люди об этом не догадались, работает целая индустрия – созданы фильмы, в которых пьянство подается как национальная русская особенность. Сразу вспоминаются – "Особенности национальной охоты, национальной рыбалки". В этих, и подобным им фильмах и литературных произведениях пьянство показано, как веселая и безобидная забава. Этакая удаль молодецкая: мы и сами бочками пьем и горячих финских парней этому научим!

При этом бросается в глаза следующий контраст: в питии мы – "богатыри", а вот в реальном доброделании – все больше и больше инвалиды. Нередко перед постами (особенно перед Великим) появляется в православных СМИ статьи, основная мысль которых – как бы нам, немощным, ослабить для себя строгость поста. Как-то бы провести его так, чтобы не слишком утеснить себя?

А не является ли разрастающееся пьянство причиной духовного оскудения? Ответ очевиден. Очевиден и вывод: если мы сегодня так слабы и немощны, что большинство из нас постятся, "по-немощи" совсем не так, как рекомендовано Церковным Уставом, так может быть стоит усугубить пост в отношении пития? Ведь, как сказано выше: " огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость". А ясность мысли и нравственная крепость сегодня нам сугубо необходимы…
Священник Георгий Балакин , с. Майма, Республика Алтай.

Примечания:

1 – Из Краткой редакции Устава прп. Иосифа Волоцкого: "Сказание от Божественных Писаний, яко не подобает в обители бытии питию, от него же пияньство бывает. Слово 9".
2 – Русские меры веса и объема:
1 чаша ~3/4 чарки ~92мл, 1 чаша = 1/40 гарнца ~82мл
"Красовуля – чаша, для пития, употребляемая в монастырях греческих, которая полфунта и более вместить может напитка" (Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 268). (1 красовуля = 0.5 фунта ~= 226г)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 12:11 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн май 23, 2005 3:00 am
Сообщения: 13934
Предупреждения: 1
Откуда: Москва. Православный. Русский. Антикоммунист.
Да никто не считает трезвеников сектантами. С чего вы взяли?
Напрягает требование абсолютной трезвости.
И попытки "анафемы" за 100 грамм водки или вина по праздникам.
Раз выпил значит предал отечество , народ.
Не надо до абсурда доходить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 1:01 pm 
Соглашусь с предыдущим оратором.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 1:05 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 33939
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Цитата:
1. Православие – трезвая религия. Совершенно невозможно представить себе, чтобы Господь или апостолы после трапезы встали нетрезвыми. Так? Значит, мы призваны им подражать. Совершенно трезвая голова – вот дОлжный признак христианина.
2. Трезвость – похвальна для православного. Она богоугодна.


1. А кто бы спорил. Господь или Апостолы пили вино, но вставали от трапезы трезвыми. Они были трезвенниками или культуропитейщиками?
2. Возражений нет и быть не может. Однако трезвость - это трезвая голова или отказ от алкоголя вообще даже в дозах, когда порог трезвости не может быть перейден.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 1:38 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 20, 2005 3:00 am
Сообщения: 11064
Откуда: Москва
согласна, пить - плохо, алкоголь - зло, надо бороться против спасивания народа, но когда в рядах борцов за трезвость появляются провокаторы и доводят хорошую идею до абсурда и даже позволяют себе еретические высказывания невозможно закрывать на это глаза


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 2:05 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 3:00 am
Сообщения: 7510
Цитата:
ТРЕЗВОСТЬ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО - ДОБРОДЕТЕЛЬ ИЛИ ЕРЕСЬ?

Название темы какое то провокационное.Конечно же трезвость добродетель.Н ведь нет греха в том,чтобы иногда немного выпить.Но если человек знает,что от 100 гр.он впадет в запой и грех,конечно лучше вообще не употреблять.Ни капли.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 2:20 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб окт 17, 2009 8:37 pm
Сообщения: 20
Откуда: Малороссия
Вероисповедание: Православный
Водка - враг. Кто на Руси торговал самогоном (водкой, горилкой)? ЖИДЫ! Думаю излишни объяснения для чего это делалось.
Что касается вина. Думаю допустимо, сделать на праздник пару глотков вина, но только хорошего (например Когор), но не в коем случае не напиваться! И что бы это ни как не изменило наше состояние. Хотя я совсем не пью (не употребляю спитное около 2 лет), но думаю не стоит доводить трезвость до абсурда, придавая этому культ.
Еще много зависит об обстановки. Я не стал бы пить вино с подозрительной компанией, на улице из пластиковых стаканчиков. А вот в кургу семьи или Братьев думаю глоток вина допустим (но не в пост).

Вообще я не любитель спиртного и гораздо с большим удавольствием выпью стакан молока :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 2:27 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 19, 2008 3:00 am
Сообщения: 7440
Игорь Николаевич писал(а):
Да никто не считает трезвеников сектантами. С чего вы взяли?
Напрягает требование абсолютной трезвости.
.


+1
Трезвость - добродетель. Гнушение вином - ересь.
Это четко сформулировано в Апостольских правилах: кто избегает вина, или мяса, или брака - не с целью воздержания, а по причине гнушения, тот "да будет отлучен" (извиняюсь за вольное изложение: уже лень искать точную цитату :) ).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 2:36 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб окт 17, 2009 8:37 pm
Сообщения: 20
Откуда: Малороссия
Вероисповедание: Православный
Впринципе согласен что лучше воздерживаться. Сам уже давно не пил. Но вот стоит ли вести себя вызавающе? Бить себя в грудь и кричать "Не капли!"? Сам таким был))) Вот сейчас думаю подругому. Надеюсь что правельно. А ежели нет, то верю что Господь вразумит.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 2:37 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 3:00 am
Сообщения: 7510
Можно выпить и остаться трезвым православным человеком,а можно совсем не пить,но быть при этом богохульствующим еретиком,опьяненным и впавшим в прелесть. :(


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 2:45 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 22, 2009 8:53 am
Сообщения: 191
Вероисповедание: православный
Спорить с женщинами о пьянстве - глупо, особенно с теми, у кого мужья пьяницы.))))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 3:04 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 19, 2008 3:00 am
Сообщения: 7440
дмитрий казак писал(а):
Спорить с женщинами о пьянстве - глупо, особенно с теми, у кого мужья пьяницы.))))


А у кого мужья пьяницы? :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 3:12 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 22, 2009 8:53 am
Сообщения: 191
Вероисповедание: православный
Ксения* писал(а):
дмитрий казак писал(а):
Спорить с женщинами о пьянстве - глупо, особенно с теми, у кого мужья пьяницы.))))


А у кого мужья пьяницы? :)


У многих))))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2009 3:16 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 19, 2008 3:00 am
Сообщения: 7440
дмитрий казак писал(а):
Ксения* писал(а):
дмитрий казак писал(а):
Спорить с женщинами о пьянстве - глупо, особенно с теми, у кого мужья пьяницы.))))


А у кого мужья пьяницы? :)


У многих))))


Никто же не признается. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 330 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 22  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 244


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }