О «симфонии властей» и «ереси цареборчества»Владимир Кириллов
http://www.rusorthodox.com/current/Symp ... State.html(Очень интересно и доходчиво разобрана ошибочность суждений ревнителей главенства Царя над Церковью).
«Византийский принцип двух равноправных Властей был не только прочен, но и совершенно правилен. В пользу его правильности говорит уже то обстоятельство, что он установлен в период Вселенских Соборов, и ими признавался». Лев Тихомиров
«Власть самодержавнаго монарха есть власть, выросшая из Церкви, из церковнаго идеала, органически с Церковью и по идее и по установлению связанная и этим принципом ограниченная». Михаил Зызыкин
«Иначе сказать, истинная самодержавная царская власть та, которая относится к Церкви на основе симфонии властей». Архиепископ Серафим (Соболев)
Фрагмент из статьи:
"... В идеале Православный царь Помазанник Божий, должен быть носителем высокого образа Христа-Царя, «внешним Епископом Церкви», «защитником», «покровителем Православия», а в реальности, во что превращался этот образ, к примеру, в лице императоров-еретиков, отступников разного рода, гонителей Церкви, своим недостойным поведением развращающих своих подданных?
Во всяком случае, не в образ верховного защитника и хранителя догматов веры и блюстителя правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния (как написано в своде Основных Законов Российской Империи), а в «мучителя» и в слугу дьяволова (преп. Иосиф Волоцкий). Поэтому, Православная Церковь, никогда не обожествляла и не идеализировала даже такую предпочтительную для Нее форму государственной власти, как монархию.
Создается впечатление, что у борцов с этой «ересью» присутствует тенденция непомерно возвысить царскую власть по сравнению с церковной и представить реальное ее воплощение только в виде идеала и оправдать при этом все ее деяния (а ее порфироносных носителей безоговорочно возвести в ранг святых лишь только потому, что Церковь их помазала на царство), – что приводит к неминуемым искажениям. И, борясь с одной «ересью», они впадают в другую ловушку («царебожничество» или «царепоклонничество»). Но такое восприятие монархии – ложное, языческое.
Поэтому, для «ревнителей» принцип «симфонии властей» (т. е. «созвучие» или гармония власти светской и церковной) с трудом терпим. По-видимому, 200-летний Синодальный период Русской Церкви, который они идеализируют, выветрил из умов всякое понятие об этом основополагающем принципе...".