Первым, оставившим след в истории, представителем еврейской ветви ленинской родни был некий Моше Бланк. Проживал он в городе Староконстантинове, что на Волынщине. У Моше Бланка имелось в пользовании питейное заведение – шинок. Ещё он владел участком земли в Новоград-Волынске.
Его судили то за кражу сена, то за какие-то винно-водочные махинации, то за оскорбление общинного чина. И, наконец, за поджог.
Конфликт между Бланком и еврейской общиной Староконстантинова зашел настолько далеко, что он был вынужден спешно бежать в Житомир.
Моше Бланк отправлял в высшие инстанции многочисленные письма, в которых излагал свои соображения относительно еврейского житья, бытья. И указывал на его коренное несоответствие законодательству Российской империи.
У Моше Бланка и его жены Мирьям было три дочери; и два сына – Абель и Сруль. Абель родился в 1794 году. А Сруль не то в 1801, не то в 1804 году.
Вопреки традиции Моше Бланк отдал детей учиться не в хедер, а в уездное училище.
18 ноября 1816 года в семье Бланков произошло событие, чуть было не обернувшееся катастрофой.
Моше Бланк и его сын Абель, чуть было, не загремели в Сибирь. Но потом их отдали на поруки «шести житомирским оседлым и ни в чём не подозрительным жителям…»
10 июля 1820 года, Сруль и Абель, приняли православие.
Сруля (Александр после крещения) Абеля (после крещения Абель был переименован в Дмитрия)
В данном контексте отчество Мошевич никак не звучало. И братья Бланк стали Дмитриевичами.
Моше Бланк, стал Дмитрием. Хотел, судя по всему, соответствовать приобретенному сыновьями отчеству.
В Центральном государственном историческом архиве Ленинграда хранилось дело под названием «О присоединении к нашей церкви Житомирского поветового училища студентов Дмитрия и Александра Бланковых из еврейского закона». Дело содержало заявление братьев следующего содержания:
– “Поселясь ныне на жительство, в С.-Петербурге и имея всегдашнее обращение с христианами, Греко-российскую религию исповедующими, мы желаем ныне принять оную. А посему, Ваше преосвященство, покорнейше просим о посвящении нас священным крещением учинить Самсониевской церкви священнику Федору Борисову предписание... К сему прошению Абель Бланк руку приложил. К сему прошению Израиль Бланк руку приложил. “
Наряду с заявлениями о зачислении в академию в деле находились также аттестаты, полученные братьями в Житомирском поветовом училище, и свидетельство о крещении, выданное им священником церкви преподобного Самсония Федором Барсовым. Ещё там было обязательство братьев блюсти все требования, предписываемые православием. Не нарушать, так сказать догмы.
Дядя объяснил племянникам, что иудеев в медико-хирургическую академию не берут. И указал им на единственную возможность для поступления. Отказаться от иудаизма и перейти в православие.
Он же нашел им крестных отцов. Графа Александра Апраксина члена влиятельной масонской ложи «Три добродетели». И сенатора Дмитрия Баранова.
Сенатор Баранов был идейным антисемитом. Он в силу мер и возможностей способствовал крещению евреев. Не желавших же креститься, Баранов предлагал выселить в Таврийские степи.
Когда речь зашла об обучении сыновей Абеля и Сруля в медико-хирургической академии, Баранов предложил крестить их. И пообещал взять на себя необходимые хлопоты.
В этом же 1820 году Дмитрий Дмитриевич и Александр Дмитриевич были приняты в Петербургскую Медико-хирургическую академию волонтерами. В 1824 году братья успешно завершили курс обучения и приступили к врачебной деятельности.
Судьба Дмитрия сложилась трагически. Штаб-лекарь Дмитрий Бланк погиб 26 июня 1831 года во время холерного бунта в Петербурге. Толпа обезумевших людей вломилась в помещение Центральной холерной больницы. И выбросила ставшего на их пути врача из окна третьего этажа.
Александр Бланк успешно работал в провинции и в Петербурге. Его считали знающим врачом. Продвигали по службе и не обходили наградами. Александр имеет большие заслуги перед украинской культурой. Он спас от смерти молодого Тараса Шевченко.
Весной 1837 года Тарас Шевченко, в ту пору ученик художника Ширяева, тяжело заболел. Его направили на лечение к Александру Бланку, и тот вылечил поэта.
В отставку Александр Бланк вышел в чине статского советника. Этот чин делал обладателя потомственным дворянином.
Со всеми вытекающими отсюда привилегиями. Новоиспеченный дворянин переехал в Татарию и в 42 километрах от Казани приобрел по случаю деревню Кокушкино. К деревне прилегал большой земельный участок, около 500 гектар. Водяная мельница. Ещё там было 39 крепостных крестьянских душ.
Александр женат был дважды. В 1829 году он женился на дочери купца Анне Гроссшопф. В жилах Анны текла немецкая и шведская кровь. В числе ее шведских родственников преобладали ремесленники и купцы. Среди немецких же, были высокопоставленные чиновники, деятели культуры и аристократы. Среди отдаленных родственников Анны Гроссшопф президент ФРГ барон Рихард Карл фон Вайцзеккер. Крупные историки Карл Лепсиус и Эрнст Купциус. И, как пишут, гитлеровский генерал Модель и писатели-антифашисты Томас и Генрих Манн.
Умерла Анна рано. В 1838 году. Сиротами остались 8-летний сын Дмитрий. И дочери Анна, Любовь, Екатерина, Мария (мать Владимира Ильича) и Софья. Воспитывала их бездетная сестра матери Екатерина.
10 апреля 1841 года Александр Дмитриевич женился повторно. Второй брак оказался бездетным.
Умер Александр Дмитриевич Бланк 17 (29) июля 1870 года.
За три месяца до этого появился на свет внук Владимир. Будущий вождь.
Немецкий исследователь Гюнтер Крузе восстановил западно-европейскую ветвь родословной семьи Ульяновых вплоть до XIII века. Гость из немецкого города Байройт посетил Ульяновск, побывал на могиле отца Ленина Ильи Николаевича Ульянова, в кирхе, ленинских музеях.
На пресс-конференции Крузе рассказал, что его мать - Ирма Крузе - является троюродной сестрой Владимира Ленина, а сам господин Крузе - внучатый троюродный племянник Владимира Ильича.
Он сотрудничал с главными зарубежными исследователями в области генеалогии семьи Ульяновых, работал в архивах. За десятилетия кропотливого труда он нашел данные о предках, начиная с XIII века. В общей сложности исследователь насчитал порядка тысячи родственников Ленина. По его словам, среди многочисленных представителей рода, в частности, были пастер Хёфе, возглавлявший церковную общину в годы тридцатилетней войны, купцы и руководители Ганзейского союза (торгового объединения северо-германских городов, существовавшего в XIV-XVI веках во времена войн против Дании, господствовавшей на торговых путях между Северным и Балтийскими морями).
Сейчас Крузе работает над международным издательским проектом под названием "Генеалогический мост: Ульяновск, Ташкент, Байройт, Штутгарт", где будут объединены материалы по родословной Ленина, собранные его потомками в Узбекистане и Германии.
|