http://www.tvkultura.ru/news.html?id=3700Цитата:
13.05.04 Игорь Волгин: "Жизнь Достоевского - его лучший роман"
Телеканал "Культура" с 11 мая 2004 года начал показ нового двенадцатисерийного документального цикла "Жизнь и смерть Достоевского". О цикле рассказывает автор и ведущий - писатель, историк, доктор филологических наук, президент Фонда Достоевского, профессор Игорь ВОЛГИН.
- В последнее время интерес к Достоевскому заметно возрос. Достаточно упомянуть новые экранизации, многочисленные театральные постановки. На ваш взгляд, чем интересен Достоевский сегодняшнему читателю, зрителю?
- Вообще, образно говоря, Достоевский - это мы. Но "мы" - не как отдельные эмпирические люди, а как люди вообще - в высшем своем проявлении. Гений всегда демонстрирует предельные возможности человеческого духа. Поэтому любое прикосновение к Достоевскому - к его биографии, творчеству - есть помимо прочего еще и акт самопознания. Человек - главный предмет Достоевского, а он, человек, как показывает опыт XX века, изменился довольно мало. Основные вопросы, которые волновали автора "Бесов", актуальны и в XXI столетии.
- Биография Достоевского - благодарная тема для телевоплощения: столько в ней захватывающих, поистине детективных сюжетов...
- Жизнь Достоевского - лучший его роман, поразительный и по сюжетным ходам, и по своему внутреннему напряжению. Не говоря уже о драматической развязке, в которой как бы воплощается тайная мысль всего "сценария". Его смерть оказывается в высшей степени символичной. Достоевский умирает в своей квартире в Кузнечном переулке, а за стеной, совсем рядом, находится конспиративная явка "Народной воли". В тот час, когда арестовывают его соседа - террориста Баранникова, у Достоевского открывается первое кровотечение. Второе, приведшее в конце концов к смерти, происходит, когда в соседней квартире попадает в засаду еще один член "неуловимого" исполкома "Народной воли". Вокруг смертного ложа Достоевского разыгрывается страшный спектакль: здесь "сходятся" царь и профессиональные цареубийцы. В конце жизни он оказывается и символически, и в буквальном, физическом смысле лицом к лицу с русской революцией, чьими вопросами он мучился и чьи ответы категорически отвергал. Только один этот воистину шекспировский сюжет заслуживает отдельного сериала.
Жизненный путь Достоевского - это некая модель русской истории. В его биографии в сжатом виде отразились скитания нашего национального духа.
- В судьбе Достоевского есть то, что Пушкин называл "странными сближениями"...
- Нет ни одной писательской биографии, в пределы которой вместилось бы такое разнообразие даруемых нашей исторической жизнью персональных возможностей. То, что Пушкин и другие великие провидцы мыслят как некую биографическую перспективу, с Достоевским случается въяве. "И я бы мог..." - пишет Пушкин, изобразив пять виселиц с силуэтами казненных. Достоевский там был. "Не дай мне Бог сойти с ума..." - и вот критики уже уверяют читателей, что Достоевский таки впал в помрачение рассудка, почему и дописался до "Дневника писателя" и "Бесов". И, наконец, пушкинские строки: "Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег". На исходе жизни худо-бедно такое пристанище у Достоевского появляется: Старая Русса, где создается роман "Братья Карамазовы".
- В двенадцати сериях невозможно отразить все коллизии этой фантастической жизни. По какому принципу вы отбирали материал?
- Конечно, эта жизнь не вместилась бы ни в какое количество серий. Поэтому пришлось пожертвовать очень и очень многим. За кадром остались целые биографические материки: например, весь сибирский период, чрезвычайно важный для Достоевского, - каторга, солдатчина... Не хотелось говорить об этом бегло. Выпал огромный "отношенческий" пласт - взаимосуществование с Тургеневым, Толстым, Некрасовым... Не стремились мы охватить и историю текстов, историю тех или иных произведений. Пришлось обозначить - чаще всего пунктирно - только отдельные эпизоды, отдельные узловые моменты этой жизненной драмы.
Начинается цикл серией "Родиться в России", в которой рассказывается о происхождении рода, детских впечатлениях, о "странной" смерти отца писателя. Я, например, склонен думать, что его убили собственные крестьяне, хотя по официальной версии отец Достоевского умер естественной смертью. Затем: "Тайна Михайловского замка". Ведь именно в Михайловском замке, где располагалось Инженерное училище, воспитанником которого являлся Достоевский, был убит Павел I. И через много лет схема его убийства, совершенного с молчаливого согласия сына, воспроизводится в романе "Братья Карамазовы". Серия "Дебют. Цена успеха" - о сенсационном, как сейчас бы выразились, появлении романа "Бедные люди" и последующем охлаждении публики. Серия "Пропавший заговор" рассказывает о Достоевском - жертве политического процесса 1849 года, о той смертной участи, которую он пережил, будучи возведенным на эшафот...
Пять серий цикла посвящены теме Запада. Россия и Европа - одна из центральных тем творчества Достоевского: от разрешения этого диалога зависят, по его мнению, судьбы мира. Его поездки в Европу были связаны и с личной драмой, и со страстью к игре. Для Достоевского Запад - некое загробье (с элементами рая и ада), это иной мир, и отношение к нему двойственное: с одной стороны - восхищение "страной святых чудес", а с другой - неверие в западную цивилизацию, ощущение ее исчерпанности, исторической тупиковости...
- Еще не так давно о заграничном периоде жизни Достоевского широкому кругу читателей было мало что известно. О его страсти к игре в рулетку старались упоминать пореже...
- Да вся его жизнь - рулетка. Благодаря этой страсти, которая не отпускала Достоевского целых десять лет, сегодня у нас есть такие романы, как "Игрок" и в какой-то степени "Идиот". Когда их автор загонял себя в работу? Когда доходил до крайней степени отчаяния, когда, оставшись без копейки денег, он оказывался в ситуации экстремальной. Он все время "колеблется над бездной". Видимо, в игре проявлялась внутренняя потребность риска. Ведь недаром один его герой говорит, что рулетка - игра по преимуществу русская. Действительно, это игра ментальная. Для Достоевского - это противоборство с Судьбой, которой он бросает вызов.
Еще одна отчасти "западная" тема - роман с Аполлинарией Сусловой. О нем фильм "Подруга вечная". Эта женщина сыграла исключительную роль в жизни Достоевского (Аполлинария Суслова явилась прототипом Полины в "Игроке"). Впервые в творчестве Достоевского появляется модель любви-ненависти.
- Это была несчастливая, роковая страсть?
- Страсти вообще имеют тенденцию быть роковыми. Что касается Сусловой, она глубоко уязвила его сердце. А уязвленное сердце - могучий источник творчества. Много лет спустя Василий Васильевич Розанов, который был моложе Сусловой на целых шестнадцать лет, влюбился в нее без памяти, и она стала его женой. Но Суслова, увы, бросила и его. Достоевский делал ей предложение, и, я думаю, что если бы оно было принято, автор "Игрока" не прожил бы после этого слишком долго.
- Во втором браке, с Анной Григорьевной, роль любящей и страдающей стороны выпала уже ей? По прочтении ее воспоминаний иногда создается впечатление, что он больше мучил - ревновал, был порой жесток и деспотичен, чем любил...
- Он, безусловно, любил ее, причем любил страстно - почитайте их переписку! Недаром же Анна Григорьевна вымарывала из его писем целые абзацы - она справедливо опасалась нашего ретроспективного любопытства. Он писал ей: вот мы с тобой уже двенадцать лет женаты, Аня, а мой супружеский восторг с каждым годом все возрастает. Как он казнится, как ругает себя последними словами, когда проигрывается дотла! Мудрая женщина, она никогда не попрекала его, она была идеальной писательской женой. Как сказал поэт:
Этой отваги и верности
Не привилось ремесло. -
Больше российской словесности
Так никогда не везло.
Недаром именно Анне Григорьевне посвящены "Братья Карамазовы".
- Цикл "Жизнь и смерть Достоевского" порадует нас новыми научными открытиями, которыми столь богаты ваши книги о Достоевском? Пользовались ли вы в сериале результатами собственных изысканий?
- Я не стремился поразить публику неизвестными фактами. Знаете, однажды Корней Иванович Чуковский выступал перед аудиторией, и ему прислали записку: "Прочтите, пожалуйста, новые стихи Блока". На это Чуковский грустно ответил: "Зачем я буду читать новые стихи, когда вы и старых не знаете?" В жизни Достоевского слишком много "известного неизвестного". Конечно, я опирался на свои книги, но телевидение - это совсем другой жанр.
- В съемках фильма принимали участие известные актеры - Александр Филиппенко и Борис Плотников...
- Они, на мой взгляд, прекрасно справились со своей нелегкой задачей. Филиппенко, вообще говоря, - герой Достоевского, в нем есть некая "безуминка", некая инфернальность. Борис Плотников - интеллигентный и внутренне сдержанный, он делает акцент на психологической глубине и подтексте. Вместе они воплощают разные грани Достоевского, показывают возможность различных его трактовок. От этого фильм, как мне кажется, только выигрывает. Подбирая тексты из романов, писем, дневников для актерского исполнения, я сообразовывался прежде всего с особенностями дарования этих мастеров.
- Как вы ощущали себя в роли ведущего?
- Это мой первый опыт большой телевизионной работы. Я не писал заранее авторского текста, не готовил его, не репетировал. В кадре я всегда импровизирую - по ходу дела. В этом есть свои плюсы, ибо речь возникает как бы в присутствии зрителей, но в то же время и свои минусы, поскольку это не "абсолютный", выверенный, книжный текст.
- "Жизнь и смерть Достоевского" - первый, но не последний опыт биографического телесериала? Вы планируете продолжить работу на телеканале "Культура"?
- Ну об этом трудно гадать. Но вот что хотелось бы заметить. Если наш впечатлительный зритель, затаив дыхание, следит за сочиненными профессиональными "сериальщиками" детективными историями (порой не лучшего вкуса и весьма неправдоподобными), то что мешает ему медленно, вдумчиво, подробно следить за перипетиями настоящей, реальной жизни, чей высший смысл имеет касательство к его собственной судьбе и к судьбам его Отечества? Я тут имею в виду не только Достоевского. А сюжеты из жизни Пушкина, Толстого, Фета, Маяковского, Булгакова, Мандельштама! Это - наша национальная история. Их жизни - больше, чем просто биографии. Иосиф Бродский говорил: "Искусство, в частности литература, - не побочный продукт видового развития, а ровно наоборот. И если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература - и, в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, - представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель". То есть нашу цель как рода человеческого. Это поразительная и, на мой взгляд, весьма перспективная мысль.