р.Б. Дионисий писал(а):
Весьма глубоко и аргументировано разбирает затронутую нами тему выдающийся подвижник благочестия XX столетия митр. Мануил Лемешевский. В своем противообновленческом катехизисе (2) , в пункте 104-м он разбирает вопрос «о безблагодатности внецерковных христианских обществ в связи с формами присоединения от них к Церкви».
Вам ведомо, почему сего подвижника не канонизировали. Есть вот такая информация.
http://www.regels.org/1939.htmЦитата:
Арест епископа Мануила (Лемешевского) и выдача им членов общины Сергея (Мечева).
В 1938 году о. Сергей Мечев пригласил епископа Мануила (Лемешевского) для тайного рукоположения нескольких из них в священники. По существующей версии, основанной на документах следствия, в 1939 году епископ Мануил после своего ареста дал показания, назвав имена членов общины. Почитатели владыки Мануила считают эти данные недостоверными, однако они стали препятствием для канонизации этого архиерея.
По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:
"С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном — не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен".
Я не берусь судить поведение исповедника в то страшное время, однако, от святости это далеко.
Приведенная же Вами его позиция (по существу то же, что и у Карелина), вообще-то еретична.
Цитата:
Таким образом, каждому здравомыслящему христианину ясно, что сохранение неканонического преемства (а не апостольского, как ошибочно утверждает прот. Цыпин) еретическими или раскольничьими священнослужителями вовсе не означает действенность и благодатность совершенных им таинств, в том числе епископских или священнических рукоположений. Сохранение такой преемственности может лишь помочь определить православной иерархии повторять ли форму таинства над раскольником или еретиком при присоединении его к Церкви или просто наполнить ее благодатным содержанием, приняв его по более мягкому чину, не повторяя саму форму. Это лишь сами еретики могут думать, что поскольку их принимают в сущем сане, значит, таинства их благодатны. Но недопустимо это ложное мнение возводить в ранг учения Церкви.
Спаситель сказал "не рожденный от воды и Духа не может войти в Царствие Божие".
В изложенной же позиции, по существу, получается, что хотя человек и не рожден от воды и Духа, но может спастись только потому, что его сосчитали таковым. По существу, это неверие в силу вообще всех таинств, не только их, но и наших, раз считается, что хоть и не было таинства, но не надо.