Теперь посмотрим, что говорят св. Отцы и Подвижники благочестия о том, кто же виноват в бедах Русского народа. Св. прав. Иоанн Кронштадтский:" Талант вселенского Православия мы приняли от Бога для славы Божией и нашего спасения. Как мы этот талант употребляем и умножаем? Как благодарим Бога? Каково наше покаяние? Какие добрые дела творим? Нет делающего добро, нет ни одного. Все уклонились и сделались непотребными (Пс. 13, 1-3). Не относятся ли эти слова Писания к нам?" "Молись Богу о общем безверии и развращении России. Маловерие, неверие или потворство ему пронизало все слои русского общества - саму Императорскую власть, министров, чиновников, офицеров, высшую церковную иерархию, профессоров академий, университетов и всех высших, средних и низших заведений вместе с их учениками" "Люди в смятении, стихии в смятении, воздух, вода, земля, огонь в смятении - по грехам людей стихии сжигаемые разорятся, земля и всё еже на ней сгорят. Грехи умножились до края.
Прп. Варсонофий Оптинский:" Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие - нигилизм, мертвечина, а всё потому, что только одна зубрёжка без чувства и смысла. Революция в России произошла из семинарии"
Свт. Филарет Московский:" Как наше время походит на последнее! Соль обуявает. Камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я в нынешнюю бытность мою в Синоде на изобилие людей, заслуживающих лишения сана." "Видно грехи наши велицы пред Богом. Не от дома ли Божия начинается суд? Не пора ли от служащих в доме сем начаться покаянию?"
Свт. Игнатий (Брянчанинов):" Судя по духу времени и по брожению умов, - должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение её, нежели остановят" "Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати" "В высших пастырях ея (Церкви) осталось слабое, тёмное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква" "Вместо благодатных руководителей, в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие" "С внутренним оскудением и падением монашества неизбежны удары по монастырям извне" "Мнение разгорячённых слепцов. видящих всё в цветущем виде, не должно иметь никакого веса" "Действительное положение монастырей подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода: она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества - повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актёрской наружностью маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актёров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам" "У нас монастыри в крайнем упадке. Повторяем: они извращены. Вступают в них личности почти исключительно из черни, занимаются исключительно телесным подвигом, почти всегда бесплодно или с плодами ложными, приняв средство и пособие за цель и сущность. Но и телесный подвиг сделался ныне редкостью: ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления. Такими сделала их каста, смотрящая на них, как на свои аренды, ненавидящая и презирающая их, испражняющаяся в них одними своими исчадиями, нетерпимыми в среде мира по причине необузданного разврата этих исчадий" "Оскудение монашества, являющегося барометром по отношению ко всему христианскому обществу, необходимо связывать со всеобщим охлаждением к вере и повсеместным усилением безнравственности" "Печально - современное религиозное и нравственное направление народа... Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие." "Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в нашем народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индеференист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления" " Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земли! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право - смех, да и только); эти степени даются людям. К получению такой степени много может содействовать чья-нибудь б... Случись с этим "богословом" какая напасть - и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. я встречал таких: доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!"
Продолжение следует.
|